Отрицательный еврейский стереотип

— Может, мой вопрос покажется Вам оскорбительным или обидным, но я все же задам его. Заранее прошу прощения, если вдруг обидел.

Почему среди людей нееврейской национальности про евреев сложен такой стереотип, что еврей — это хитрец, обманщик, жадина, человек, не делающий ничего без выгоды для себя, человек испытывающий неприязнь к людям нееврейской национальности?

Заранее благодарен.

С уважением,

Соболев Константин,

Санкт-Петербург

— Ни один вопрос, если он порожден желанием понять некое явление, его происхождение и духовные корни, не может показаться мне оскорбительным или обидным. Именно в этом ключе я рассматриваю Ваш вопрос и считаю, что он важен и имеет общественное значение.

Основное название еврейского народа — Исраэль (Израиль), что в переводе означает «Всевышний в будущем будет признан Правителем мира». Мы носители этой идеи, этого очень высокого мировоззренческого «стандарта».

Люди, живущие в ареале христианской и мусульманской цивилизаций, знают это — на осознанном или подсознательном уровне. И очень многие ощущают себя неуютно оттого, что чувствуют, пусть и неосознанно, где-то в тайниках своей души, что все без исключения придуманные людьми мировоззренческие теории, учения, религии, философские системы и т. п. превратятся в малозначимые, поверхностные тексты и никому не нужные ритуалы. Ощущают они и другое — что евреи, этот «вечный народ», своим существованием напоминают об этом. О том, что так хотелось выкинуть из глубин души, о чем хорошо было бы вообще забыть…

Иногда антисемитизм принимает звериные формы попыток физически уничтожить наш народ (в Древней Персии эту идею выдвинул Аман, о чем мы вспоминаем в праздник Пурим; в относительно недавние времена — Гитлер и Сталин).

Рассмотрю приведенные Вами элементы антиеврейского стереотипа:

— Хитрец. Потому что жизнь постоянно и жестоко преследуемого человека заставляет его быть внимательным и осторожным. Излишняя наивность грозила бедами, а иногда и — гибелью.

— Обманщик. Наши законы учат нас «удаляться от лжи». Однако и не требуют, чтобы мы умирали, если можно сохранить жизнь перед лицом смертельной или другой великой опасности — утаивая истину или даже искажая ее. Но это допустимо, только если речь идет о маловажных, непринципиальных вещах (!). Еврею полагается отдать жизнь, но — не отказаться от своей веры в пользу чужой религии. Он не должен убивать другого человека, спасая себя и т. д.

— «… Не делающий ничего без выгоды для себя». То есть в данном случае говорят о том, что еврей из высоких, альтруистических побуждений ничего не станет делать для других…

Это звучит, по меньшей мере, даже забавно. Нам выдвигают именно такое обвинение (!), при том что в пропорциональном отношении доля филантропов, больших и малых, в еврейской среде неизмеримо выше соответствующей доли у других народов, может быть, и всех других народов. Достаточно зайти в любой музей, частный госпиталь и т.п. в экономически свободных странах, где живут много евреев, чтобы увидеть на дощечках с фамилиями спонсоров, доноров и т. д., которые висят на стенах, еврейские фамилии. Любопытства ради, подсчитайте, каков процент дарителей-евреев по сравнению с остальными. А потом сопоставьте полученный результат с долей евреев в населении этой страны.

И все же… Есть в этом что-то. Для еврея традиционно любая ситуация — «за час до бури, до беды…». И многое в его поведении, незаметно порой даже для него самого, отражает необходимую предусмотрительность в «выстраивании защиты».

— «… Испытывающий неприязнь к людям нееврейской национальности». Думаю, что многие евреи относятся к «людям нееврейской национальности» настороженно. И на это есть свои основания.

Поясню свою мысль частным, небольшим примером.

В июне 1941-го года, в первые дни войны, в небольшом литовском городке, где жила семья моего отца, местные жители «нееврейской национальности» (а, попросту говоря — соседи…) еще до появления немецкой администрации (!) устроили погромы. Взрослых евреев они убивали, расстреливая, а маленьких детей, младенцев — разбивая им головы о стены. Патронов ведь было немного, немцы еще не подоспели…

Если же говорить о еврейской истории вообще… Нужно ли напомнить о кострах инквизиции, о крестовых походах, о казаках Хмельницкого, о печах Освенцима? Или о том, как поляки, уже после войны, убивали евреев-партизан, выживших в польских лесах? Или — о лозунге: «Бей жидов, спасай Россию!»?

Чувства, которые евреи испытывают «к другим» — действительно непростые… Трудно ли понять причину этого? Не думаю…

И, несмотря ни на что, мы все и всегда должны стремиться к добру, к Свету. Необходимая составная часть этого — сосредоточенность на мысли, как нам стать достойными людьми, как приблизиться к Творцу, как отдалиться от рукотворных фантазий… В том числе — и от негативных, злобных стереотипов.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора