Так получается, что, казалось бы, забытая дискуссия по поводу митингов в поддержку Израиля вновь возвращается на «круги своя».
Статья уважаемого Леонида Амстиславского «Сон разума порождает…» не оставляет никакого другого выбора, кроме как возражать почти против каждой высказанной в ней мысли.
Само название публикации — явный намек на фразу «Сон разума порождает чудовищ…». Судя по излагаемому материалу, «чудовища», в представлении Леонида, как это ни странно, — митинги памяти убитых и митинги в поддержку Израиля, порожденные «сном разума» его организаторов.
Вот что он пишет по поводу организованного рабби Вайсом ралли против обстрелов Сдерота: «Вынужден говорить о бессмысленности, популизме и вредной близорукости подобных выступлений…». Огульное и абсолютно несправедливое заявление человека, отсутствовавшего на мероприятии, о котором он так безапелляционно судит. Для участников этого митинга и другого, организованного рабби Вайсом в память детей, убитых в Иерусалимской иешиве, это были нужные, высокоморальные и патриотические мероприятия.
В том же обличительном духе, с самыми нелестными эпитетами, Амстиславский ранее писал о митинге памяти убитой журналистки А. Политковской («ЕМ» № 803), организованном на собственные средства журналистом Антоном Крыловым; о митингах против разделения Иерусалима и передачи арабам Иудеи и Самарии, проходивших в Аннаполисе и Вашингтоне («ЕМ» № 811, репортаж Ю. Рапапорта).
«Я не против митингов, — заявляет Леонид, — я призываю организаторов этих митингов, помимо эмоций, включить разум, логику и задуматься о конкретной цели».
И этот, мягко говоря, неуважительный призыв обращен к раву Вайсу.
Кто он, Ави Вайс?
Рабби Ави Вайс — главный раввин Еврейского института в Ривердейле, преподаватель Стерн Колледжа…, автор нескольких книг, многочисленных статей.
Начал свою деятельность в борьбе за освобождение советских евреев. В 1988 г. входил в группу 100 американских раввинов, которые провели самую короткую в СССР мирную демонстрацию на Красной площади в защиту советских евреев, продолжавшуюся ровно 18 секунд,… прежде чем их арестовал КГБ. Однако голос их был услышан.
В конце 80-х годов с группой студентов Вайс ездил в Польшу, чтобы выразить протест против превращения Освенцима в христианскую святыню (где он был избит). Все же многого удалось добиться. Монастырь на месте концлагеря построен не был. И позднее, происходящее на территории Освенцима остается в центре его внимания. Рабби Вайс — раввин Джонатана Полларда. Главная забота Вайса — безопасность Израиля, в поддержку которого он постоянно собирает малые и большие демонстрации. В знак протеста против отделения Газы он неоднократно посещал Гуш Катиф.
Окончание. Начало на с.27
Фамильярный неуважительный тон, в котором Леонид пишет о заслуженном раввине, просто недопустим. К счастью, Вайс не говорит по-русски и, надеюсь, не узнает, какие претензии предъявляет к нему один из тех «благодарных», ради вызволения которых из родины-мачехи он потратил столько сил.
Вот что сказал Вайс в одном из интервью:
«Когда я вижу русских евреев, участвующих в демонстрациях, это приносит мне неописуемую радость. Мечты, которые казались нам когда-то несбыточными, воплотились.
Столько лет мы боролись за освобождение советских евреев, и теперь, слава Б-гу, они борются за освобождение других».
Леонид, как известно, в демонстрациях не участвует, а «борьбу за освобождение других» трактует весьма своеобразно.
Он менторски распекает еврейского патриота: «Организатор митинга — раввин Ави Вайс, президент АМХА, инициатор многих выступлений против ухода израильтян из Газы. Ну и каков результат этих «многих выступлений»? Нулевой!»
Прокурорским тоном Амстиславский задает раввину вопросы на засыпку: «Призывал ли раввин Вайс к митингам в осуждение тех, кто, вопреки здравому смыслу, настаивал на проведении выборов, приведших к победе ХАМАСа…?»
Хотелось бы знать, почему никто и ничто не «вынуждает» Леонида тот же самый вопрос, с той же жесткой требовательностью, адресовать не рабби Вайсу, а лидерам русскоязычной общины, которые в то время (как, может быть, и сейчас) были с раввином по разные стороны баррикад.
22 мая 2005 г. в Барух-колледже (Манхэттен) Шарон под бурные аплодисменты выступал перед лидерами и активистами еврейских организаций США, излагая свою программу ухода из Газы. Несогласных со скандалом полиция выводила из зала. Наша делегация во главе с Аликом Бруком-Красным поддержала Шарона. А возле здания бушевал митинг протеста. На плакатах демонстрантов изображалась плачущая Звезда Давида. Теперь, как и раньше, мы понимаем: ей было от чего плакать.
В отличие от наших лидеров, раввин Вайс, Хелен Фридман, рав Гирш Окунев, рав Моше Хаим Левин и др. были среди нескольких тысяч протестующих («ЕМ», № 679).
Корэтта Джеймс:
«Я хочу лоббировать Израиль»
Даже в деталях статья Амстиславского не выдерживает никакой критики. Упорно стараясь доказать бессмысленность демонстраций, он пафосно вопрошает: «Был ли хоть один митинг в осуждение политики Буша и выкручивания рук Израилю Кондолизой Райс?»
Что за вопрос? Разве Леонид забыл, что он сам раскритиковал митинги в Аннаполисе и Вашингтоне (о которых узнал из репортажа Ю. Рапапорта). Они как раз и были посвящены этой теме.
Не останавливаясь на других аналогичных противоречивых моментах статьи, все же приведу следующую цитату:
«Цель ХАМАСа — убивать, запугивать, деморализовывать мирное население», — сообщили организаторы митинга тем, кто на этот митинг пришел. Кто этого не знает?! У участников митинга было другое мнение?»
Разумеется, нет. Демонстранты держали плакаты, на которых слово «ХАМАС» было написано кроваво-красной краской, и капли «крови» стекали с названия этой бандитской организации.
Если бы Леонид не взял на себя роль рыцаря, который самоотверженно, не покладая пера, заочно борется с «чудовищем», а хотя бы раз вышел из кабинета взглянуть «чудовищу» в «лицо», он бы наверняка понял, в чем смысл этих мероприятий. Он бы увидел, что митинги проходят не на кухне с закрытыми дверями, а на улице среди массы людей, из которых далеко не каждый осуждает террористов и считает Израиль потерпевшей страной. Он бы увидел, что речь оратора записывается на камеру и обращена не только к согласным с ним митингующим, а предназначена для передачи на радио и телевидении (обычно в репортажах, которые Леонид читает, эти детали не упоминаются).
Митинг — один из важнейших элементов информационной войны, которую, к сожалению, постоянно проигрывает Израиль.
Корэтта Джеймс, чернокожая женщина, республиканка, участница митинга памяти погибших учеников иешивы, рассказала, что стены помещения редакции газеты «Нью-Йорк Таймс» завешаны фотографиями плачущих арабских женщин и детей. Она сказала: «Я хочу уйти в политику, чтобы лоббировать Израиль, так как многие, особенно демократы, настроены проарабски. Но мы понимаем, что от евреев сегодня зависит судьба мира».
Так мыслит не только она. На том же самом ралли кто-то раздавал листовки, где крупными буквами было напечатано: «Сначала исламисты уничтожают евреев, потом христиан, а затем весь остальной немусульманский мир».
И все же, к сожалению, это понимают далеко не все. Огромная популярность Барака Хусейна Обамы, избравшего себе в наставники почти фашиста, вселяет тревогу.
Кто виноват?
В конце статьи Амстиславский подводит читателя к своей главной идее, что поддерживать Израиль не нужно, ибо во всех бедах страны виновато ее собственное правительство, без смещения которого все бессмысленно, в том числе и митинги. Он спрашивает: «Был ли на этом митинге призыв к израильтянам гнать свое насквозь коррумпированное правительство?..» Ответ: нет. В каких бы мероприятиях нам ни доводилось участвовать, так вопрос не стоял никогда. И на мой взгляд, стоять не может. Понравилось ли бы нам, если бы где-нибудь в России, Израиле или любой другой стране проходили демонстрации с призывом к американцам изгнать наше правительство? Ответ очевиден: это недопустимо. Почему же для израильтян, как хочет того Леонид, мы можем позволить себе что-то подобное? Их правительство — их внутреннее дело, как и для граждан любой страны.
Другой вопрос. Должны ли мы их поддерживать и им помогать?
Я думаю, уместна такая аналогия. В одной семье дочь не очень удачно выходит замуж. Из-за этого у нее моральные и материальные проблемы, страдают дети. Как поведут себя любящие дедушка и бабушка этих внуков? Будут ли ультимативно настаивать на разводе дочери и ставить в зависимость от этого свою помощь внукам? Или безоговорочно будут им помогать? Я бы выбрала только второй вариант. В отношении Израиля — то же самое.
Леонид, видимо, склоняется к первому…
Заканчивая статью, он увещевает: «Так вот, прежде чем идти на очередной митинг, подумайте, на чьих руках и на чьей совести эта кровь и это пламя».
Согласно контексту, он приписывает это правительству Израиля.
При всей бездарности израильских начальников, разве черная совесть арабских бандитов, мечтающих сбросить евреев в море, уже не в счет?
Уверена, что проводимые в поддержку Израиля митинги, помимо всего прочего, повышают градус еврейского патриотизма, содействуя сплочению американцев и израильтян, и во всех смыслах идут на пользу еврейскому народу.
На мой взгляд, негативный разрушительный эффект антимитинговых статей и высказываний Амстиславского на радио и ТВ заключается в том, что они играют роль отвлекающего маневра. Его статьи переводят стрелки: энергию борьбы с нашими врагами и ненавистниками направляют на ослабляющие нас распри друг с другом.
Между тем, пока одни пассивны, а другие, что еще хуже, даже предостерегают от активности («прежде чем идти на очередной митинг, подумайте…»), враг не дремлет. Недавно в Манхэттене прошла демонстрация под лозунгом «Свободу Палестине!» Благодаря упорной пропаганде, арабы присвоили себе наше имя, ибо палестинцы — это мы. Они всеми способами рвутся отобрать у нас страну. В их куда более, чем у нас, сплоченных рядах нет и не допускаются разногласия.
Сплоченность — в поддержке Израиля — вот главное, что нам необходимо. Жаль, что Леонид придерживается другой точки зрения.