В июле 2022 года известный и востребованный артист Анатолий Белый уволился из МХТ им. Чехова и уехал из России. Он играл в спектакле Кирилла Серебренникова, работал в независимых театральных проектах, снялся в десятках фильмов и сериалов. А последним спектаклем, в котором он играл на сцене МХТ, символично стал «Бег» по роману Булгакова.
В Израиле с успехом идет его моноспектакль «Я здесь». Также артист работает в театре «Гешер». Мы говорили с Анатолием Белым о том, что происходит с людьми искусства сейчас в России, и о том, почему не надо «смотреть назад».
— Из репертуара «Современника» сняли последний спектакль, в котором играла Лия Ахеджакова. Ранее уволен Назаров, уехал Филиппенко. Идет новая волна репрессий против людей искусства?
— Тоталитарная машина, которая запущена в России, движется в своем направлении, это все было ожидаемо. Конечно, репрессируют актеров, режиссеров, людей искусства… Зельфира Трегулова лишилась поста директора Третьяковской галереи, и мы понимаем, почему. Да, это машина репрессий. Сначала они замыливали людям мозги, пугая внешним противником, теперь ведут поиск внутреннего врага. Прямо по методичке. Если знать механизмы истории, видно, что все происходит, как в учебнике. На наших глазах уничтожается нация. Пропаганда работает по определенным алгоритмам, они разработаны и известны. Даже на факультетах журналистики это все подробно изучается.
— И театр участвует в этом процессе? В случае с Ахеджаковой — «Современник»?
— Театр участвует своим молчаливым согласием с происходящим. Это звенья одной цепи, это следствия разрушения головного мозга, люди уже живут в другой реальности. Для человека, не страдающего этой болезнью, происходящее –ужасно. Там для людей это — «очищение от зла», страшная вещь, в общем.
— Можно ли понять директоров театров, главных режиссеров? Объяснить чем-то их компромисс? Вы ведь когда-то пытались объяснить и действия Евгения Миронова, приехавшего на руины мариупольского театра, где у него «отпали многие вопросы»?
— На сегодняшний день я уже никого не могу оправдать. Те, кто остался в этой системе, идут не просто по пути конформизма, а саморазрушения. Давайте перечитаем роман или посмотрим фильм Иштвана Сабо «Мефисто» — там все было сказано. Сначала я думал, поездка Миронова в Мариуполь была результатом какого-то ужасного давления на него (наверное, так и есть). Но сейчас я понимаю, что никакого оправдания нет тому, что и он, и Константин Хабенский решили поддерживать существующий режим. Всегда можно уйти. Можно выйти из этого колеса.
— В СМИ слили составленный «Роскомнадзором» список людей, за которыми прицельно следят, в нем есть и артисты — например, Юлия Ауг и ее дочь, актриса Полина Ауг. Что делать человеку театра в этой ситуации — только уезжать из России?
— Репрессивная машина не остановится, она будет двигаться дальше. Так же, как сто лет назад, это приведет к репрессиям, но еще более диким — я в этом убежден. Что делать заложникам — прекрасным людям с душой, с антивоенной позицией, которым некуда уезжать? Очень сложно сказать, мне просто больно за них. Там сейчас нечего делать нормальному человеку. Наверное, пытаться уехать, а если нет — становишься жертвой. Я, например, не хочу быть жертвой, хочу продолжать жить в открытом мире, а не в том адовом котле. Наверное, надо уезжать и сохранять себя и культуру в тех местах, куда нас разбросало. Я не сторонник «теории отмены», и считаю, что настоящая русская культура всегда была в оппозиции власти.
Анатолий Белый и Лия Ахеджакова. Фото: svoboda.org
— Вы говорите об этом в спектакле «Я здесь», перечисляя имена.
— Да, об этих людях. Которых убили или выдавили, и которые являются ее гордостью и славой. Замученные в советской России и уехавшие.
— Когда сравнивают эту волну эмиграции с волной отъезда 20-х годов прошлого века, видят одно отличие: многие из тех, кто уезжают сейчас, думают, что вернутся. А Дмитрий Быков считает, что тогда люди бежали от революции, от нового, а сейчас — от реакции, от старого, и поэтому надеются на скорое возвращение. Согласны?
— Нет, я не согласен. Обобщать вообще не стоит. Есть процент людей, которые пережидают, но я думаю, что происходящее в России — надолго. Я даю всему этому лет 50 до того, как там что-то сдвинется. А может быть, и не сдвинется ничего. Да, возможно, это звучит радикально, но у меня огромное разочарование в стране. Сам я не пережидаю, я пускаю корни в Израиле, и это тяжелый процесс. Понимаю, что никогда не стану израильтянином на сто процентов, всегда буду на перекрестке культур.
— Здесь вышло несколько спектаклей с вашим участием. В спектакле «Я здесь» вы, кажется, нащупали важный болезненный нерв: это — человек бегущий, потерявший прежнюю жизнь. В основном это обращение к тем, кто бежит из обеих стран — но и у людей, давно живущих в Израиле, оно вызвало сильный отклик. Что важного вы хотели сказать этим моноспектаклем?
— «Человек потерявший» — это некое определение человека, как, скажем, «человек думаюший» или «человек играющий»… «Человек потерявший» — точное определение человека, бегущего из горячей сейчас точки. Мы обращались к ним. Там на сцене не я, Толя, а персонаж, которого мы с режиссером Егором Трухиным придумали вместе. Собственно, Егор приехал весной в Израиль с двумя рюкзаками — спереди и сзади. Так что это калька сегодняшнего дня, и это прямой путь общения с публикой, естественный сейчас для нас.
Здесь много людей, эмигрировавших когда-то и что-то потерявших. Мой педагог в институте однажды спросила: «Что такое жизнь?», мы начали отвечать, и она сказала: «Для меня жизнь — это цепь потерь». Это не всегда имеет негативный смысл, оттенки могут быть разными. Но сегодня это трагедия, и она западает в душу каждого.
Мы поедем с этим спектаклем в Финляндию, потом в Грузию, страны Балтии, Германию. Интересно, как будут реагировать на этот спектакль зритель в разных странах.
— Везде же наши люди?
— Конечно. Спектакль на русском языке, он обращен к людям, понимающим его, но есть субтитры на английском.
— Помогают ли сейчас людям творчества, искусства в Израиле — когда сюда едет огромное количество творческих людей из Украины и России?
— Есть точечные программы, но их совершенно недостаточно. Например, театр «Гешер» выбил в министерстве алии и интеграции для нас языковой ульпан, чтобы мы занимались фонетикой иврита. Надеюсь, что программ будет больше. Приехали очень много творческих людей с большим потенциалом, их надо поддержать. Я знаю, что этот вопрос будет обсуждаться в Кнессете.
— Как-то я сомневаюсь, что он станет приоритетным для данного правительства, с его отношением к алие.
— Культура никогда не является приоритетом для правительств.
— Три страны в вашей судьбе пересеклись и сошлись в одной точке, как это повлияло на вашу позицию?
— Я родился в Украине — мои родители оттуда. Они переехали в Тольятти, когда мама была беременна, но потом она поехала навестить бабушку в поселок Брацлав, это такое польско-еврейское местечко. Дом номер 11 по улице Пушкина, черешня во дворе…И вот там я родился. И каждое лето, как только заканчивались занятия в школе, — мама работала учителем, — мы брали рюкзаки и чемоданы, садились в самолет и летели, а потом ехали в Брацлав. Все лето проводили там, заезжая еще во Львов к другим дедушке и бабушке. Все мое детское, сокровенное, пронизанное любовью, солнцем — оттуда. Безо всякого пафоса, на вопрос, где моя родина, я назову Брацлав.
— Но в момент присоединения Крыма вы не поняли, что происходит. Почему?
— Да, это правда. Да, слепота и инфантильность. В какой-то момент я чуть не стал клиентом этой изощренной пропаганды. Вы же помните, Путин после Ельцина пользовался огромным авторитетом. Процесс выхода из СССР был горьким и кровавым, но я наделся, что вырулим, а о КГБ думал — «ну и что?» Начался бурный расцвет в искусстве, фестивали, гастроли, кино наконец выходило на международный уровень. Появились Звягинцев, Серебренников… И когда начали закручиваться гайки, я до конца не мог понять, к чему это приведет. Я выходил на площади с другими. Казалось, что сейчас появится какая-то оппозиционная сила, которая сможет противостоять и все изменить. Но надежд оставалось все меньше. Тем не менее в 2014 году мне казалось, что действительно в Крыму был референдум, и что существует некая внешняя угроза, и т.д. Пока меня не встряхнули и не сказали: «Толя, ты дурак?»
— Вот так это все работает?
— Да, и мы видим, что происходит с людьми под воздействием пропаганды, даже с тонкими, чувствующими. Вот актриса Полина Агуреева, например. Страшно, что они становятся жертвами и инструментами пропаганды. И оттуда нет возврата. Это как наркотик. Изменить человека уже невозможно.
-— Ваш последний спектакль в Москве — «Бег» по роману Булгакова. О чем сейчас ставить «Бег», понятно. А о чем сейчас ставить «Анну Каренину», где вы будет играть Левина? Что вы в это вкладываете?
— Мы недавно говорили с подругой, и я узнал, что в Москве ставят новый спектакль «Бег»: теперь этот спектакль о том, что потерявший родину теряет смысл своего существования. Хлудова играет Миркурбанов. Они переворачивают все. То есть себя они ассоциируют с Красной армией, а там, на другой стороне, все — подонки, забывшие родину. Какие страшные перевертыши! Подменяют смысл романа на 180 градусов. Да, я играл Хлудова, это была моя последняя роль в театре, созвучная тому, что происходит. А по поводу «Анны Карениной» ваш вопрос, скорее, адресован Римасу Туминасу. У меня роль Левина, самого цельного героя романа. Для меня это скорее плач по утерянному. Такой уходящий корабль, все эти толстовские вопросы. Та горстка прекрасных людей, которые в России остались в заложниках, — а я считаю, что они заложники, — мала и ничего не может сделать. Я в этом вопросе пессимист. Посмотрите на историю. Сколько веков длится эта Византия, кровь? Потом чуть отпускают вожжи, и снова. Это качели — я от них устал, у меня кружится голова. «Анна Каренина» для меня — уплывший корабль.
— А вера в силу литературы, искусства, театра осталась с вами? Вы любили цитировать нобелевскую речь Бродского, где он говорит о силе и важности литературы. Как вы относитесь к этому сейчас? Может ли искусство вообще влиять на что-то, или это не его задача вообще?
— Это самый тяжелый для меня вопрос сегодня. Наверное, каким-то очень медленным образом оно влияет. Не был бы современный человек таким, как сейчас, без наскальной живописи и всем, что за нею последовало. Есть огромная человеческая потребность отображать жизнь. И конечно, Пушкин, и Чехов, Толстой, Гоголь и Бродский были не зря.
Но иногда с утра я смотрю военные сводки, а вечером выхожу на сцену с мыслями: «Зачем? Зачем все это, если сегодня с утра бомбили и снова гибнут люди». Хочу верить, что мы что-то по чуть-чуть намываем. Как вода, постепенно. Через войны, катаклизмы, огромные жертвы люди все же приходят к тому, что жизнь побеждает. Хочу верить в это.
Беседовала Алла БОРИСОВА, «Детали»
Фото: Александр ХАНИН