Когда хотят подчеркнуть утончённость мышления и безупречную логику, используют формулу: «изощрён, как Явец». Как же блестящий аналитик оказался вовлечён в один из самых разрушительных конфликтов нашей недавней истории?
Рабби Яков Эмден (Явец — Яков бен Цви) родился в 1697 в пригороде Гамбурга Альтоне в семье Хахама Цви (Цви-Гирш Ашкенази, 1660-1718). Потомок лидера немецкоязычных евреев рабби Йосефа Лоанца из Росхайма (1478-1554), правнук Элиягу Баал Шема из Лунца (1555-1636) с детства отличался исключительными способностями. Феноменальная память, склонность к глубокому анализу, оригинальность и независимость мышления, как итог — широчайшая эрудиция… В компенсацию — слабое здоровье. Когда он будет изучать медицину, одним из мотивов станет поиск средств от собственных недугов. Главным учителем мальчика был отец — не только великий знаток Торы, но и полиглот, широко образованный человек. И — один из главных борцов с шабтианской ересью, под обличьем «каббалистических» групп гуляющей по миру.
Со способностями и учителями всё прекрасно. Но — не с «мазалем», покровительством жизненной удачи. Семнадцатилетним Яков переселяется в Броды подо Львовом, занимается у рава Мордехая Коэна, женится на его дочери. Он осваивает (с нуля) немецкий, голландский и латынь, прочитывает множество книг. «Моё сердце склонялось к тому, чтобы я познакомился со всеми господствовавшими в мире идеями, различными религиями и их обычаями — и мне открылось, что они думают о нас и о нашей святой вере… Чтобы общаться с людьми, необходимо понимать обычаи страны, особенности её государственного устройства и населяющего её народа. И я также страстно стремился постичь и понять явления природы, свойства минералов и целебные свойства трав и растений, в особенности науку врачевания.» Жена рано умирает (как и вторая супруга — он трижды женат, смерти близких преследовали Явеца)…
Ревнитель истины, он не всегда сдерживал темперамент, оценки выдавал прямые и порой отношения складывались непросто. Светские энциклопедии увязывают это с «болезненным самолюбием», «нетерпимостью к чужим мнениям»… Я бы искал причину в другом: в полнейшей самостоятельности мышления, таланте полемиста и готовности доказывать правоту своих, резко отличных от общепринятых позиций. Да и ситуации провоцировали конфликты. Что же до «тяжёлого характера» — он, например, переписывался с «отцом еврейского Просвещения», «еврейским Сократом» Моше Мендельсоном и при разногласиях выказывал тому, знатоку Торы, неизменное уважение.
Пара примеров: Явец положительно отзывался об Иисусе, утверждая: «он не виноват в том, что его доброту, любовь к людям, особые способности, а может и чудеса, объяснили тем, что он Б-г… Людям всегда легче верить в бога-человека, чем в необъятного и невидимого Б-га…». Думаю, рав Яков подписал бы письмо раввинов от 2015 года: «после веков горя и вражды настало время для дружбы с христианами перед лицом общих вызовов (разврата, ненависти и атеизма)». Хотя Явец не одобрял запрета рабейну Гершома на многоженство и считал, что тот пошёл на поводу у христиан.
Ещё — Явец отказывался видеть в книге «Зоар» творение рабби Шимона бар Йохая и полагал её — как немало нынешних историков — произведением Средневековья, возможно от Моше де Леона. К слову, когда ученик Рамхаля рав Йекутиель Гордон поведал об отношениях наставника с духовным учителем и создаваемом им «новом Зоаре» — это подвигло Явеца, борца с «каббалистическими» сектами, выступить против Рамхаля. Позднее он сожалел и говорил: «если вина Рамхаля только в том, что он раскрывал секреты, полученные от небесного голоса, пусть моя доля будет как его». Сам выдающийся каббалист, Явец понимал опасности «ремесла» и с подозрением относился к молодым и горячим, спешащим «запрыгнуть на небеса».
Можно сказать, что гениальность и праведность — серьёзные испытания (искушения?) и нужны особые усилия, чтобы их обладателю «вписаться» в социум. Явец в молодости принял решение избегать официальных постов («не быть рабом общины» — шуточный парафраз из утреннего «благословен, что не сделал меня рабом», где «эвед» (раб) — аббревиатура «ав бейт дин», глава раввинского суда). Не всегда это удавалось. В Бродах он занимался ростовщичеством (после смерти отца в 1718 попытался, путешествуя, собрать долги, но большинство должников оказались некредитоспособны), создал торговый дом по торговле венгерской козьей шерстью — конкурент-немец добился от мэрии монополии и почти разорил иудея, да вдруг умер.
В 1728 Явец возвращается в Альтону, по дороге задерживается в Эмдене, его уговаривают стать городским раввином (1728-1732) — так он обрёл «фамилию». В 1732, устав от споров в общине, доезжает до Альтоны, занимается ювелирным делом, учится и — пишет. Открывает типографию, печатает свои произведения. Всего им написано около 50 книг, наиболее известны молитвенник «Дом Якова» с комментариями, в том числе каббалистическими, и сборники респонсов (Шеилот Явец), считающиеся образцами законотворческой логики. Бесценный исторический источник — автобиография «Мегилат сефер».
В 1749 умирает раввин «тройственной общины» (Гамбург, Альтона, Вандсбек) Йехезкель Каценелбоген и на его место приглашён гениальный рав Йонатан Эйбешюц. Якобы, Явец говорил об «украденном раввинстве» (раввинами общины были его дед и отец). Сомнительно, но проверить сложно. Возникали ли у мудрецов трения уже с 1749 — как утверждают «светские»? Фактов конкретных нет, сплетни и домыслы. А вот с 1751 пойдёт настоящая война. И самая яростная — «во имя Небес».
Явецу приносят камею (амулет), который дал беременной рав Эйбешюц — тот к практической каббале относился более непосредственно. Тогда прошла череда неожиданных смертей рожениц и рав Эйбешюц стремился защитить «группу риска». Техника составления и проверка эффективности камей описана в Талмуде, эта деятельность вполне добропорядочна — но Явец увидел в тексте аббревиатуры, подобные тем, которые использовали шабтианцы, восхваляя своего основоположника. Явец отправил копии камеи ведущим каббалистам — в частности, Гаон из Вильно и Нода беЙеуда отвергли подозрения (возможно, к 1760 году Нода беЙуда изменил позицию), а Пней Йешуа подозрения подтвердил… Явец призвал отлучить автора камеи (не называя имени), обратился к раву Эйбешюцу с требование до конца рассмотрения воздержаться от писания амулетов. Тот категорически отверг обвинения, причём, если судит по энциклопедиям, сперва отказался от авторства подозрительной камеи, затем предположил ошибку переписчика…
Мудрец позднего времени высказался так: «Если бы спор остался внутри руководства еврейского народа, несомненно, Явец и рав Эйбешюц разрешили бы его сами. Но в дело вмешались сторонние группы». Дело перешло в битвы «сторонников», Явец вынужден на год уехать в Амстердам, он публикует антишабтианские памфлеты, убедившись (как он полагает) в связи с сектантами раввина Трехградья.
О реальности подозрений я попробую рассказать в статье про рава Эйбешюца, обмолвлюсь лишь, что определённые основания у Яавеца были. Сын рава Йонатана Вульф стал франкистом, как и некоторые внуки; мудрецу приписывали трактат «Сегодня пришёл я к источнику», дававший шабтианское объяснение амулетов, сами шабтианцы полагали рава Эйбешюща «своим» и чуть ли не «новым мессией»… Вмешались и власти, Альтона подчинялась Дании, в 1756 король Фредерик V сперва сместил рава Эйбешюца, затем восстановил. Гамбург — немецкий, там своя политика…
Борьба продолжалась до смерти рава Эйбешюца в 1764 и принесла огромный вред авторитету раввинства — тем более, что с других сторон его расшатывали нарождающиеся хасидские течения и «просвещенцы».
Явец умирает 19 апреля (1 Ияра) 1776 в пятницу, похороны должны состояться до начала Шаббата. Нашли готовую могилу возле рава Эйбешюца — и проезжавший через Альтону рав Йехезкель Ланда постановил, что их, против обычая, можно похоронить рядом. Одно из объяснений: в последние минуты Явеца приветствовали из вечности отец и рав Эйбешюц!
//Пара примеров: Явец положительно отзывался об Иисусе, утверждая: «он не виноват в том, что его доброту, любовь к людям, особые способности, а может и чудеса, объяснили тем, что он Б-г… Людям всегда легче верить в бога-человека, чем в необъятного и невидимого Б-га…».//
Разумеется, легче. Но вопрос вовсе не в легкости, а в том, что Иисус точностью вопроизвел Отца Небесного и показал Его, став Его точной проекцией в видимом измерении, а «необъятного и невидимого Б-га» каждый представляет в меру своих представлений и воображения и , которые, кстати, всегда ложны, если только человек не в Святом Духе.
Вопрос интересный. И ответы на него в можно получить в небесной Канцелярии после предоставления билета на выезд из этой юдоли земного бытия, как сказала моя бабушка.