Израильская авиация контролирует небо региона
.
Кэролайн Глик
Чтобы превратить нынешние подпольные связи в негласный альянс, Израилю необходимо подорвать могущество Ирана.
Пару недель назад СМИ наполнились сообщениями и слухами о том, что администрация Байдена решила выступить посредником в мирном соглашении между Израилем и Саудовской Аравией.
Установить мир между Израилем и Саудовской Аравией несложно. Благодаря общей заинтересованности в сдерживании Ирана, как Израиль, так и Саудовская Аравия на протяжении последнего десятилетия развивают свои связи в разведке, да и стратегические отношения в целом. Даже без официальных дипломатических отношений торговые связи между двумя странами расширяются серьёзно и стремительно.
Официальное саудовско-израильское соглашение станет мощным стратегическим заслоном попыткам Ирана добиться региональной гегемонии. А это, в свою очередь, неизбежно дестабилизирует иранский режим и его сатрапии в Леванте.
Для Саудовской Аравии недостатком открытых отношений с Израилем станет то, что ей придётся примирить между собой лицемерие своей официальной враждебности по отношению к еврейскому государству с фактической дружбой и доверием к нему. Исламистские СМИ, такие как катарская «Аль-Джазира», осудят это. Но, в любом случае, они уже давно осуждают.
Тем не менее, по словам саудовцев, пока США не предоставят им какой-либо значимый откуп, они предпочитают держать свои отношения с Израилем в тени.
Израиль, со своей стороны, не пытается скрывать свое стремление заключить мир с Саудовской Аравией. Но, как и наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман (МБС), премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу не видит причин платить значимую цену за официальное оформление уже существующих отношений.
***
Всё это приводит нас к Соединенным Штатам. Возможно, что сторона, которая больше всех выиграет от соглашения при посредничестве США, — это сами Соединенные Штаты.
Такое соглашение подтвердит первенство Америки в регионе как над Китаем, так и над Россией при очень низких затратах.
Такое соглашение также расширит возможности ближайших союзников Америки в регионе за счет Ирана — самого сильного регионального врага Вашингтона.
Наконец, соглашение между Саудовской Аравией и Израилем поспособствует достижению двухпартийной цели — уменьшению вовлеченности США в регионе. Это также стабилизирует других союзников США, включая Египет и Иорданию, и напротив дестабилизирует как сам иранский режим, так и его сателлитов в Йемене, Сирии, Ираке и Ливане.
При этом саудовско-израильский мир фактически положит конец арабо-израильскому конфликту, тем самым осуществив давнюю мечту американских государственных деятелей со времен президента Гарри Трумэна.
Чтобы компенсировать себе то, что она считает политической ценой за нормализацию отношений с еврейским государством, Саудовская Аравия просит Соединенные Штаты сделать ее основным союзником, не входящим в НАТО. Администрация Байдена назначила Катар основным союзником, не входящим в НАТО, в 2021 году, несмотря на тесные связи Катара с Ираном, ХАМАС, «Хизбаллой» и другими террористическими группировками.
Эр-Рияд также обратился к Вашингтону с просьбой о гарантированных поставках современного оружия и о сотрудничестве в мирной ядерной деятельности.
Если президент Джо Байден положительно отреагирует на их просьбы, сказали саудовцы многочисленным собеседникам, Королевство согласится на мир с Израилем при посредничестве США.
***
«Америка без союзников и врагов»
В свою очередь, Израиль не просит у США ничего конкретного в обмен на мир с Саудовской Аравией.
Стоит вспомнить, что в аналогичной ситуации – при подписании сделки между Израилем и ОАЭ в 2020 году, тогдашний президент Дональд Трамп не колебался.
Чтобы компенсировать то, что Объединенные Арабские Эмираты рассматривали как цену за примирение со страной, которую они вместе со своими партнерами по Лиге арабских государств до этого на протяжении многих лет осуждали за само существование, Абу-Даби запросили у Соединенных Штатов передовые военные самолёты F-35. Они также попросили Нетаниягу отложить свой план распространения израильского суверенитета в частях Иудеи, Самарии и долины реки Иордан.
Трамп без труда согласился на сделку. Что касается Нетаниягу, то к тому времени, когда лидер ОАЭ Мохамед бин Заид сделал свое предложение, Трамп уже полностью отказался от своей предыдущей поддержки плана распространения израильского суверенитета. Бенни Ганц — тогдашний министр обороны в правительстве Нетаниягу уже наложил вето на этот план, а лидеры национально религиозных партий его яростно отвергли. Короче говоря, согласиться на время отложить реализацию распространения суверенитета, стало для Нетаниягу не самым сложным ходом.
***
К сожалению, администрация Байдена смотрит на вещи совершенно иначе.
Вместо того чтобы рассматривать израильско-саудовский мир как чистую выгоду для Соединенных Штатов, Байден и его советники, по-видимому, рассматривают его как средство для достижения своих узко-политических региональных целей. Как и при бывшем президенте Бараке Обаме, ближневосточная политика Байдена не предполагает укрепления союзников США и подрыва противников США.
Напротив, она включает в себя принуждение Израиля и Саудовской Аравии к признанию Ирана в качестве влиятельного регионального гегемона. Как недавно выразился Ли Смит в журнале Tablet, видение Обамы Ближнего Востока, над реализацией которого работают теперь Байден и его команда, — это «Америка, у которой в регионе нет ни союзников, ни врагов».
Для достижения этой цели администрация Байдена настойчиво пытается достичь соглашения с Ираном через ядерное умиротворение фанатичного режима аятолл. В среду иранские СМИ сообщили, о том, что султан Омана намерен отправиться в Тегеран и выступить там посредником в ядерных переговорах между Вашингтоном и Тегераном.
При этом администрация серьезно ухудшила свои отношения с Саудовской Аравией, открыто призвав к изгнанию МБС и обращаясь с ним как с изгоем.
Точно так же администрация с открытой враждебностью относится к основным стратегическим интересам Израиля в контексте иранской ядерно-оружейной программы, ливанского ставленника Ирана «Хизбалла» и палестинских арабских террористов.
Так, накануне прошлых выборов администрация вынудила переходное правительство Израиля принять газовую сделку с Ливаном, согласно которой израильские территориальные и экономические воды, а также месторождение природного газа были переданы контролируемому «Хизбаллой» Ливану.
Хуже того, позиция администрации в отношении палестинских арабов и вовсе откровенно враждебна Израилю. Соединенные Штаты стремятся подорвать и лишить легитимации суверенитет Израиля в Иерусалиме, а также его контр-террористические операции в Иудее и Самарии.
Более того, администрация Байдена беспрецедентным в истории американо-израильских отношений образом вмешивается во внутреннюю политику Израиля. С тех пор как Нетаниягу сформировал свое правительство в декабре, администрация, отступив от обычного дипломатического протокола, открыто критикует и даже осуждает внутреннюю политику своего союзника.
В частности, Байден и его советники отвергают попытки правительства Нетаниягу укрепить израильскую демократию — ввести минимальные ограничения на неконтролируемые в настоящее время полномочия Верховного суда и генерального прокурора, чтобы восстановить баланс в системе сдержек и противовесов между ветвями власти в Израиле.
Вместо того чтобы принять «Соглашения Авраама» и заняться их распространением на Саудовскую Аравию и другие арабские государства, Байден и его команда с момента вступления в должность стремятся разрушить их и превратить соглашения в средство восстановления права вето группировки ООП на мир между Израилем и арабским миром.
Так, на Форуме в Негеве в прошлом году госсекретарь США Энтони Блинкен сделал палестинских арабов главной темой обсуждения.
Затем администрация представила газовую сделку с Ливаном, которая обеспечила «Хизбалле» экономический спасательный круг, как средство «интеграции» Израиля в регион в то время, как на самом деле это был не более, чем способ умастить ливанских марионеток Ирана.
Учитывая подобное положение дел, совсем неудивительно, что на этой неделе стал просачиваться список требований Байдена, являющихся его условием выступления посредником в урегулировании саудовско-израильского мира. И американцы, и саудовцы настаивают на том, чтобы Израиль в обмен на мир пошел на значительные уступки спонсирующей террор Палестинской администрации в Иерусалиме, Иудее и Самарии.
Неясно, выдвигает ли МБС требования по указке Вашингтона или потому, что он просто понимает, что это часть игры по работе с администрацией Байдена. Ведь, со своей стороны, саудовские собеседники в своё время неоднократно выражали практически полное безразличие к антиизраильским претензиям и требованиям лидеров палестинских арабов в неофициальных беседах, как с израильтянами, так и с американскими евреями.
Помимо лоббирования интересов палестинских арабских террористов, как сообщили во вторник израильские СМИ, Байден требует, чтобы Нетаниягу согласился похоронить план своего правительства по реформированию правовой системы. Если он откажется это сделать, утверждается в сообщениях, Байден не согласится стать посредником в урегулировании израильско-саудовского мира.
***
На фоне нынешней наглой враждебности заявленной позиции США, Нетаниягу и его советникам стоило бы ответить себе на вопрос о том, почему арабские государства заключали мир с Израилем в прошлом?
В прошлом арабские государства, которые заключали формальные мирные соглашения с Израилем, делали это потому, что у Израиля было, что им дать — как и в случае «Соглашений Авраама», так и при подписании мирных договоров с Иорданией и Египтом, заключив мир с еврейским государством, арабские страны укрепляли связи с Соединенными Штатами.
Сегодня администрация Байдена гораздо больше движима своими внутренними избирателями, враждебно настроенными по отношению к Израилю, чем американскими стратегическими интересами, как они понимались Соединенными Штатами до администрации Обамы. В результате администрация Байдена проводит политику, враждебную как Израилю, так и Саудовской Аравии, равно как и миру между ними. Продолжающийся отказ Байдена принимать Нетаниягу в Белом доме стал самой наглядной демонстрацией враждебных настроений его администрации.
Нетаниягу не может пойти на уступки, которых требует Вашингтон. Если он примет требование США и Саудовской Аравии о передаче палестинским арабам обеспечения безопасности в Иудее, Самарии и Иерусалиме, находящейся сейчас в ведении Израиля, то подорвет национальную безопасность и поставит под угрозу национальные интересы. Если Нетаниягу согласится свернуть свои усилия по реформированию правовой системы, он дестабилизирует свое правительство.
Более того, учитывая нынешние антисаудовские настроения среди демократов, Нетаниягу будет трудно убедить Байдена согласиться с требованиями МБС о преференциях для Саудовской Аравии в Вашингтоне.
***
Иначе говоря, чтобы поспособствовать миру с Саудовской Аравией, Израиль должен делать то, что он и делал до сих пор: служить блоком на пути роста мощи Ирана.
Связи Израиля с Саудовской Аравией были налажены в 2013 году в результате переориентировки Обамы в сторону Ирана и отказа от Саудовской Аравии и Израиля. Саудиты увидели, что Израиль твердо противостоит усилению Ирана и что он в военном и технологическом отношении способен предотвратить превращение Ирана в регионального гегемона. Чтобы защитить себя, саудовцы отказались от своей давней ненависти к еврейскому государству и начали поддерживать его усилия по разгрому марионеток Ирана из числа палестинских арабских террористов, а также саботажу иранской ядерной программы и ядерной дипломатии.
Способ превратить эти подпольные связи в негласный альянс состоит в том, чтобы Израиль подорвал могущество Ирана. При этом Израилю для достижения этой цели не нужно даже предпринимать военные действия. Лучший способ избежать разрушительной региональной войны с марионетками Ирана в Ливане, Газе, Иудее, Самарии и Сирии — помочь иранскому народу свергнуть кровавый режим.
«Совершенно конфиденциальный» документ КСИР, просочившийся на этой неделе в «Радио Свободная Европа», свидетельствует о том, что высокопоставленные чиновники режима обеспокоены тем, что страна находится на грани «взрыва», а гражданские беспорядки достигли апогея.
Почти каждый день взрывы общественного недовольства охватывают все больше промышленных предприятий. Ширятся забастовки рабочих. И хотя режим ужесточает казни протестующих, протесты не прекращаются. Ранее в этом месяце была взорвана база Корпуса стражей исламской революции. Силы КСИР подвергаются атакам на дорогах и на своих базах.
Израильская поддержка бастующих иранских рабочих и саботаж иранских военных объектов могла бы иметь огромное значение для дестабилизации режима и расширения прав и возможностей людей, восставших против тирании.
Такие действия, в свою очередь, продемонстрируют мощь Израиля его значение как региональной державы, приблизив к Иерусалиму соседей, в первую очередь Саудовскую Аравию.
Это может привести МБС к выводу, что он хочет напрямую заключить мир с Израилем без предварительных условий.
Это может привести к тому, что Байден откажется от своих требований о посредничестве.
Наконец, это может убедить третью сторону вмешаться в нарушение и выступить посредником в соглашении.
В любом случае, дестабилизация иранского режима и усиление иранского народа усилят Израиль, снизят вероятность региональной войны и, таким образом, стабилизируют регион в гораздо большей степени, чем необоснованная цена, выплаченная за мир на бумаге.
Источник на английском — JNS
Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир
Июнь 2023