О жизни Америки после Великой депрессии, о том, как выглядела страна накануне Второй мировой войны и в последующие годы, рассказывают и показывают фотографии плеяды талантливых фотографов, входивших в нью-йоркскую Фото-лигу: Сид Гроссман, Аарон Зискинд, Лизетт Модел, Сол Либсон… и среди них Моррис Энджел — оригинальный фотограф и кинематографист, внесший свой вклад в фотохронику истории страны. Эту большую группу одарённых фотографов, живших и работавших в 1930-е –1950-е годы в Нью-Йорке, объединило время, а некоторых ещё и дружба, и сотрудничество.
Моррис Энджел родился в Вильямсбурге (Бруклин) младшим из четырёх детей в семье еврейских эмигрантов из Литвы. Ему было три года, когда от туберкулёза умер отец. Морриса и трёх его старших сестёр растила мать. Ещё в детстве у Морриса промелькнула возможность заняться фотографией. Но, не судьба. У фирмы Eastman была программа, посвящённая её пятидесятилетию, по которой каждый мальчик в 12 лет мог получить камеру бесплатно. Однако, когда Моррис с матерью пошли в аптеку и попросили камеру, ответ был: «Бесплатных камер нет».
После окончания в 1935 году Lincoln High School Энджел для поддержки семьи устраивается на работу служащим в банковскую фирму. Тогда он ещё не помышлял о профессии фотографа. В одном интервью Моррис рассказывал: «У меня не было цели стать фотографом. Я присматривал, чем заняться в свободное время и наткнулся на рекламу в журнале: «Фото-лига, основной курс — 6 долларов». Я сказал себе: «Парень — это интересно. Я могу себе это позволить!» (Я зарабатывал 10 долларов в неделю конторщиком). Я пошёл в Фото-лигу на 31 East 21 Street и поступил туда…».
Фото-лига была образована в 1936 году Сидом Гроссманом и Солом Либсоном. К ним присоединились многие молодые фотографы, выходцы из еврейских эмиграционных семей. Их объединяла убеждённость в возможности активного влияния документальной фотографии на улучшение социальных условий в обществе. Ярким, вдохновляющим для них было творчество Льюиса Хайна (1874 — 1940), фотографировавшего жизнь и труд эмигрантов. Многие его фотографии посвящены детскому труду. Он говорил: «Я всегда больше интересовался отдельными личностями, чем народом в целом».
Среди студентов и преподавателей в Фото-лиге были Аарон Зискинд, Поль Стрэнд, Лизетт Модел, Дэн Вейнер, Элиот Элисофон, Вальтер Розенблюм, Ида Ваймэн. Энджел под руководством Аарона Зискинда участвовал в трёх проектах: «Park Avenue: North and South (1936 — 1937)», «Dead End: The Bowery (1936 — 1938)», «Harlem Document (1936 — 1940)». Это была хорошая школа фотографии. Зискинд был старше Морриса на 15 лет, опытный фотограф, он на практике учил как снимать. Фотографии из этих проектов показывались на ряде выставок и были опубликованы в «U.S. Camera Annual» (1941)
Как многие фотографы Фото-лиги, Энджел снимал жизнь улиц. Он бродил с камерой от Бовери до Гарлема, фотографируя играющих детей, беседующих около домов пожилых женщин, людей, загорающих на Кони-Айленде. Улица была для него кладезем типов и характеров людей разных народов и сословий. «Меня особенно привлекали места скопления людей, — говорил Энджел. — Обычно скорее бедных, чем богатых. Когда смотришь на бедных людей, можно лучше понять общественные противоречия».
Спонтанность сцены, чувство мимолётности присутствуют в каждой фотографии Энджела. Он снимал так, как работают фотографы-документалисты, используя малоформатную камеру, при естественном освещении, быстро и непосредственно. Энджел любил фотографировать людей с близкого расстояния и несколько снизу вверх, что придавало им монументальность, величественность.
В 1939 году в нью-йоркской Школе социальных исследований состоялась первая персональная выставка фотографий Морриса Энджела. Её представил Поль Стрэнд. К этому времени Энджел начал сотрудничать с вечерней иллюстрированной газетой PM. Сначала фотоматериалы он обрабатывал в лаборатории Фото-лиги, но позже, приобретя простенький увеличитель за 10 или 15 долларов, устроил примитивную лабораторию дома.
В 1940 году Энджел по приглашению главного редактора PM Ральфа Штейнера становится штатным фотографом газеты. Это был успех. В PM работал легендарный криминальный фотограф Виджи. Общаться с ним было интересно и поучительно.
С началом Второй мировой войны Энджел добровольно вступает фотографом в ВМФ США. Его определяют в фотогруппу №8, которая наряду с текущим документированием военных действий должна была сделать фотосъёмку высадки в Нормандии союзных войск в D-Day. Командовал группой капитан Эдвард Стейхен, известный фотохудожник, будущий куратор всемирно известной выставки «Род человеческий», показанной в нью-йоркском Музее современного искусства в 1955 году. При демобилизации Энджела Стейхен от имени командования ВМФ выразил ему благодарность за бесстрашную и плодотворную работу в годы войны, отметил его яркие сцены событий.
Вернувшись в 1945 году в Нью-Йорк, Моррис Энджел начинает вести практические занятия в Фото-лиге и продолжает работу штатного фотографа PM. Вновь замелькали его фотографии в газете. На них обратила внимание Рут Оркин, начинающий фотограф, недавно вступившая в Фото-лигу, будущий автор известнейшей фотографии «Американская девушка в Италии» и соавтор Морриса по фильму «Маленький беглец». О том, что произошло дальше, Энджел рассказывал так: «Рут понравились мои фотографии, и она захотела со мной познакомиться. Это закончилось тем, что мы пошли на танцы в общество журнальных фотографов». Их встреча завершилась свадьбой (1952).
Работая в PM, Энджел между 1945 — 1947 годами снимает в Нью-Йорке большую серию «Докеры», включившую 67 фотографий. 1947 год отмечен в его творчестве серией фотографий «Чистильщик обуви», в которой он не обошёл тему детского труда. Но в 1948 году PM закрывается. Энджел остаётся без постоянной работы. Он начинает сотрудничать по отдельным контрактам с журналами: Ladies Home Journal, McCall’s, Collier’s, Fortune, This Week.
В 1949 году Энджел фотографирует в Техасе, Олбани, Айдахо, Сиэтле и Вашингтоне, участвуя в проекте «How America Lives», организованном журналом «Ladies Home Journal». В этом же году он в Чикаго по контракту с McCall’s делает серию фотографий «Back of the Yards». Как позже отмечал Энджел, работа по контрактам была для него хорошей школой мастерства.
Поль Стрэнд, являясь активным членом Фото-лиги, одновременно в 1937 –1942 годы возглавлял Frontier Films, некоммерческую левую организацию, отделившуюся от Фото-лиги. В эти годы он совместно с Лео Гурвицем поставил фильмы «Heart of Spain» (1938 — 1940) «Native Land» (1942). Стрэнд заметил интерес Морриса Энджела к кино и предложил ему поучиться снимать фильмы в качестве ассистента. Снимать было увлекательно, но тяжело управлять громоздкой камерой со штативом.
Занимаясь контрактной работой, Энджел между тем понемногу тянулся к кино. В армии он подружился с Чарли Вудруффом, талантливым механиком. Он сделал для Энджела ручную 35 мм кинокамеру, позволившую в 1952 году снять фильм «Little Fugitive» («Маленький беглец»). В содружестве с Моррисом свою детскую увлечённость кино осуществила и Рут Оркин. Они поставили и отредактировали этот свой первый фильм, повествующий о скитаниях семилетнего мальчика на Кони-Айленде, ошибочно думающего, что он убил брата. Его играл Ричи Андруско. Сценарий написал Раймонд Абрашкин, встречающийся в литературе под псевдонимом Рэй Эшди.
Фильм «Little Fugitive» получил премию «Серебряный Лев» на кинофестивале в Венеции и был номинирован в 1953 году на премию Академии за лучший оригинальный сценарий. Он демонстрировался примерно в пяти тысячах кинотеатрах США, а также на кинофестивалях в Эдинбурге, Мельбурне и Монтевидео.
По оценкам National Board of Review, New York Herald Tribune, Look, This Week, New York Daily News фильм «Little Fugitive» вошёл в число десяти лучших фильмов 1953 года. В 1997 году он был внесен в американский национальный реестр в Библиотеке Конгресса как культурное, историческое и эстетически значимое произведение.
Эстетика фильма была столь оригинальна, что французский кинорежиссёр Франсуа Трюффо отметил: «Наша «Новая волна» никогда бы не состоялась, если бы не было молодого американца Морриса Энджела, показавшего нам образ независимого аспекта творчества своим прекрасным фильмом “Little Fugitive”».
В 1955 году Моррис Энджел и Рут Оркин снимают второй совместный фильм «Lovers and Lollipops» («Любовники и сласти») являющийся реминисценцией ряда фотографий Рут из серии «Игроки в карты», одна из которых была представлена на известной выставке Эдварда Стейхена «Род человеческий» (1955). В последующие годы Энджел много снимал документальных и коммерческих фильмов для телевидения и различных корпораций.
Фотографии Морриса Энджела остаются непреложным историческим документом эпохи и выражением творческого взгляда художника. Они неотъемлемая часть ретроспективных выставок нового ХХI столетия: «New York: Capital of Photography» (The Jewish Museum, New York), «The Radical Camera: New York’s Photo League, 1936 — 1951» (The Jewish Museum, New York, 2011 — 2012), «PM New York Daily, 1940 — 1948» (Steven Kasher Gallery, New York, 2016).
Наиболее глубоко и полно о творчестве Морриса Энджела сказал Поль Стрэнд, представляя его первую персональную выставку в 1939 году: «Энджел видит свои объекты очень утончённо и чувственно. Они — не типажи, а люди, жизнелюбие которых ярко, незабываемо выражено. Он улавливает среди городской суеты выразительность человека благодаря быстрой реакции, а не скорости срабатывания затвора камеры. И ещё одна примечательная черта фотографии Энджела, возможно наиболее существенная и интересная: он пластично воссоединяет всё увиденное воедино, что является важным вкладом в эстетику фотографии. Это — неоспоримое доказательство истинного таланта фотографа». Архив Морриса Энджела хранится у его дочери Мэри Энджел.
Лев ДОДИН