В периоды опасностей, упорной пропаганды извне и отхода от Традиции внутри, появлялись у еврейства защитники. Филон в древней Александрии — от греческого влияния; Саадья-гаон и последователи — от нападок караимов и мусульманских учёных; Рамбам с «Путеводителем колеблющихся» — от аристотелизма; наконец рав Йосеф Альбо — от философской и догматической агрессии католических богословов. Разумеется, уточнение и объяснение смысла заповедей, мировоззрения еврейского народа — процесс постоянный. И после Средневековья мудрецы посвящали главы системе наших ценностей; недавний спор хасидов с «митнагим» шёл только на этом поле. Идейных противников и конкурентов в веках тоже хватает, ну хоть «еврейское просвещение», «библейская критика» 19 века, национализм и интернационализм века 20. И всё-таки поговорим о том, кого именуют «последним защитником» Закона Всевышнего. Рава Альбо кличут и «последним еврейским философом», хотя сам он полагал философию и религию «двумя сторонами целого» и с «наградою» был бы не согласен.
Начнём с конца — мы почти ничего не знаем о раввине, зато много — о его главном творении. Годы жизни датируются условно — то ли, родившись примерно в 1360, в юности он был учеником рабейну Нисима Геронди (1310?-1374?). То ли, по более распространённой в энциклопедиях дате рождения (примерно 1380), никак нет. Предполагают, что на свет появился в арагонском Монреаль-дель-Кампо, на чём сие основано — «тайна велика асьм». Если на записке соратника по Тартоскому диспуту рава Астрюка а-Леви, что рав Альбо представлял общину Монреаля — так в латинском свидетельстве о диспуте монреальская община вообще не упомянута… К началу диспута (7 февраля 1413-14 ноября 1414) раву было «больше 30 лет» — но и 200 больше 30. Покинул мир в 1444? Или в 1430 (но при этом проповедовал в Сории в 1433)? Был рав Йосеф, видимо, когда-то раввином городков Дарока и Сория под Сарагосой. Главным своим учителем называл великого мыслителя рава Хасдая Крескаса, с которым отчасти полемизирует в «Сефер икарим (Книге основ, принципов)». Хорошо знал математику, медицину (возможно, был врачом), древнюю и современную философию (в аристотелианство, по его словом, порой «погружался»), мусульманскую идеологию и догматику (возможно, по ивритским переводам) — изучал, в частности, Авиценну, а также христианскую схоластику, особенно Фому Аквинского. И, разумеется, был глубоким знатоком раввинистической литературы. Боюсь, на этом биографические данные кончаются.
Расскажем о знаменитом диспуте, в немалой степени продолжением которого станет «Книг основ». Кому любопытно, ради «специй» почитайте про «Авиньонское пленение Пап» и раздвоение Престола. Влияние «Антипапы» (сиречь Папы не из Рима) Бенедикта XIII пошатнулось и, дабы его укрепить, решено обратиться к крещению евреев. Времена тяжкие, после кошмарных погромов 1391 многие общины Арагона и Кастилии опустошены. Диспут далеко не первый, обмен публикациями и аргументами продолжался и в промежутках. Влияние раввинов падало, еврейская знать увлекалась науками и философиями — не в помощь, а за счёт Торы; рос имущественный и идейный разрыв их с бедняками, которые оказались гораздо крепче укоренены в Традиции. Участился переход в христианство, причём не всегда лишь из меркантильных соображений. В общем, клиру было, на что надеяться.
Диспут, тянувшийся 21 месяц, 69 заседаний, проходивший в присутствии Антипапы, кардиналов и большого числа священников и рыцарей, обставлен с особой торжественностью. Бывший раввин, выкрест Йешуа Алорка (в католичестве Жеронимо де Санто-Фе) взялся с помощью цитат из Торы, Талмуда и раввинских текстов доказать, что обязанность еврея — креститься. Как следствие, ожидалось массовое крещение приглашённых более 20 раввинов — делегатов общин. Разумеется, о равноправной полемике речь не шла, евреям запрещалось нападать на основы христианства и дозволялось только отвечать на вопросы — хотя порой, в завуалированной форме, они «показывали зубки» (как обратился рав Астрюк к Папе: «вы верите во столькие невероятные вещи о вашем мессии, позвольте уж нам верить в одну невероятность о нашем» — рождение Машиаха 9 Ава). Помпа и прессинг ни к каким крещениям, конечно, не привели, но стали преамбулой к булле мая 1415 года, запретившей изучение Талмуда (коли из него не следует принятие «мессии») и наложившей унизительные ограничения на евреев. Ирония, что один ответчик от евреев, каббалист и чудотворец рав Моше Батарель, прежде уверял, что он назначен Мессией…
Рав Альбо начал работать на «Книгой основ» сразу по окончании диспута. Нужно было поддержать собратьев, защитить еврейство от клеветы прелатов (большинство аргументов христиан на диспуте и было нападками на еврейскую теологию и практику). Рав Йосеф решил выстроить строгую систему принципов Торы, из которой, путём простой логики, здравого смысла и естественных человеческих чувств вытекало бы всё остальное. В том числе — возможность непредвзятого анализа любой религии и глубинной философии.
Это — философский труд, но не только. Рав соединяет религиозное с метафизическим, очевидное из опыта с умозрительным, раскладывает по полочкам базисные принципы человеческого бытия. Он оспаривает системы великих предшественников и в частности — Рамбама и своего учителя рава Хасдая; сокращает число «аксиом» до 3х: Бытие Всевышнего, Синайское Откровение и воздаяние за поступки. И даже эти аксиомы логически обосновывает. Поясняет, что отрицание любого из трёх «китов веры» приводит человека к безбожию, тогда как отказ от выводимых из них следствий — «ветвей» есть, конечно, ошибка, но не отступничество. Среди ветвей названы: сотворение мира из ничего, превосходство пророчества Моше над иными пророчествами и вечность данного через него Закона, воскрешение из мёртвых и пришествие Машиаха; наконец, ветвь — неочевидная «возможность достичь человеческого совершенства, исполняя даже одну заповедь»… Заочно полемизируя с христианством, рав подчёркивает, что вера в приход Машиаха не является краеугольным камнем иудаизма и Тора могла была бы обойтись без неё, оставаясь цельной, логически связанной и непротиворечивой. В отличие от христианства, здание которого без «второго пришествия» рассыпается.
«Книга основ» написано живо, понятным и логическим слогом и потому добросовестно переведена на многие языки (в том числе русский). Не буду пересказывать, просто рекомендую её прочесть. Мнения историков философии об этой книге полярно разделились — одни подчёркивают многословие, вторичность и упрощённость, «искупаемые лишь красотой стиля», другие же говорят о глубоком и точном, при этом естественным языком выраженном философском произведении, ставя её в ряд величайших творений мысли. Пожалуй, дело не столько в реальных достоинствах или проблемах книги, но в столкновении её посыла, её доказательных конструкций — с мировосприятием оценивателя. Иначе говоря, «Книга основ» жива и отношение к ней неравнодушно.
Приведу пару её нестандартностей. Из-за чего Каин убил Авеля? Каин (как нынешние «зелёные» и борцы за права хищников) считал человека и животных существами одного порядка и оттого предложил в жертву зёрнышко, растительное. Но Всевышней принял жертву Авеля «из тучных». Авель именно и хотел подчеркнуть разнопорядковость человека и зверя. Каин же, из своего начального посыла, рассудил, что Б-г желает кровавых жертв — а раз так, что может быть лучше, чем жертвоприношение братом?..
Ещё парадокс — в описании жертвоприношения Авраама. Мы знаем принцип: «выше исполняющий заповедованное, чем делающий по своему желанию». Но рав Альбо видит особое достоинство поступка Авраама именно в том, что «не существовало заповеди, принуждающей к принесению сына в жертву» и Б-г не повелел, но лишь попросил своего пророка: «Пожалуйста, вознеси Ицхака на жертвенник на горе, которую Я укажу тебе». Авраам совершил это из чистой любви и благодарности к Создателю, ради того, чтобы Его желание исполнилось…