Нэн Голдин, фотограф, о которой много спорят и пишут (1953 г. р.)

Нэн Голдин. Kinopoisk

Фотографии Нэн Голдин, подобно взрыву, потрясли современное визуальное искусство. Искусствовед Элизабет Зуссман назвала Голдин страстным историком любви в эпоху сексуальности, чар красоты, насилия, смерти, интоксикации и маскарада. Её взгляд обращён к человеку, скорее к его интимной жизни, зачастую с неординарными проявлениями. 

Фотограф открывается зрителю женщиной, любящей свой мир и не боящейся жить своей жизнью во всей полноте, на которую способна. Делает частное публичным.

Нэн Голдин наряду с Дэвидом Армстронгом, Питером Хьюджером, Робертом Мэпплеторном и Марком Моррисро предоставила голос и придала образное выражение персонажам, к которым традиционно не обращались в изобразительном искусстве.

Нэнси (Нэн) Голдин родилась в Вашингтоне (D. C.) четвёртым ребёнком в семье среднего достатка. Её родители, Хайман и Лилиан, были еврейскими интеллектуалами. Самой большой мечтой отца был Гарвардский университет. Он окончил его во времена, когда ещё существовала очень маленькая квота на приём евреев. Хайман работал в радиовещательных компаниях и возглавлял экономический отдел в Федеральном независимом агентстве при правительстве по связи со средствами информации.

Вскоре после рождения Нэн семья переехала в северный пригород Бостона, где прошло её не очень счастливое детство. В 1965 году очень близкая Нэн старшая сестра Барбара покончила жизнь самоубийством, что глубоко травмировало Нэн на всю жизнь. Голдин посвятит ей свою книгу: “Nan Goldin: I’ll Be Your Mirror”, сопровождавшую её ретроспективную выставку в музее Уитни (Нью-Йорк, 1996). 

В состоянии травмы, связанной с самоубийством сестры и ещё больше с неадекватной реакцией родителей на трагедию, Нэн в тринадцать лет бросает школу и уходит из дома. Обосновавшись в Бостоне, скитаясь, живёт в неформальных семьях, воспитательных домах, в конце концов, поступает в альтернативную школу в Кембридже (Массачусеттс), где знакомится с Дэвидом Армстронгом, ставшим её близким другом. Это он сократил её имя до Нэн. Позже они оба переходят в другую альтернативную школу Satya Community School в Линкольне (Массачусеттс). Именно в Satya у Нэн возникло несколько продолжительных определяющих взаимоотношений и начало появляться ощущение собственной идентичности. Школа, получившая грант от фирмы Polaroid, имела камеры и плёнку. Фотокамера становится для Нэн Голдин инструментом выживания.

Фотограф Нэн Голдин. Kinopoisk
Фотограф Нэн Голдин. Kinopoisk

Нэн начинает вести свой видеодневник, фотографирует себя, своих друзей, сцены переодевания в костюмы другого пола… Фотографии прослеживают постепенный переход от неосмысленной юности к осознанной взрослости. «Когда я начала фотографировать, — рассказывает Голдин, — я осознала, что это способ для создания реальной хроники того, что я видела и делала. Это исходило из насущной потребности в записи, это поддержание самой себя живой, поддержание себя разумной и способной доверять своему собственному пониманию… Моя работа всегда проистекает из моей личной жизни… я не фотографирую ничего, что показывало бы то, что я не делаю сама». Фотографируя себя и своё окружение, Нэн Голдин невольно стала историком. Регистрируя настоящее, она, может быть, ещё не очень осознанно чувствовала, что, в конце концов, зто будет характеризовать прошлое. Отдельные запечатленные моменты, объединяясь, повествуют об историях любви, дружбы, желаниях и их последствиях.

Не обременённые традиционными стереотипами, Голдин и её друзья выдумывали себя под впечатлением от голливудских фильмов, яркости и эротичности итальянского и французского изданий журнала Vogue, публиковавшего фотографии моды Гельмута Ньютона и Гая Буэздина, уорхоловского журнала Interview. Из них они узнавали о визуальной манифестации секса. Любимым фильмом Голдин в 1960-е годы был фильм “Blow up” (1966) Антониони, где главный герой — фотограф моды, холодно превращает фотографическую постановку в факсимиле секса, устраивая в студии эротические сцены с моделью для получения эротической позы при демонстрации одежды. 

Зигфрид Кракауэр ещё в 1938 году, исследуя природу фильма, отмечал губительность для современного мира воздействия обмена кинематографическими образами, когда фильмы стремятся адаптироваться ко вкусам публики, которая в свою очередь моделирует себя после фильмов.

К 18 годам, живя в Нижнем Бостоне, Нэн приобщилась к наркотикам, стала, как говорят на сленге «королевой» (привлекательной девушкой), жила среди наркоманов, гомосексуалистов, транссексуалов и трансвеститов. И продолжала фотографировать. Вспоминая об этом времени, она скажет: «Моё желание было показать их как третий род, как другое сексуальное выражение, как право выбора. И показать их с большим уважением и любовью, восхваляя их, поскольку я, действительно, восхищаюсь людьми, которые могут, занимаясь собой, демонстрировать свои проявления публично».

Небольшие чёрно-белые фотографии, сделанные Голдин в конце 1960-х –начале 1970-х годов, отличались неформальностью и интимностью. Её первая персональная выставка состоялась в 1973 году в Бостоне, где она представила фотографии своего сообщества. Они понравились фотографу Генри Горенштейну, у которого Нэн занималась на вечерних курсах в New England School of Photography.

Он увидел в её фотографиях нечто близкое с эмоционально насыщенными работами Дианы Арбус и Ларри Кларка, которые снимком за снимком пробивали фасад американской буржуазной морали. Горенштейн открыл Голдин глаза на фотографию как вид искусства, в котором она может найти своё место. Он познакомил её с работами близких ей по духу великих фотографов середины столетия Августа Зандера и Лизетт Модел, посвятивших своё творчество социальному портретированию. Позже, в 1974 году, посещая фотостудии в Кембридже, Голдин встретится с Модел, покажет ей свои снимки и получит восторженный отзыв.

Продолжая итенсивно фотографировать, Голдин в 1974 году поступает в школу Музея изобразительных искусств в Бостоне. Здесь она обучилась работе с широкоугольным объективом и вспышкой, начала снимать в цвете. С этого времени использование широкоугольной оптики, цвета с искусственным освещением стали её отличительным художественным стилем.

Летом 1976 года Голдин вместе с Армстронгом арендуют дом в Провинстауне. Здесь она знакомится с писательницей и актрисой Куки Мюллер, которую много фотографирует как в интимной обстановке, так и в барах, на барбекю и вечеринках вместе с её подругой, сыном Куки и собакой. Позже эти фотографии составили книгу: “Nan Goldin: Cookue Mueller (1991)” и были впервые показаны в нью-йоркской галерее Pace/MacGill.

В 1978 году Нэн Голдин вслед за Дэвидом Армстронгом перезжает в Нью-Йорк и обосновывается на чердаке без окон на Bowery. Это было время необычайного подъёма культуры андеграунда, охватившей нижний город. Клубы, чердаки, любые мало-мальски пригодные помещения для представлений привлекали эклектическую смесь художников, писателей, музыкантов, постановщиков фильмов… Бары, клубы, собственный чердак стали местом съёмок Голдин.

Её фотографии не имели коммерческого успеха. Единственный человек, признавший снимки Голдин, был Марвин Гейферман, работавший ранее в Light Gallery, а потом в Castelli Graphics. Он включил её фотографии в групповую выставку в Castelli Graphics (1979), а затем в качестве частного дилера продолжал представлять их в других галереях и музеях. Доход от продажи работ с выставок был незначителен, и Голдин приходилось работать барменом, печатником фотографий.

Немного денег приносил показ в клубах Нижнего Манхэттена её слайд-фильма «Баллада о сексуальной зависимости» (1981), названного Нэн своим «публичным дневником», представляющим жизнь фотографа и её друзей. Он демонстрировался до 1995 года, включая Берлинский кинофестиваль в 1986 году. Голдин постоянно обновляла слайды, показывая последние работы. Название фильма-шоу и соровождающей музыки она заимствовала от песни Курта Вайла из «Трёхгрошовой оперы» Бертольда Брехта, которая была хитом Берлина в 1928 году. Её шоу представляло декаденс более поздней эпохи — панковскую субкультуру городской богемы. 

На протяжении 45 минут музыка рока, блюза сопровождает сменяющиеся одно за другим 800 изображений: женщин в кроватях, одевающихся, спящих, избитых, обнажённых в ванных комнатах…, мужчин пьющих, в автомобилях, в барах и клубах, наркоманов… Активным участником этих сцен и документатором была сама Нэн, а её друзья не менее активно сотрудничали в этом процессе. 127 изображений из этого шоу, сделанных Голдин в Провинстауне, Бостоне, Нью-Йорке, Берлине и Мехико, составили её первую, значительную книгу «Баллада о сексуальной зависимости» (1986).

В 1988 году Голдин проходит курс реабилитации от наркотиков. На время лечения у неё отбирают камеру. Она тогда выжила, в то время как многие её друзья в Бостоне и Нью-Йорке ушли из жизни, включая Куки Мюллер и Марка Моррисро. Начав вновь фотографировать, Нэн сделала серию автопортретов. Свою приверженность к автопортрету она объясняет так: «Я осознала, насколько важно автопортретирование в моей работе. Когда я оглядываюсь на всю мою работу, я вижу, что мои автопортреты — действительно вехи того времени, которое я прожила. Нет ничего в работе подобного автопортрету». Снятые в разные годы и в различных видах (в одежде и без, с синяками под глазами и с любовниками в постели), эти снимки вошли затем в слайд-фильм «Всё обо мне» (1993). В череду портретов, сцен любой выставочной экспозиции или альбома Голдин включает изображения безлюдных пространств: сумеречных ландшафтов, городских сцен, поверхностей воды со всполахами солнечного света, интерьеры гостиничных номеров и спален с неубранными постелями. Все эти картины — дань фотографической, да и кинематографической тоже, традиции, наделяющей физическое пространство функцией метафоры состояния духа. Во многих случаях Голдин использует пустоту пространств как метафору потери. Пустые пространства и ландшафты — это пространство уединения, памяти и созерцания. Они служат контрапунктом к другим изображениям.

Во второй половине 1990-х годов фотография Нэн Голдин начинает всё больше утрачивать эпатажность. Как-то в разговоре о своём творчестве она сказала: «… На протяжении многих лет я использую свою работу, чтобы понять человеческие отношения. Теперь я также стараюсь понять и выразить духовную жизнь и отношение людей к самим себе. И насколько глубоко ты можешь войти в другого человека, настолько ты можешь приблизить себя к их внутреннему «я». Мои последние работы в большой степени не о внешнем поведении и дикости. Это больше об обособленности, сущности другого человека, больше размышления об идентичности и меньше о кризисе и отчуждённости. Но по-прежнему та же степень стресса и интимности».

К своему зрелому периоду творчества Нэн Голдин пришла признанным мастером с тридцатилетним опытом поисков собственного самовыражения. В 1996-97-е годы в Музее американского искусства Уитни прошла её наиболее значительная выставка «Я буду твоим зеркалом», где она показала не только свою жизнь, но и культуру андеграунда двух последних десятилетий. Затем эта экспозиция демонстрировалась в художественном музее Вольфсбурга (Германия), в музеях Амстердама и Вены, в фотомузее Швейцарии и в Национальном музее Праги. Выставка сопровождалась хорошо изданной монографией. Завершают 90-е годы четыре альбома фотографий Голдин, опубликованные издательством Scalo в конце 1999 года.

В начале нового тысячелетия прошло ещё несколько значительных выставок работ Нэн Голдин. Одна из них «Возбуждение», состоявшаяся в нью-йоркской галерее Matthew Marks (2003), включала 45 новых цветных фотографий, сделанных Голдин в Европе в течение последних двух лет и слайд-фильма из 245 кадров в сопровождении музыкального переложения Бьёрк партитуры греческой ортодоксальной мессы британского композитора Джона Тэвинера (John Tavener). Эта инсталляция первоначально была подготовлена Голдин для ретроспективы «Безмолвие на земле» в Центре Помпиду (Париж) и показывалась затем в музеях Лондона, Мадрида, Турина и Варшавы. В Нью-Йорке фотографии Голдин были представлены на крупных групповых выставках в музее Уитни (2002) и в музее Метрополитен (2007 — 2008). В 2016 году Музей современного искусства (МоМА) показывает персональную выставку Нэн Голдин: «Баллада о сексуальной зависимости».

И вот на взлёте творческих успехов в жизни Нэн Голдин происходит крутой поворот. В 2018 году ей, страдающей от боли в спине, врач предписал принимать обезболивающее лекарство оксиконтин — популярное рецептурное средство от боли, ставшее среди пользователей легальным наркотиком. Голдин, принимая это лекарство, уже не могла без него обходиться, всё увеличивая дозу, став наркозависимой.

Потребовалось десять месяцев, чтобы освободиться от наркозависимости. Оправившись, Нэн Голдин решила во что бы ни стало привлечь изготовителя оксиконтина фирму Pardue Pharma, принадлежавшую семье Саклер, к ответственности. Она создала группу PAIN (Prescription Addiction Intervention Now) и начала активно привлекать общественность к этой проблеме.

Семья Саклер, сколотившая многомиллиардное состояние на производстве лекарств, является филантропом, щедро одаривающим всемирно известные музеи: Метрополитен, Гуггенхайм (США), Лувр (Франция), Еврейский музей (Берлин), Музей Виктории и Альберта, Галерея Тэйт (Англия).

Голдин публично призвала музеи отказаться от пожертвований этой семьи. Её группа провела в музее Гуггенхайма акцию, сбросив с верхнего этажа пачку листовок, оформленных в виде рецептов на оксиконтин с разными высказываниями. На одной из них было написано: «Если не контролировать употребление оксиконтина, то с высокой долей вероятности он вызовет зависимость. А насколько тогда вырастут наши продажи?»

В музее Метрополитен, в «Крыле Саклеров» (отдел древнего искусства Египта) группа Голдин, разбрасывая пустые упаковки из-под оксиконтина, сканировала: «Саклеры врут — люди мрут!».

От подношений семьи Саклер уже отказались музеи: Лувр, Гуггенхайм, Галерея Тэйт. Апофеозом борьбы Нэн Голдин с семьёй Саклер, знавшей о пагубном влиянии оксиконтина, выпускающегося с 1996 года, стал фильм Лоры Пойтрас «Вся красота и кровопролитие», получивший в 2022 году на 79 Венецианском кинофестивале премию «Золотой Лев», как лучший документальный фильм. Он включает две части. Первая посвящена жизни и творчеству Нэн Голдин, вторая — её борьбе с семейством Саклер, подсадившим Америку на опиоиды.

Борьба за справедливость — лишь фрагмент многогранной творческой жизни художника Нэн Голдин. Её фотографии представлены в десятках книг, изданных в разных странах. Её оригинальные изображения находятся в коллекциях крупнейших музеев мира.

Значительные творческие достижения Нэн Голдин отмечены несколькими престижными наградами: French Legion of Honor (2006), международной премией шведского фонда Хассельблад (2007), среди награждённых которой такие выдающиеся фотографы, как Анри Картье-Брессон, Ансел Адамс и многие другие, Медалью Эдварда МакДоулла (2012) и премией Люси (2014). Нэн Голдин продолжает рассказ о своей жизни и о людях, с которыми она вместе танцует под музыку времени.

Лев ДОДИН

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора