Песах — праздник свободы

Пасхальный седер. Фото: ujew.com.ua

«Что ты делаешь?» — с недоумением спросили древнегреческого философа Диогена, когда он зажег днем фонарь и, расхаживая с ним по городу, заглядывал во все углы. «Ищу человека!» — ответил Диоген, подчеркнув этим, как трудно найти настоящего человека. Еще сложнее человеку найти себя!

Ведь в этом и заключается смысл древнего еврейского обычая: в преддверии Песах искать хамец (квасное) со свечой в руках во всех углах дома. Вот тебе и еврейский «фонарь Диогена». 

В преддверии Песах мы освобождаем наш дом от квасного еще и для того, чтобы напомнить себе о необходимости освободить наши души от зла, от дурных качеств и стремлений». Почему же еврейский закон указывает искать квасное ночью, за сутки до Песах? Потому что во тьме можно с помощью свечи осветить самые глубокие щели! В доме бывают щели и углы, в которые обычно не заглядывают в течение года, так же и в душе человека есть потайные места, некие недостатки, которых он не видит или не хочет видеть. Требуются особые усилия воли и храбрость, чтобы человек посмотрел «себе в лицо», заглянул в свою душу, в самые потайные ее места. Мы с легкостью замечаем соринку в глазу другого, но не видим бревна в собственном глазу. Человек не видит своих недостатков, утверждает Талмуд. Каждый, кто хочет стать лучше, спрашивает: «Как же научиться видеть свои недостатки?» Для этого и нужна свеча — символ мудрости Торы, свет которой помогает нам увидеть себя. Приведу несколько практических советов, возникших в результате обсуждения этой темы русскоязычными учениками еврейской школы «Синай Академи» в Бруклине.

  1. Прислушайтесь ко мнению других людей. Зачастую конструктивная критика может оказаться для вас важнее чьей-то похвалы. Царь Соломон учил в своих притчах любить тех, кто критикует вас, и опасаться льстецов. «Почему ты оставил своего прежнего ребе и пошел учиться к ребе из Коцка?» — спросили одного хасида. «Потому что мой прежний ребе меня только хвалил, а этот указывает на мои недостатки», — ответил он. Будьте готовы выслушать критику других людей. Более того, вы можете также обратиться к мудрым и любящим вас людям за советом, над какими недостатками вам следует работать.
  2.  Фильтруйте слова ваших критиков, стараясь принять конструктивные мысли, но пропускайте мимо ушей унижающую вас критику недоброжелателей.
  3. Анализируйте прошлые ошибки и их причины: какие негативные черты характера привели к поражениям в прошлом? Относитесь к провалам как к важным урокам, из которых следует извлекать драгоценный жизненный опыт.
  4. Что раздражает вас в других людях? Каждый, кто гневно указывает на недостаток другого человека, указывает на свой собственный недостаток, говорит Талмуд. Если нам что-то очень не нравится в других людях, то, возможно, мы стремимся подавить этот самый недостаток в себе и проецируем свое раздражение на других. 

Недостаточно освободить дом от хлебных изделий (кислое — символ отрицательных качеств), нужно еще принести мацу (хлеб веры и символ положительных качеств). Как бы ни важно было преодолеть недостатки, в еще большей степени человеку следует укреплять достоинства. Ребе из Гур писал в своей книге «Сфат Эмет», что человеку следует, по возможности, раскаяться в прошлых ошибках и сфокусировать свое внимание на добре, которое он совершит в будущем. Однако для этого человек должен найти свои достоинства, свои, может быть, еще скрытые таланты. Но как научиться видеть добро в себе?

  1. Прислушайтесь ко мнению любящих вас людей. Они умеют распознавать ваши достоинства и скрытые таланты.
  2. Фильтруйте слова похвалы, отсеивая лесть, но принимая конструктивные мысли.
  3. Анализируйте прошлые достижения: какие сильные стороны вашего характера способствовали вашему успеху? Радуйтесь достижениям, но не позволяйте победам ослепить вас, лишить чувства реальности, породить «головокружение от успеха». Продолжайте всегда стремиться к новым достижениям.
  4. Что вы цените в других людях? Например, если вы уважаете в людях доброту и честность, то, скорее всего, вы добрый и честный. Царь Соломон учил, что суть человека проявляется в том, что он прославляет. Умный прославляет ум, храбрый — храбрость. Если вы прислушаетесь к тому, что прославляют другие люди, то узнаете многое о них. Если вы обратите внимание, что вызывает в вас уважение и восхищение другими, то сможете многое узнать о себе. Хлеб и маца сделаны из одной муки. Энтузиазм пекаря, который спешит исполнить заповедь, превращает муку в мацу, а упущенное время окисляет тесто и со временем превращает его в хлеб. Не обязательно подавлять отрицательные черты характера в себе, зачастую еще важнее научиться направлять зло во благо, превращая недостатки в достоинства.

Третья книга Пятикнижия «Ваикра» посвящена вопросам служения в Храме. Каждый из нас строит свой мир, свою семью — свой Храм. Каждый служит в этом Храме своей семье, своей общине, своему народу. Наша недельная глава открывает новые плоскости бытия: дело не только в том, что ты делаешь, но и в том, как, с каким чувством, с каким намерением. Не только неверный поступок служителя Храма — коэна — делал жертву некошерной, но и его неправильная мысль, ошибочное намерение. «Пусть он приведет его (жертвенное животное) по желанию своему…» (Ваикра, 1:3). Слово «его» не является необходимым по смыслу, поэтому можно отнести его не к жертвенному животному, а к человеку, приносящему жертву. «Что делать, если человек обязан принести жертву в Храм, но не хочет? — спрашивает Раши и приводит слова Талмуда: — Тогда судьи заставляют его!» Но ведь в Торе сказано: «По желанию его». Так как же можно заставить человека сделать это против его воли? Талмуд отвечает: «Принуждают его, пока он не скажет: «Я желаю!» Когда муж отказывается дать развод жене, то, как пишет Маймонид, принуждают его, пока он не скажет: «Я желаю!» Муж может дать разводное письмо, гет, только по своему желанию. Почему же разрешается заставить его? Например, судьи могут постановить бить его до тех пор, пока он не скажет: «Я желаю!» Маймонид объясняет, что в сердце каждого еврея есть глубинное желание творить добро. Лишь внешнее, чуждое природе человека стремление к злу мешает ему исполнить заповедь. Потому некоторое насилие над этим поверхностным злом позволяет доброй сути человека проявиться. Но лучший судья человека — это он сам. Потому стоит человеку проявить некоторую волю, преодолеть в себе дурное начало, как начинает проявляться его сокровенное стремление к добру.

«Чем отличается эта пасхальная ночь от всех других ночей? — спрашивает в Пасхальной Агаде сын своего отца. — Почему весь год мы едим хамец и мацу, а в эту ночь только мацу?»

Праздник Песах — это праздник освобождения не только от фараона, но и от внутреннего рабства, от отрицательных черт характера. «Мы едим только мацу (символ добра), ибо в эту ночь пробуждается внутренний свет в душе каждого еврея, просыпается его сокровенное желание творить добро», — пишет рав Моше Вольфсон в своей книге «Эмунат Итеха». В эту ночь Всевышний вывел нас из тьмы египетского рабства к свету и продолжает освещать наши души каждую пасхальную ночь. Как важно не упустить это озарение свыше и в это время праздника свободы укрепить свое собственное желание творить добро и стремиться к свету весь следующий год!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

1 комментарий к “Песах — праздник свободы

  1. И вышли евреи из рабства египетского и постановили снова стать рабами, ибо דִּינָא דְמַלְכוּתָא דִּינָא — кто землю завоевал, тот еврею на этой земле и хозяин. И стали евреи рабами тиранов разных, и гордились евреи верностью этим тиранам, отвергнув свободу, Господом дарованную.

    И прославили евреи своих соплеменников безбожных, служивших верно Империи Зла, разрушавших Храмы, побивавших Цадиков.

    И не могут понять евреи, за что на них кары Божьи, именуемые антисемитизмом.

Обсуждение закрыто.