Еврейские хитрости

В Иерушалаиме

Чтобы вы понимали, эти пейсатые — они такие ловкачи, кого хошь задурят, не токмо что «реформами»! Вот полулегендарная история, она, между прочим, о раввине, заложившем начало великому каббалистическому возрождению Цфата.

Рисунок10Владела тогда Палестиной империя Мамелюков. Городом управлял злобный антисемит Ахмад, искавший способы напакостить своим еврейским подданным. Донесли ему, что евреи перед Йом-Кипуром стараются покупать для обычая «капарот» (искупления) белых куриц и петухов— которые, кстати, стоят куда дороже пёстрых. Объявил Ахмад, что хочет послать султану в подарок 500 белых птиц и запретил продавать их, направил стражников на рынки, а слуг своих отправил скупить всех белых пернатых. Прибежали евреи к раву Йосефу: помогите! Раввин прекрасно понимал, что никакого отношения пасук: «и станут грехи ваши белее снега» не имеет к цвету этих птичек, да и к «народным обычаям», кроме установленных мудрецами, относился вполне пренебрежительно. Но, будучи человеком мирным и и благожелательным, решил, дабы не печалить население, постараться помочь. Велел он евреям принести к нему во двор всех уже купленных птиц, а сам отправился к наместнику и принялся того благодарить. «Наши мудрецы говорили, что если грехи искуплены, курица побелеет. Эти наивные глупцы покупают сразу белых птиц и убеждают себя, что теперь с ними всё в порядке и они не должны особенно стараться, чтобы исправить грехи. Теперь же они не смогут себя обманывать и вынуждены будут искренне поститься и молиться. Спасибо Вам!». Ахмад страшно расстроился — выходит, он оказал евреям огромную услугу?! Немедленно отправил наместник слуг с купленными ими белыми птицами к раву Йосефу — и повелел заменить на них всех пёстрых! Наутро евреи увидели полный двор дорогих белых пеструшек… Пошли разговоры, что случилось явное чудо, что раввин совершил это силами каббалы. Рав же только посмеивался и отмалчивался. А вы говорите: «надуть Багац… обштопать ООН…». Да раз плюнуть!

Любопытно, что сходную историю рассказывают о мудреце Мишны из 1 века рабби Аббе-Йосефе бен Ханине, нет ли здесь преемственности душ?

«Белый» или «Петушиный цадик» рав Йосеф Сарагосси родился в Испании примерно в 1460 году. Имя отсылает к столице Арагона Сарагосе, но не исключено, что на самом деле произошло оно из сицилийских «Сиракуз» (Сарагоса на испанском), откуда родом его предки. Либо же от того, что после изгнания из Испании сам рав Йосеф некоторое время провёл на Сицилии — возможно, в Сиракузах.

В 1492 его вместе со всей еврейской общиной выгоняют из родной страны, семья укрывается на Сицилии. Через 3 года приходится уносить ноги и оттуда — Сицилия находилась под властью арагонской короны и декрет об изгнании наконец добрался и до неё. Рав Йосеф бежит в Мамлюкский султанат, сперва в Бейрут, затем в Сидон; позднее перебирается в Египет, где его уже встречают с почётом как знаменитого мудреца. Наконец семья поселяется в галилейском городке Цфате, бедном и неустроенном, где обитает порядка 300 евреев, прибывших из многих стран с различными обычаями и где нет даже раввина. Рав Сарагосси становится первым раввином будущего духовного центра мира.

В Цфате
В Цфате

Рав Йосеф отличался кроткими манерами, его харизма, уважение к нему евреев и мусульман не имели отношения к властности и опирались только на мудрость, знания и нравственные качества. Когда однажды он захотел покинуть Цфат, жители умолили остаться и уговорили его принять ежегодную стипендию в 50 дукатов — а арабский наследник «душки» Ахмада взялся сам выплачивать 33 из них, то есть две трети! Таким уважением рав пользовался среди мусульман, нередко обращавшихся к нему за разрешением спорных вопросов и даже судебных исков, что те не меньше евреев были бы расстроены его отъездом. Он относился к ним с почтением и миролюбием, старался по мере сил поддерживать и их, и единоверцев, и в немалой степени благодаря ему в Цфате возникла обстановка взаимной терпимости и благожелательности. Что, конечно, в будущем помогло процветанию города и превращению его в центр еврейской учёности.

Роль рава Сарагосси в Цфате сравнивают с ролью рабби Овадьи из Бартенуры в Иерушалаиме — обоим удалось восстановить и укрепить еврейские общинные институты, нормализовать отношения с иноплеменниками, создать ешивы, привлекавшие ищущих мудрости Торы, в частности изгнанников из Испании и Португалии. Одним из учеников рава Йосефа был рабби Давид ибн Аба-Зимра (Радбаз, 1479-1589 или 1563), великий талмудист и каббалист, учитель Аризаля и главный раввин Египта — раввинское посвящение (смиху) дал ему Петушиный Цадик.

Рав Сарагосси, как истинный знаток каббалы, избегал почёта и рекламы; мы знаем о его грандиозных знаниях и духовных возможностях, но очень немного о биографии. Интерес к Тайному учению, которым буквально пропитан воздух Цфата 16 века, начался в «столице Северной Галилеи» с его уроков, соединявших талмудическую учёность с тайным знанием. Можно сказать, что он стал (через Радбаза) как бы «духовным дедушкой» Аризаля — создателя современной школы каббалы. Да и многие повседневные обычаи и правила еврейских общин мира связаны с Аризалем.

Энциклопедии называют годом ухода рава Сарагосси 1507. Мне это выглядит несколько странным, хотя бы из-за намёков на равноправное общение с ним мудрецов, слишком молодых для этого к 1507 году. Думаю, лет 5-7 энциклопедии у праведника заныкали — но кроме собственных сомнений, иных аргументов привести не могу.

Похоронен рав Йосеф, согласно его завещанию, рядом с могилой таны (мудреца Мишны) 2 века рабби Йеуды бар Илая, ученика рабби Акивы и учителя Рабейну а-Кадош — в месте, на котором, согласно преданию, ему открылся (или многократно открывался?) пророк Элиягу. Памятник максимально простой, из необработанного синеватого камня.

По крайней мере с начала 19 века памятник стал местом паломничества, которое обычно совершают раз в неделю между окончанием праздника Песах (22 Нисана) и Песах Шени (18 Ияра). Легенда повествует, что однажды еврейская община была спасена после молитвы на его могиле. У мудреца, любившего устанавливать мир, просят заступничества перед Небесами при конфликтах в семьях и общинах, под угрозами войн и прочих бедствий…

Вишенка в том, что обычно происходит это… на Масличной горе в Иерушалаиме! Да, кроме окружённого травами памятника на старом кладбище Цфата, существует куда более масштабный томб (обелиск) на Ар Зейтим — на котором тоже начертано: «рабби Йоси Сарагосси». Вероятно, тело мудреца похоронено в его Цфате, но народ настолько любил учителя и чувствовал себя осиротелым после его ухода, что иерусалимцы, некогда мечтавшие переманить его к себе, тоже установили у себя в память о нём мемориальный монумент. И таки работает, не зря же люди уже 2 века приходят сюда с просьбами и молитвами! Впрочем, что за проблема из мира вечности слать энергию мира и благословения сразу в несколько мест на Земном шаре? Вот же друг его, пророк Элиягу, веками является мудрецам в далёких друг от друга местах, в несходных обличьях — и, вполне возможно, даже одновременно.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *