Постоянно чувствую тревогу

—Уважаемый рав Эссас, я боюсь своей мамы. В детстве она меня очень ругала за отметки, да и сейчас не всё гладко. Мама хоть и орёт, но теперь реже, чем было. В общем, когда я нахожусь дома с мамой, я постоянно чувствую тревогу — не знаю, почему. Ощущение, будто я получила двойку, а мама не знает. Я ее очень люблю, но это чувство убивает меня.

Мика. Гомель, Беларусь 

Прежде всего, отмечу, что Вы очень образно, зримо, описали свое состояние («будто я получила двойку, а мама не знает»). Это, безусловно, помогает лучше понять Вас. Однако Вы выдвинули на обсуждение чрезвычайно трудную тему. Ведь речь идет о человеческих взаимоотношениях. А это — сложнейший «механизм. Стороннее вмешательство в эту тонкую и хрупкую «конструкцию» нередко может лишь навредить. Поэтому я, в принципе, противник конкретных советов по поводу «урегулирования» конфликтных или проблемных ситуаций (таких, как Ваша, например) в семье, в коллективе и т.п. Так что, не стану, да и не могу давать Вам конкретные рекомендации, как поступать, чтобы освободиться от преследующего Вас страха. В желании помочь ограничусь общими рассуждениями на данную тему, основанными на собственных практических наблюдениях и жизненных размышлениях. Немалому числу родителей, к сожалению, свойственна взрывная эмоциональная реакция на негативные, на их взгляд, поступки детей. Многого ли они добиваются сильной руганью? Но вот, ребенок совершает новую ошибку, за которой следует новый родительский «всплеск». Потом — еще и еще…Разные дети воспринимают это по-разному. Для кого-то «агрессивная прочистка мозгов» — как с гуся вода. Для кого-то эти «взрывы» так глубоко врезаются в память, что болезненные ощущения, которые они при этом испытывают, формируют в сознании некий стереотип. Иначе говоря — своего рода условный рефлекс, проявляющийся, если источник взрывных реакций (скажем, мать или отец) близко. И этот стереотип, уже неконтролируемый, неподотчетный страх ожидания «взбучки», порой остается на долгие годы, переходя из детства во взрослую жизнь. Зная, откуда берется такой страх, можно попробовать с позиций взрослого человека выстроить «линию защиты», подразумевающую переосмысление таких и подобных им «пугающих» обстоятельств. Можно спросить себя — чего, собственно, я боюсь? Того, что находящийся рядом со мной папа (или мама) вдруг разразится направленной на меня бранью? Тут надо постараться осознать, что некоторые родители часто пользуются именно этим «приемом», потому что им — небезразлична судьба собственных детей. И они проявляют заботу о них. Как умеют. Используя собственный арсенал средств, в том числе и проявление особенностей эмоционального устройства. В конце концов, родители — такие, какие есть. И мы ни в коем случае не должны ни критиковать, ни осуждать их.

Посмотрим правде в глаза. Ничего ужасного с нами не случится, если время от времени и приходится пережить несколько минут под словесным «обстрелом». Только надо взять себе за правило — никогда не вступать в перебранку (хотя бы стремиться к этому), что только накаляет обстановку. Тогда как спокойная сдержанность в моменты «атаки», наоборот — частенько обезоруживает атакующего. Такие рассуждения, полагаю, способны, как минимум — снизить уровень тревоги и страха. Можно, например, действовать и на «опережение»: заметив тень недовольства со стороны матери или отца — попытаться подбросить для общения приятную или нейтральную тему, «заторопиться» куда-то по «срочным делам» и т.п. Атмосферу общения с родителями можно существенно улучшить, помогая им в их делах, чаще им улыбаясь, делясь с ними хорошими новостями… Да и вообще — стараясь, что называется, обходить «острые углы».

Отвечал рав Элиягу Эссас

evrey.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *