— Мы с вами где-то встречались, — спросил глава бруклинской иешивы «Хаим Берлин» рав Арон Шехтер, обращаясь к ученикам «Синай Академи». — Может быть, на Синае?
— Нет, мы не помним, чтобы вы приходили в нашу школу «Синай», — с удивлением ответили ребята.
— Но ведь мы встречались на Синае, — рав Шехтер понизил голос, переходя буквально на шепот; и чем тише он говорил, тем внимательней его слушали ребята.
— Вы имеете в виду гору Синай? — спросил один ученик.
— Да, мы все когда-то стояли у горы Синай, ибо души всех евреев принимали Тору в момент Синайского откровения. При этом глаза раввина сияли улыбкой, и он переводил доброжелательный взгляд с одного юноши на другого, знакомясь и устанавливая душевный контакт с каждым. — Вы знаете, почему так важно помнить, что каждый из нас — часть своего народа?
— Это основа единства, — ответил один ученик «Синай Академи».
— Верно, это важно для единства народа, — продолжил рав Шехтер. — Однако это также важно для самого человека. Почему, например, вам важна ваша рука?
— Потому, что ею можно дать цдаку, помочь бедному человеку, — сказал один ученик.
— Потому, что на руку надевают тфилин во время молитвы — добавил другой.
— А может, потому, что она часть меня? — спросил третий.
— Да, важность руки определяется тем, что она часть нашего тела, часть человека, — продолжил раввин. — Так же и значимость, величие каждого определяется тем, что мы часть одного великого целого, народа, несущего миру свет Торы.
В субботу в синагогах будут читать отрывок из Торы, рассказывающий о том, что каждый взрослый еврей должен был дать полшекеля для службы в Мишкане, переносном Храме в Синайской пустыне.
«И сказал Всевышний Моисею: Когда поднимешь голову евреев (это буквально, Тора указывает сосчитать евреев поголовно)… то пусть каждый даст половину шекеля» (Шмот, 30:11-13).
Почему, говоря о подсчете евреев, Тора указывает поднять голову?
Когда фашисты пытались сломить дух евреев в концлагерях, они присваивали каждому узнику номер, выкалывая его на руке. Счет людей — это процесс присваивания каждому человеку безликого номера. Это унижает индивидуальность, уникальное предназначение каждого. Так как же сосчитать людей, чтобы при этом не унизить, а поднять их головы?
В пустыне считали не людей, а монеты, которые давали для общего дела, службы в Храме. Это должно было помочь людям осознать, что каждый из них — часть целого. Заповедь дать полшекеля напоминала, что каждый человек очень важен и ценен для всего народа.
— Everybody counts! — Каждый важен! — рав Шехтер вдруг перешел с шепота на высокие регистры, сотрясая своим голосом аудиторию и проникая в души каждого. — Ты важен, и ты, и ты… и я, мы все в одинаковой степени важны! Поэтому каждый давал монету одного достоинства — и богач, и бедняк, и богатый, и бедный духом, ибо у каждого человека свое уникальное предназначение в жизни, которое чрезвычайно важно для всего народа. Осознание собственной важности — ключ к реализации своего духовного потенциала. Пусть каждый почувствует себя принцем, и тогда он не совершит преступления не из страха быть разоблаченным, а из чувства собственного достоинства не захочет унизить себя…
После урока ребята по одному подходили к раву Шехтеру, и он каждому давал благословение. Ребята выходили с приподнятым настроением. А мне казалось, что каждый из них даже вырос на пару сантиметров.
Великому педагогу раву Шехтеру в буквальном смысле удалось «поднять головы» ребят, вдохнуть в них веру в себя, в свои силы, в свою миссию, которая так важна и нужна нашему народу…
«Вот они исчисления Храма» (Шмот, 38:21). Наша недельная глава повествует о завершении строительства Храма, перечисляя различные детали его устройства. Мидраш утверждает, что фраза «Вот они исчисления Храма» искупила грех золотого тельца, о котором сказали евреи: «Вот они божества твои, Израиль» (Шмот, 32:5). Неужели сказанное — лишь игра слов: «Вот они» Храма искупило «Вот они» тельца?
Сказав «Вот они божества», евреи показали, что больше не осознают единство Творца, а абсолютизируют частности и детали. Строительство Храма явилось символом исправления этого греха. Потому слова «Вот они исчисления Храма» выразили мысль о том, что все детали Храма являются частью общего. Так же и все многообразие сил этого мира является частью его гармонии и единства. Потому и у каждого еврея свое предназначение, являющееся частью коллективной миссии народа.
В чем смысл слов мудрецов «Радость Всевышнего строительству Храма была подобна радости творения небес и земли»? Многообразие явлений физического мира является частью великой гармонии законов природы. И каждая деталь Храма, являясь частью целого, указывает на единство Творца. Эту же мысль выразил Луи Пастер: «Первый взгляд, брошенный на мир, не обнаружит в нем ничего, кроме богатого разнообразия и множества явлений. Когда же этот взгляд подкреплен наукой — наукой, приближающей человека к Б-гу, тогда видишь вокруг простоту и единство».
Почему, говоря о золотом тельце, евреи употребляли множественное число: «Вот они божества»? Потому что каждое колено творило своего идола — тельца, утверждает Мидраш. Если негодяи объединяются во имя зла, то только на время, ибо очень скоро они начинают ссориться и конфликтовать, деля добычу, как сказал царь Давид: «Разъединятся все творящие зло» (Псалмы, 92). Тот, кому мир кажется хаосом, в котором выживает сильнейший, живет по законам джунглей. Тот, кто открывает гармонию и единство в многообразии явлений, ищет гармонии с миром, стремится к единству, осознавая себя частью своего народа.