Символизм тканей храма

Красота Торы — в разнообразии комментариев на один и тот же текст.

Во второй половине XIX века в искусстве появилось направление символизм. Авторы, изображая обыденные предметы, передавали различные символические значения.

В это же время идею символизма в комментариях Торы блестяще развил один из величайших еврейских мудрецов рав Шимшон-Рафаэль Гирш (1808 — 1888). Вот что пишет рав А. Кармель: «Чтобы правильно понять смысл идей Торы, необходимо учитывать их символическое значение. Многие понятия сама Тора характеризует как символические по своей природе.

Нас это не должно удивлять: вся наша жизнь регулируется символами — от рукопожатия до огня светофора. Современные психологи обнаружили, что символы сохраняются в подсознании человека очень долго. Поскольку Торе предстоит жить не одно тысячелетие то неудивительно, что в ней широко использованы символы. В Торе так много символики еще и потому, что символы очень сильно влияют на сознание человека. Символы не имеют временных пределов, они отзываются в сознании бесконечным разнообразием их значений. И даже если мы не осознаем эти значения, они, тем не менее, воздействуют на подсознание, влияя таким образом на побудительные мотивы наших действий.

Символические объяснения идей Торы часто имеют источники в «Зогаре» и других каббалистических книгах… Каббала исследует в основном мир подсознания, в особенности тех уровней человеческой психики, которые выходят за пределы эго».

Ткани и храм

В Храме использовались две основные ткани — лен и шерсть и четыре основных цвета при окраске тканей — белый, алый, пурпурный и тхелет (близкий к голубому). Вот как объясняет рав Гирш символическое значение тканей и цветов.

В своей жизни человек реализуется через три группы действий.

Первая (вегетативная) — объединяет нас и с растениями, и с животными.

Вторая (животная) — объединяет нас с животными.

Третья — Б-жественный элемент в человеке.

Лен — символизирует вегетативные аспекты, шерсть — животные.

Царство растений

Лен в Храме красился в белый цвет.

Вегетативная группа включает питание и сексуальную жизнь.

Белый цвет — цвет чистоты, отсутствия «загрязнений».

В еврейском образе жизни законы питания и семейной чистоты формулируются просто: не ешь запрещенной пищи и не ищи связи с «чужими» женщинами (не со своей женой). Выполнив эти предписания, человек становится чист, как белый цвет.

Царство животных

Животная группа включает восприятие, волеизъявление и стремления.

Цвет шерсти был алый и пурпурный. Животные качества не реализуются так легко, как растительные. Недостаточно просто отдалиться от «нечистоты». Животные качества требуют постоянной работы человека над собой. И наша воля, восприятие и стремления постепенно трансформируются от грубых до возвышенных.

Алый цвет — цвет крови, символизирует самую грубую форму животного начала. Пурпурный — благородный, царский цвет символизирует человека, возвысившего свои животные стремления, ставшего царем (хозяином) своей животной природы.

Царство духа

И, наконец, голубой цвет (тхелет) напоминает небо и символизирует то, что в человеке есть части личности, созданные по образу и подобию

Вс-вышнего. Это наша духовная природа.

Разные работы

И, наконец, символика еще одной заповеди. Человеку запрещено в одежде смешивать лен и шерсть (шаатнез). Объясняет рав Гирш, что на языке символов это указывает нам на то, что «растительное служение» и «животное служение» построены на разных принципах. Чтобы стать праведником на первом (вегетативном) уровне, достаточно запретить себе некошерную пищу и связь на стороне.

Работа на втором уровне (над животными качествами) сопровождает всю нашу жизнь и постепенно поднимает нас от «раба» нашего животного начала до «хозяина» своих животных качеств.

В понимании этой идеи лежит «послание» двум категориям евреев.

Первое послание тем, кто думает, что достаточно есть только кошерное и не смотреть на «чужих» женщин, и человек становится праведником. Это заблуждение, так как такой человек «застрял» на первом уровне.

Второе послание тем, кто смотрит на «застрявших» и говорит: «Меня не впечатляют религиозные евреи». Настоящая духовная работа занимает всю жизнь, и лишь человек, подчинивший себе животные качества, достоин называться праведником, с которого следует брать пример.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 комментарий к “Символизм тканей храма

  1. Да ,но забыли сказать тот кто соблюдает кашрут и изаконы неды,ру естественно не смотрит на чужих женщин,сможет достигнуть сасамой высокой ступени в будующим

Обсуждение закрыто.