Перед разрушением Первого Храма Всевышний многократно обращался к еврейскому народу через пророков Иехезкеля и Иермиягу: «Вот уже двадцать три года было ко мне слово Господне; и говорю я вам с раннего утра, а вы не слушали и не приклонили уха своего, чтобы слушать сказанное: «отвратитесь же каждый от злого пути своего и от злых деяний своих, и живите на земле, которую Господь дал вам и отцам вашим на веки вечные… Но вы не слушали Меня, – сказал Господь, – гневя Меня изделием рук своих, во зло себе. Поэтому так сказал Господь Цваот: вся земля эта будет превращена в развалины и в пустыню, и народы эти будут служить царю Бавэльскому семьдесят лет. И будет, спустя семьдесят лет накажу Я царя Бавэльского» (25:1-14)
В другом пророчестве, упоминая тот же срок – семьдесят лет, Всевышний предписывает изгнанному народу оставаться на новом месте и даже не пытаться вернуться: «А вот слова послания, которое пророк Иермияу послал, из Иерусалима старейшинам в изгнании…. Так сказал Господь Цваот, Бог Израиля, всем изгнанникам, которых Я изгнал из Йерушалаима в Бавэл: Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте плоды их. Женитесь и рождайте сыновей и дочерей… Ибо так сказал Господь Цваот: пусть не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и чародеи ваш не посылал Я их, – сказал Господь. Ибо так сказал Господь: когда исполнится семьдесят лет Бавэлу, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово мое о возвращении вас на это место» (29:1-10).
Итак, все семьдесят лет, пока продолжалось изгнание, Всевышний запрещал народу возвращаться в Эрец Исраэль, и прекратил обращаться к нему через пророков.
Все эти семьдесят лет Всевышний безмолвствовал, безмолвствовал в соответствии со своим древним предостережением: «Я совершенно сокрою от него лицо Мое в тот день за все зло, которое он сделал, когда обратился к Богам иным» (Дварим 31:16-29).
Это Сокрытие продолжалось все семьдесят лет изгнания, причем незадолго перед его завершением мрак предельно сгустился: в течение года над народом Израиля висела угроза полного уничтожения.
Мордехай и царица Эстер спасли народ Израиля от происков Амана, а по истечении семидесяти лет после разрушения Храма, началось его восстановление. С того момента народ вновь стал желанен в Святой Земле, и Всевышний вновь стал обращаться к Своему народу через пророков: через Захарию, Хагая и Малахи.
Итак, Всевышний вновь открыл Свой лик: изгнанники возвратились, Храм был отстроен, а пророчество возобновилось.
Но не за горами были уже третье (греческое) и четвертое (эдомское) пленения. Причем о четвертом рассеянии Йеремияу пророчествовал сразу после разрушения Храма.
Действительно, в книге «Эйха» пророк неожиданно упоминает не только о вавилонском, но и об эдомском, римском пленении: «Радуйся и веселись, дочь Эдома, живущая в стране Уц! И до тебя дойдет чаша: напьешься ты допьяна и изрыгнешь! Искуплен грех твой, дочь Цийона, не будет Он больше изгонять тебя. Наказал Он тебя за беззаконие твое, дочь Эдома, изобличил грехи твои». (Эйха 4:22).
Причем этот эдомский галут представлен пророком последним («не будет Он больше изгонять тебя»). Раши так и комментирует эти слова из книги «Эйха»: «После плена Эдома больше не будет изгнания».
Эдомское пленение также сопровождалось Сокрытием лика, то есть с одной стороны отсутствием пророчества, а с другой – изгнанием и запретом массового возвращения в Эрец Исраэль, о чем говорится в Гемаре (в трактате Ктубот 111) в связи со словами из «Песни песней»: «Заклинаю я вас, дочери Иерусалима, газелями и ланями полевыми: не будите и не приближайте любовь, доколе не пожелает она» (2.7).
Народу Израиля было запрещено подниматься в землю Израиля «стеной», т.е. в массовом порядке, бунтуя этим против воли народов. Возвращение в Сион должно было начаться тогда, когда к тому созреют условия.
Срок изгнания не назывался, но вот в ХХ веке народы предоставили евреям право на возвращение, и многие согласились с тем, что эдомское пленение подошло к концу. Еврейский народ обрел политическую свободу в земле Израиля, Божественный лик приоткрылся.
Вавилонское и эдомское пленения, как мы видим, оказались весьма различны по сроку, однако схожи структурно. Помимо запрета на возвращение и Сокрытия лика, на себя обращает внимание также и резкое ужесточение этого Сокрытия накануне избавления.
Как в конце семидесяти лет вавилонского плена возникла угроза полного истребления еврейского народа, также – гораздо более устрашающим образом — это случилось и на излете эдомского пленения. Если замысел Амана окончательно решить еврейский вопрос оказал сорван, то Гитлер в нем значительно преуспел. При этом пропорции в отношении общего периода Сокрытия лика к его острой фазе в обоих изгнаниях оказались достаточно близки. Время от начала Первой мировой войны до конца Второй относится к периоду всего эдомского пленения (если его отсчитывать от захвата Иерусалима Помпеем) почти так же, как год пуримных событий относится к семидесяти годам вавилонского изгнания.
Итак, в 1948 году еврейское государство было создано, а в 1967 был освобожден также и Сион.
Казалось бы теперь, когда Всевышний прекратил скрывать Свой лик и собирает народ в Сионе, самое время возродиться пророчеству, как это имело место в конце Вавилонского пленения.
Однако этого не произошло. ХХ век не принес своих захарий, хагаев и малахий. Всевышний не обращается к человечеству, не вмешивается напрямую в мировую политику. Почему? В чем загвоздка?
Дело в том, что угасание пророчества не связано прямым образом с Сокрытием лика и не тождественно ему.
Пророчество, возродившееся во Втором Храме, угасло не только раньше Эдомского плена, не только раньше разрушения Второго Храма, но даже и раньше периода Хасмонейской независимости.
Гемара объясняет это инициативой самих мудрецов, устрашенных прежними грехами народов, среди которых доминировало идолослужение. Сионские мудрецы взмолились Богу Израиля, чтобы Он устранил из мира эту религиозную страсть.
Вот как описывается это в Гемаре (Йома 72): «И сказал р.Йоханан: Горе, горе нам! Лютая склонность к греху, та самая, которая разрушила святилище, сожгла Храм, истребила праведников и отправила в плен народ Израиля из земли его, — вот доныне она действует среди нас! Ничего доброго не может принести она нам, кроме награды если преодолеем ее. Ни склонности мы этой не желаем, ни платы за победу над ней не желаем! Не желаем награды, только чтобы извергнуть эту лютую склонность из среды нашей. И пал с неба лист, на котором было написано: «истинно». Говоря тем, что согласен Святой, да будет Он благословен, с просьбой их. И постили они три дня и три ночи и передана была в руки им эта греховная склонность. Как молодой огненный лев выскочила эта лютая страсть из Святая святых. Сказал им пророк Израилев (Захария): Это склонность к идолослужению…. И сказали, как нам уничтожить его? Ведь он так кричит, как бы не сжалились над ним небеса. Сказал пророк: бросьте его в свинцовый котел, и покройте свинцом. И смолк он…. Так была упразднена склонность к идолослужению. Ибо в благоприятное время, во время благоволения молились мудрецы и были услышаны».
Но как химиотерапия помимо роста раковых клеток угнетает также и кроветворение, так подавление влечения к идолослужению сопровождается побочным действием угасания пророчества.
Таким образом, причина продолжающегося и поныне молчания Творца связана не только с Божественным произволом, но также и с человеческой инициативой.
Чтобы Божественный глас вновь зазвучал в Святой Земле, помимо благоприятного момента, по-видимому, должны найтись также сионские мудрецы, готовые взять на себя ответственность за Его возвращениие.