Те, кто полагают, что проблемы отношений человеческого и искусственного интеллектов, двуногих с сотворёнными ими роботами возникли в 20-21 веках, заблуждаются. Ещё Хахам Цви (1660-1718) и его сын рав Яков Эмден (1698-1776) обсуждают многие их аспекты, в частности, может ли искусственно созданное существо дополнить молитвенный миньян и является ли его убийство пролитием крови. Рассказали они и о дедушке, по преданию, создавшем голема.
Рав Элиягу бен Аарон-Йеуда (Элиягу Бааль Шем из Хельма) родился примерно в 1520 году и, видимо, в Хелме. В 1520 его отец назначен одним из сборщиков налогов с евреев Северной Польши, а в 1522 главным раввином Люблинской, Хелмской и Белзской областей. Учился Элиягу в ешиве знаменитого талмудиста и каббалиста Мааршаля (рабби Шломо Лурия, 1510-1573), удостоившись раввинского рукоположения, выбран главным раввином Хельма, в каковой роли оставался до смерти в 1583 году. В 1564 он, вместе с другими авторитетнейшими раввинами Польши, подписал постановление, регулировавшее положение агунот (вдов, у которых нет однозначных свидетельств о смерти мужей) и устанавливающих, когда агуна сможет снова выйти замуж. Он был одним из крупнейших талмудистов эпохи, его считали святым человеком, чудотворцем и выдающимся знатоком Тайного учения. Рав получил прозвище «Бааль Шем» — Мастер (святого) Имени.
На этом надёжные биографические сведения завершаются (если не считать знаний о потомках, среди которых величайшие мудрецы нескольких столетий) и мы вступаем в область преданий и легенд. Впрочем, легенд порой весьма авторитетных, пришедших буквально из первых рук. В частности, внук рава Элиягу Хахам Цви однозначно подтверждает способность деда создавать «человеческого био-робота», «голема», и приводит данные самой популярной из историй о нашем герое. Штрихи дополняет правнук, рав Яком Эмден — для обоих речь шла не о предании, а о достоверном свидетельстве.
Сперва о терминах. Утверждают, что рав Элиягу — «первый из удостоенных звания Бааль Шем». Талмуд приводит высказывание великого мудреца-чудотворца рава Гуны: «я — бааль шем», но из контекста неясно, идёт речь о духовных свершениях или о положении на пиру уважаемого человека («имя которого широко известно»). Мистики «Хасидей Ашкеназ» (Праведники Германии) называли так нескольких литургических поэтов, в творениях которых присутствовало Имя; с 14 века аналогично именовали писателей амулетов, в чьих текстах тоже есть Имена. Но — едва ли значение прозвища соответствует позднейшему применению: чудотворец, способный влиять на духовные и материальный миры, прибегая, в частности, к Именам Создателя. В таковом контексте рав Элиягу, видимо, первый «Бааль Шем».
Теперь «голем». В Танахе слово встречается лишь один раз, в 139 псалме, и там обозначает бесформенный зародыш человека. На иврите «голем» может произойти от «гелем» (глины, необработанного материала, бесформенной материи) или от «галам» (свернул, завернул). В Талмуде этим термином обозначают незавершённые предметы и существ, ещё не приступивших к исполнению своих функций (Адама до того, как Создатель вдохнул в него душу, незамужнюю женщину…). В народном языке голем — болван, глупец, неуч. Ну, как фольклорные «хельмские мудрецы», наивные и туповатые. Оно, впрочем, не очень вяжется с чередой выдающихся мудрецов, восседавших на «раввинском троне» в Хельме, и знаменитой ешивой в этом городе… В нынешнем иврите «голем» — истукан, глупый, неповоротливый человек.
Старинная агада повествует о сотворении человека (в другом месте и телёнка) мудрецом Талмуда Ровой, иной мидраш — о том, что братья после продажи Йосефа сели кушать ягнёнка, созданного магическим способом; легенда 13-14 века поёт о сотворениях человека пророком Йеремией и Сирой… Не говорю уже о средневековых историях, вполне параллельных алхимическим.
Так что дело это было почти обыденное. А вот лично мне непонятно, с чего бы сейчас, в эпоху «чайлд-фри», когда каждый лишний индивид «нарушает экологический баланс» (пустыни) — народ настолько восхищён нетрадиционным рождением, что статуи Голема есть чуть ли не главная туристская достопримечательность чешской столицы?! Да и знаю я, преподаватель со стажем, что создать голема куда проще (этим в промышленных масштабах занимаются СМИ), чем воспитать из него человека. Но такова уж наша натура — хочется чего-нибудь необычного и горяченького… Посему предложу несколько вариантов повести, отличающихся деталями — выбирайте, что вам ближе по антуражу.
Рав Элиягу, используя старинную Сефер Йецира (Книгу Созидания, Оформления) и буквы Святого Имени, сделал из глины большого и сильного, но не слишком смышлёного человека, дабы защитить сородичей от погромов (хотя в Хельме население процентов на 55 состояло из евреев). Жлобина молча стоял на рынке с топором и, когда крестьянин пытался напасть на еврея, убивал того. В часы не столь насыщенные робот помогал жене рава по хозяйству, прибирал синагогу, выполнял несложные поручения. Когда же о его силах прознал местный землевладелец, раввин отвёл детище на чердак, забрал из него оживляющее Имя и запер останки. Другой вариант — биоробот создан в научных целях, после окончания эксперимента нужда в нём отпала. Фигурирует в рассказах и фигура злобного ксендза из местного костёла, пытавшегося организовать погром; тут Голем сотворён с пергаментом, вложенным в лоб, на нём начертано Имя в верной транскрипции, которую знали только потомки Первосвященника Аарона. Великан уничтожил десятки погромщиков, но принялся неограниченно расти и рав Элиягу, опасаясь, что монстр станет огромным и разрушит весь мир, вынужден лишить Голема жизни. Он стёр со лба чудища букву «алеф», без которой слово «эмет» (правда) превращается в «мет» (мёртвый), или же извлёк изо лба робота пергамент. Великан не хотел умирать и оцарапал раввинский лоб; по другой версии, он сразу развалился на куски, эти куски накрыли и убили рава (отличный сюжет на тему о нынешней робототехнике и искусственном интеллекте!). Остатки Голема отнесли на чердак. Цитата из книги по еврейской истории Хелма: «Никому не разрешалось входить на чердак Старой синагоги. Никто даже не знал, где можно найти ключ от чердака. Один человек нашёптывал другому тайну, что на чердаке находится голем…».
Ещё история, в вариациях — о похоронах раввина. У иноверцев бытовал здесь милый обычай: коли мимо церкви проходила еврейская похоронная процессия, её забрасывали камнями. Рав Элиягу завещал евреям не разбегаться. Когда процессия подошла (варианты: к русской церкви — хотя откуда таковая в Хелме, или к костёлу озверевшего ксендза) и полетели камни, раввин присел в гробу, взял в руки книгу Торы, которую за ним несли — и церковь (костёл) утонула вместе с хулиганами, на её месте образовалось болото. Рав же спокойно лёг в гроб и процессия двинулась дальше. То есть раввин немножко умер, слегка воскрес и затем вторично покинул нас. Праведник — он же и так всегда обитает «между мирами»!
Сомневаюсь, что в более чем наполовину еврейском городе такое могло происходить, тем более что байка о забрасывании камнями гуляет от города к городу. Однако бродячий сюжет, несомненно, возник не на пустом месте. В злого ксендза тоже легко поверить — в Польше в те времена главными противниками евреев были муниципалитеты городов, видевших в нас конкурентов, ремесленные цеха (по той же причине) и католическая церковь, пытавшаяся натравливать на нашего брата нередко лояльных королей и магнатов (понимавших пользу государству и своим владениям). Впрочем, речь не о них, а о роботах. Или же эти «соперники» по сути тоже роботы?
Обратите внимание: еврейский фольклор подразумевает, что мистические и технические новшества творят мудрые и праведные люди. Эта подсказка, думаю, самая важная.