Бомба ужасов в сознании американцев

Пол Эрлих. Фото: adandlife.com

В первый день 2023 года в программе “60 Minutes” на канале CBS появился 90-летний Пол Эрлих, почетный профессор биологии Стэнфордского университета в Калифорнии и среди прочего автор бестселлера «Демографическая бомба» (“The Populatiom Bomb”), написанного с женой Энн (которая соавтором не значится) в 1968 году.

Опасения по поводу «демографического взрыва» были широко распространены в 1950-х и 1960-х годах, а своей книгой супруги Эрлих довели их до еще более широкой аудитории. Ранние издания «Демографической бомбы» начинались с заявления: «Битва за то, чтобы накормить все человечество, окончена. В 1970-е годы сотни миллионов людей умрут от голода, несмотря на все запущенные сейчас программы аварийного восстановления. На столь позднем этапе ничто не может предотвратить существенное увеличение уровня смертности в мире». Книгу Пола и Энн Эрлих сразу же прочитали два миллиона человек, и ее критиковали за панический тон, а позже — за неточные прогнозы. Авторы не отрекались от них, и в 2009 году Пол Эрлих заявил, что, «возможно, самым серьезным недостатком (его ‘Бомбы’) было то, что она слишком оптимистично смотрела в будущее», и выразил уверенность, что она достигла его цели, «предупредив людей о важности экологических проблем и вызвав оживленные дебаты о будущем человечества», которому не миновать конца. 

С чего бы это начать новый год со старых разговоров о конце света, риторически удивился на прошлой неделе 75-летний тележурналист-либертарианец Джон Стоссел, напомнив, что Эрлих из года в год твердил о наступающем голоде, предупреждал, что всем нам через 15 лет конец, и каждый раз ошибался. Тем не менее программа “60 Minutes” принимает его вполне всерьёз, и ее участник репортер Скотт Пелли сказал, что «Пол Эрлих, возможно, прожил достаточно долго, чтобы увидеть, как сбываются некоторые его пророчества». Свою статью в газете The New York Post 26 января Стоссел на судебный лад назвал «Doomsayers vs. People», то есть «Концесветовцы против народа», и написал, что движение работает, и за полвека книгу Эрлиха купили больше 3 млн. человек по всему миру, хотя с учетом того, что население за это время не уменьшалось, как обещал автор, а увеличивалось, и голодных становилось не больше, а меньше.

В программе“60 Minutes” 1 января упоминалось, что Эрлих ошибался по поводу грозящего нашей планете голодомора, но ничего не говорилось о других его ложных прогнозах, включая то, что из-за перемен климата в 2000 году Англии вообще не станет. Джон Стоссел вспомнил, как семь лет назад его продюсер спросил Эрлиха об этом, и тот ответил, что, «когда предсказываешь будущее, может выйти не так». Мариан Тупи, редактор сетевого издания HumanProgress.org, сказал Стосселу, что «жизнь стала лучше», и как бы по-Сталински ни прозвучала эта фраза, в ней была сущая правда, потому что действительно жить стали дольше, а бедных стало меньше. Конечно, признает Стоссел, от либеральной левизны с ее гуманитариями никуда не денешься, и в университетах, СМИ и политике поговаривают, что капитализм -враг всего живого, чтобы вольнолюбивая молодежь выходила на марши протестов по самым разным поводам. Последним примером могут служить такие марши после новостей о том, что в Мемфисе пять полицейских до смерти забили 29-летнего Тайри Николса только за то, что он неаккуратно вел машину. Если это действительно так, полицейским нет прощения, но все полицейские чернокожие, Америку в очередной сотрясают обвинения полиции в жестком обращении с чернокожими, а то, что так поступили тоже чернокожие, упоминается вскользь. Снова замелькали портреты великомучеников Эрика Гарнера и Джорджа Флойда, погибших один от руки, а другой от ноги белых полицейских, которых, кстати, посадили не за расизм. Снова неугомонный ратоборец за права своего народа Эл Шарптон напомнил, что без справедливости нет мира, в чем тоже звучала неотвратимость Страшного суда. “Вы думаете, что нам нечего сказать, потому что мы черные, — разошелся Шарптон перед сотней собравшихся в гарлемском центре его организации National Action Network. — Думаете, мы спрячемся за своей чернотой? Я хочу громко и ясно заявить, что мы дадим бой черным полицейским, белым полицейским, полицейским любого цвета кожи, которые совершат преступления против нас. Наша чернота не остановит нас в этом бою. Эти пятеро полицейских опозорили не только свои жетоны, они опозорили нашу расу». 

Фото: dw.com
Фото: dw.com

«Смотреть это видео тяжело, — сказал вечером 27 января ведущий своей программы на накале Fox News Такер Карлсон. — Его части жестоки. Это похоже на злоупотребление властью. Нельзя пинать человека, когда он на земле в наручниках. Достойные люди против этого. Практически все американцы против этого. Но также нужно помнить, что мы не знаем всех фактов. За эти годы мы видели много записей, которые были использованы, но не имели ничего общего с темой. Так что нужно притормозить уровень суждений, хотя это видео ужасно. Но это не пример расизма, системного или какого угодно. Человек на земле, который был убит или умер, в любом случае был черным, но, как и каждый из полицейских, которые его били. Как и начальник полиции Мемфиса. Как и большая часть городского правительства. Как и подавляющее большинство населения Мемфис. Что бы ни думать об этой конкретной трагедии, белые не играли никакой роли в этой конкретной трагедии».

Как-то бывало и в прошлом, на марши протестов против «этой конкретной трагедии» вышли множество белых, которые куда больше черных одержимы апокалиптическим ужасом. Погромов, поджогов и грабежей магазинов пока не видно, хотя в субботу на такой демонстрации на Таймс-сквере в Манхэттене 25-летняя Кэнди Николь ударила двух полицейских по лицу, а 35-летний Аргенис Ривера забрался на капот патрульной машины полиции и стал пинать ногами лобовое стекло. Наш президент такие протесты одобрил, но отметил, что они должны быть сугубо мирными. Все так, но, как написал Стоссел, «Конец света продается», и держать народ в постоянном ужасе стало надежно, выгодно и удобно, как советовала советская реклама хранить деньги в сберегательных кассах. Бунтовать от чувства ужаса леваки считают морально оправданным, потому что от Конца света и Страшного суда никуда не денешься. «Если торговать Апокалипсисом, — сказал ему Мариан Тупи, — тебя будут считать глубоким и чутким, а торговлю рациональным оптимизмом сочтут нечуткостью». 

Нечуткость Стоссел считает чувством, присущим «концесветовцам», которые против народа, что он и вывел в название своей статьи, в которой напомнил, что пророк конца света Пол Эрлих предлагал, а вернее, одобрял такие меры сокращения населения, как стерилизации и отравление пищи. «Эрлих видит в пчеловодстве не творцов, а разрушителей, — считает Мариан Тупи. — Ну как кроликов, которые поедят всю траву вокруг, отчего их станет слишком много, и все пойдет к краху. Но человечество изначально другое. У нас есть способность к новациям». На это Стоссел возразил, что парадоксально думать, будто человек помогает окружающей среде, а не пользуется ею. «Пользуется, конечно, твитнул ему Тупи, — но и преумножает, благодаря новым знаниям. Взять хотя бы такую простую вещь, как, например, песок. Сначала песок плавили, чтобы получить стекло, а из первого стекла делали бусы. Теперь мы создаем микрочипы». То же можно сказать о преодолении «концесветовства» в сельском хозяйстве, транспорте и генной инженерии, в чем и есть залог того, что рост населения не уничтожит природу. Примером служит то, что за последние 20 лет лесные массивы в Северной Америке и Западной Европе увеличились на 35%. Просвещенное человечество научилось и учится больше производить меньшими затратами, и процветающие страны могут позволить себе охранять, а не истреблять окружающую среду. И, тем не менее, резюмирует Джон Стоссел, мысль о том, что человек помогает природе своими знаниями, в подметки не годится убеждению, будто мы уничтожаем то, на чем стоим. Молодежь все больше убеждается, что детей лучше не заводить, а это угроза пострашнее потепления климата. С ростом населения станет больше больных раком и труднее дышать, но появится больше лекарств от рака и машин, поглощающих углекислый газ. Количество людей на Земле действительно ей угрожает, но выручает качество их ничтожной части. Это творцы-новаторы, которые не боятся ни конца света, ни страшного суда. Если бы все зависело от количества, Китай был бы самой богатой страной в мире, а для того, чтобы творить, нужна свобода. Но это размышления у парадного подъезда нашей цивилизации, по коридорам которой пока вовсю гуляют апокалиптические страшилке и ужастики, вроде жестокого обращения полиции с определённой частью населения Соединенных Штатов. Не отдельных полицейских, а как выразился на прошлой неделе глава организации National United Youth Council Inc. Салаам Исмаил, «всего института полиции и его культуры, которые нужно изменить». Это ли не четвертая печать Апокалипсиса? А Джон Стоссел в уже далеком 2005 году написал книгу с длинным названием “Give Me a Break: How I Exposed Hucksters, Cheats, and Scam Artists and Became the Scourge of the Liberal Media.” («Да ладно вам: как я разоблачал торгашей, обманщиков и мошенников и стал бичом либеральных СМИ».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 9, средняя оценка: 4,56 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *