Американская пресса умеет преподносить сенсации в очень точно выбранное время – сразу после завершения одних выборов, но задолго до других, что и произошло с внезапным обнаружением секретных документов, взятых вице-президентом Джо Байденом, когда он покидал Белый дом.
Мы не знаем, зачем ему понадобилось брать с собой засекреченные документы по Украине, Англии и Ирану, разве что для проведения научно-исследовательской работы в «мозговом центре» имени Байдена при университете Пенсильвания, и еще, как мы узнали, он брал работу на дом, а изученные секретные документы хранил в гараже рядом со своим любимым «Корветом» и в комнатке, примыкающей к гаражу.
Если в случае обнаружения секретных документов в кабинете «мозгового центра» при университете все выглядело вполне правдоподобно – переезжали, перевозили документы, и обнаружили, то в случае «нежданчиков» в гараже, служебном помещении рядом с гаражом и в библиотеке, примыкающей к гаражу, возникают вопросы, на которые пока нет ответа.
Для начала, почему документы провалялись в абсолютно неприспособленных для этого местах с 2017 года, и почему адвокаты, которые ранее сотрудничали с Бараком Хусейном Обамой, знали, где эти документы искать. Ну и, наконец, почему Минюст не пошлет отряд ФБР для более тщательного обыска резиденции Джо Байдена в Вилмингтоне, как это было сделано с Дональдом Трампом. Ведь вице-президент не имел права рассекречивать документы.
Адвокаты Байдена занимались обычной для высокооплачиваемых адвокатов работой – разбирали бумаги клиента в библиотеке и гараже. Как только они увидели документы с грифом «совершенно секретно», они разбор бумаг прекратили и вызвали личного адвоката Обамы Роберта Сауэра, имевшего допуск к гостайнам, и он приехал вместе с представителями Минюста.
Таким образом, в самом доме было найдено шесть секретных документов, количество документов, найденных в гараже, не оглашается. Кстати, фотографий документов в гараже мы тоже не видели. Это вам не Мар-А-Лаго.
Республиканцы возмущены: «Сам факт того, что федеральные правоохранительные органы закрывают глаза, когда демократы вроде Хиллари Клинтон или Джо Байдена нарушают закон, и при этом те же федеральные правоохранительные органы преследуют демократов, подтверждает острую необходимость вмешательства комиссии Конгресса по надзору».
Белый дом признал, что Джо Байден нарушил правила обращения с секретными документами, но утверждает, что никакого сравнения быть не может с документами Дональда Трампа. «Это совсем другое». Адвокаты Байдена немедленно известили Минюст о находке и передали документы без промедления, а генеральный прокурор Меррик Гарланд назначил особого консультанта, бывшего прокурора Мериленда Роберта Хура, для проведения расследования.
Отметим, однако, что президент Дональд Трамп обладал полномочиями для снятия грифа секретности с любых документов, в отличие от вице-президента Джо Байдена. Все документы, вывезенные Трампом из Белого дома, хранились в особой комнате под семью замками и видеокамерами. Посторонние доступа к ним не имели. Агент ФБР, находившийся в штате охраны бывшего президента, поднял тревогу, когда он заподозрил, что в хранилище кто-то входил.
Но мы понятия не имеем, кто имел доступ к кабинету Байдена в университете Пенсильвания, доподлинно лишь известно, что анонимный китайский донор пожертвовал несколько десятков миллионов долларов байденовскому «мозговому центру». А уже кто мог рыться в гараже у Байдена, тут мы даже предположить не смеем.
Хотя не исключено, что Байден исходил из того же предположения, что и иранские аятоллы, — спрятать сверхсекретные документы на городском складе с минимальной охраной, чтобы никто и не подумал, что там хранятся ядерные секреты страны в единственном экземпляре. Между прочим, Госархив, в отличие от истории с Трампом, в колокола по поводу пропажи секретных документов не бил.
Обозреватель Fox News Дан Бонджино высказал две версии происшедшего. Согласно первой, демократы попытаются защитить Джо Байдена, а согласно второй, Обама решил подставить своего вице-президента.
Известно, что отношения между ними были, мягко говоря, неровными. Байден завидовал Обаме. Обама считал Байдена шутом и недалеким человеком. Последние события показали, что на выборах 2024 года Байден будет неконкурентноспособен, и Обама решил его утопить, выдвинув кандидатуру Мишель.
В самом деле, почему именно сейчас и именно адвокаты, напрямую связанные с Обамой, вдруг обнаружили секретные документы, разбросанные где попало, и откуда они знали, где именно нужно документы искать. По словам Дана Бонджино, нужно следить за реакцией демократов. Если одну из версий они назовут «конспирологией», то именно она и будет наиболее достоверной, как мы уже успели неоднократно убедиться по поводу ковида.
Скандал с совершенно секретными документами будет резонансными. Как объясняет Дан Бонджино, для работы с особо секретными документами существует SCIF (sensitive compartmented information facility), особое помещение для работы с документами повышенной секретности. Когда высшие лица государства отправляются в зарубежные поездки, ФБР оборудует для них такие помещения. Там имеются генераторы, обеспечивается белый шум и отключение от внешнего мира, чтобы президент мог спокойно изучать секретную документацию. «Тот факт, что документы, которые можно было читать только в таком специально оборудованном помещении, были найдено где попало – в гараже, в бардачке «Корвета» или еще где, или в его мозговом центре в Университете Пенсильвания, свидетельствует о возмутительном нарушении протокола и даже закона».
Председатель юридической комиссии Конгресса Джим Джордан объявил о парламентском расследовании скандала с секретными документами и обратился к генеральному прокурору в официальном порядке с настоятельной просьбой о сотрудничестве.
Джордан задал вопросы о времени публикации информации об обнаружении секретных документов.
«Неизвестно, когда Минюст впервые узнал о существовании этих документов, и скрывал ли он эту информацию от широкой общественности накануне выборов 2022 года. Также неизвестно, были ли контакты между Минюстом и президентом Байденом или его представителями по поводу его обращения с секретными документами. Действия Минюста тут отходят от его действий при сходных обстоятельствах в другом случае».
В письме также указывается на обыск, проведенный в поместье президента Трампа.
«Фактически, 8 августа 2022 года, несмотря на публичное свидетельство о готовности президента Трампа к добровольному сотрудничеству, вы лично одобрили решение о беспрецедентном доступе и обыске его личной резиденции. 15 августа 2022 года комиссия республиканцев направила вам и директору ФБР Кристоферу Рею запрос о предоставлении документов и информации, связанной с обыском резиденции президента Трампа».
Представители администрации Байдена уже успели обвинить Госархив в ненадлежащей проверке документов перед вывозом их из Белого дома. Потому что демократ никогда не виноват. И ворон ворону глаз не выклюет. Своих не бросаем, ну и прочее, прочее.
По крайней мере, обращение комиссии Конгресса по надзору во главе с Джеймсом Комером не получила никакого ответа от Госархива о том, какие конкретно документы были обнаружены у Джо Байдена.
Правоохранительные органы начали допрашивать сотрудников, ответственных за нарушение правил хранения документов. На допрос была вызвана Кэти Чанг, нанятая по рекомендации Хантера Байдена. Хантер и Чанг поддерживали тесные отношения во время пребывания Джо Байдена на посту вице-президента. Их переписка включала организацию встречи с бывшим президентом Университета Пенсильвании Ами Гутманом, курировавшим центр Байдена в университете.
Пока Байден утверждает, что ничего не знал, и ничего особенного не произошло, и он не знал, что нарушил протокол, бывший прокурор Минюста Эндрю Маккарти объяснил, что Байден уже признал свою вину.
«Это не защита от обвинения в халатном обращении с секретными документами, — заявил Маккарти. – Это приравнивается к признанию вины. Для вынесения обвинения федеральный закон требует, чтобы прокуроры установили, что подзащитный допустил преступную халатность. Нет необходимости доказывать, что обвиняемый пытался нанести ущерб интересам США; достаточно того, что ему была доверена секретная информация, и он халатно отнесся к требованиям ее охраны».