.
Борис Гулько
Недавно, почти на наших глазах, стала меняться предлагаемая учёным сообществом картина мира. В 19-м веке наука решительно теснила религиозную версию мироздания.
В 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал свой основной труд: «Происхождение видов путем естественного отбора.».
Какой там Райский сад? Люди – результат эволюции. Карл Маркс встроил вовремя подоспевшую теорию Дарвина в свой «диалектический материализм». Детали развил Энгельс в книге «Диалектика природы».
В начале 50-х 20 века, когда я пошёл в школу, нам ещё преподавали эту благостную материалистическую картинку. Но она дала трещину ещё в начале 20 века, что удивительно точно описано в создававшемся пару веков анонимном английском шуточном стишке:
Был этот мир глубокой мглой окутан,
«Да будет свет!» – И вот явился Ньютон.
Но сатана недолго ждал реванша:
Пришел Эйнштейн – и стало все, как раньше.(18-20 век)
В 1916 году увидели свет «Основы общей теории относительности» Эйнштейна, а в 1922 году А.Фридман предложил теорию Большого взрыва как начало мироздания. До него менее драматично это было описано в Торе: «В начале сотворил Бог небо и землю». (Берейшит 1:1).
Эйнштейн затруднялся с определением своих взглядов, прятался за термин «агностик» и соглашался на веру в «пантеистического» бога Баруха Спинозы. Серьёзные проблемы перед его картиной мира ставила Квантовая Механика (КМ), одним из создателей которой был он сам.
Эта наука возникла оттого, что в мире бесконечно малых – на атомном и субатомном уровне, действуют иные, отличные от привычных физические законы.
Недоумения Эйнштейна этим отразились в его известной пикировке с Нильсом Бором. «Бог не играет в кости» – написал Эйнштейн ещё одному творцу КМ Максу Борну, утверждавшему, что координаты электрона в пространстве можно определить лишь «амплитудой вероятности». За новую науку вступился Нильс Бор:
«Эйнштейн, не учите Бога, что ему делать». Законы КМ приобретали теологическую глубину.
Одновременно с революцией в физике в начале 20 века аналогичные процессы произошли и в психологии. Фрейд и его последователи открыли неведомые до них комплексы в психике человека, как Эдипов, Танатос – стремление к смерти – феномен, открытый Сабиной Шпильрейн, комплекс кастрации, объяснённый Фрейдом.
Вскоре эти три феномены – Эдипов комплекс, Танатос, комплекс кастрации, да ещё эротика убийства объединились на политической карте мира как общемировая патопсихология. Случилось Шоа.
США на Эвианской конференции в июле 1938 потребовали от 32 стран-участниц противиться еврейской эмиграции, не увеличивать существовавшие мизерные квоты на приём еврейских беженцев, попавших в смертельную опасность, а у себя все годы войны не использовали и их.
Англия обрезала евреям пути к бегству из мышеловки Европы и следила, чтобы евреи не спаслись в Палестине, на которую получила мандат для создания там «еврейского очага». Почти все европейские народы больше или меньше участвовали в «окончательном решении еврейского вопроса». По оценке немецкого историка Dieter Pohl, около 100 000 украинских добровольцев служили в карательных частях нацистов. В Литве массовое убийство евреев на центральной площади их тогдашней столицы Каунаса литовцы обставили как праздничное зрелище, всенародный праздник.
Оскопив себя, Европа утратила творческое начало и тягу к жизни. Через 2 – 3 десятка лет после окончания войны на континенте увяло христианство. Ещё апостол христиан Павел наставлял в своём послании Римлян: «вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя» (11:17). Европейцы отсекли корень своей цивилизации.
В результате мировой катастрофы 1933–45 годов преуспел единственный народ – парадоксально главная её жертва. Евреи, потерявшие в Шоа больше двух своих третей, после войны восстановили государственность, о чём мечтали два тысячелетия. Среди стран иудео-христианской цивилизации демографически угасают все народы кроме одного. Иудаизм возродился в Израиле и обретает дополнительные импульсы благодаря новым горизонтам науки, развитию КМ. Это – одна из причин, почему Израиль приобрёл прозвище «Стартап нация».
Американский физик Натан Авиэзер, много лет возглавлявший физический факультет Бар-Иланского Университета, в книге «В Начале. Сотворение мира и наука» показал, что казавшаяся фантастической библейская картина шести дней творения мира соответствует сегодняшним научным представлениям о шести этапах этого творения.
Другой учёный из США, PhD в ядерной физике из MIT Джералд Шредер, с 1971 живущий в Израиле, анализирует аспекты КМ, помогающие лучше понять важные вопросы иудаизма.
В своей последней книге «God According to God» он касается самой захватывающей для человека темы – участи души, отделённой от тела. Шредер пишет:
«Мы воспринимаем физический мир потому, что мы – его часть. В дуальности волна/корпускула, которую КМ описывает нам, и в которой мы и весь остальной физический мир участвуем, когда мы (наблюдая полёт электрона) используем прибор, способный фиксировать волны, мы наблюдаем волны.
Когда же мы используем прибор, способный фиксировать корпускулы, мы обнаруживаем корпускулы. Никогда мы не можем зафиксировать аспект волны и корпускулы одновременно . . . Наше тело мы безусловно усмотрим в режиме фиксирования корпускул, и также мы будем наблюдать мир. Наука наших дней открыла и другую часть нашей реальности . . . Если мы будем фиксировать бескрайние волны, мир будет выглядеть скорее, как мысль чем вещь, как эфемерный разум, чем материальный мозг».
Фантастический вывод: природу движущейся элементарной частицы, из которых состоит мир, определяет не излучатель, а наблюдатель. И другой, не менее фантастичный: дуалистичность природы человека в мире КМ может выражаться в корпускулярном аспекте плоти и волновом – мысли, духовности, души.
Спор о смутной субстанции души, вспомним, на страницах романа Булгакова, очаровавшего когда-то русскоязычную публику, вели марксист-материалист Берлиоз и Воланд, в еврейском понимании ангел-губитель или ангел смерти. Он прибыл в Москву, похоже, участвовать в смерти Берлиоза. Итог их спора Воланд подвёл на своём балу, оживив ненадолго отрезанную голову Берлиоза:
«Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей, хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие».
Булгаков утверждал таким образом, что не всякая душа бессмертна. Как христианин, он определял фактором бессмертия души веру в Иисуса. «Будет дано по его вере», напомнил он. Видно, все гости на балу Воланда, все эти отравители и висельники, были верующими христианами.
Еврейское представление иное. Душа для спасения должна «приклеиться» к своему источнику – Создателю, на языке каббалы совершить двикут. Каждый иудей дважды в день, утром и вечером, произносит самую важную свою молитву «Шма»:
«Внемли, Израиль: Господь — Бог наш, Господь — один! И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим…»
Умирая, иудей старается, чтобы эти слова стали последними, произнесёнными им.
Есть рассказ, что перед расстрельным строем Григорий Зиновьев читал «Шма». Сталин интересовался: как принимали смерть его политические друзья-враги? Нечто потустороннее, похоже, было ему известно. Поэтому такие сведения ему докладывались и иногда сохранялись.
Сомнения в однозначной связи души, у кого она есть, и какого-то специального анатомического органа человека усилили многочисленные описания переживания клинической смерти, «опыта близкого к смерти» (NDE, как это называют). Уважаемый британский медицинский журнал Лансет в статье от 2001 года описал 344 случая NDE. Временно ушедших «в том мире» встречали близкие родственники, реже друзья. Журнал полагал, что такое не могло быть результатом биохимических реакций в мозгу. Шредер заключает: «Если сознание локализовано в мозгу, то оно там очень хорошо припрятано.
Тема эта – что происходит с душой после физиологической смерти тела, волнует умы с тех пор, как умы существуют.
Я прочёл среди мыслей гениального сербско-американского изобретателя первой половины 20-го века Николы Теслы, фигуры полумифической, которому среди многих бесспорных его открытий приписывают также передачу огромного количества энергии на место «взрыва тунгусского метеорита» и даже создание летающих тарелок:
«Великие тайны нашего бытия ещё только предстоит разгадать. Даже смерть может оказаться не концом».
Наука о материи по мере проникновения КМ в её тайны усложняется. Сейчас привычную молекулярную теорию строения вещества начала заменять теория струн, «квантовых струн». Шредер в своей лекции был пессимистичен: эту теорию невозможно осознать; её можно только описать математически.
Мой товарищ, PhD в теоретической физике, предложил в беседе невероятную версию понимания происходящего с материей по мере её утончения и исчезновения: законы физического мира при этом отступают и проступают свойства потустороннего мира. Того, в котором обитают души.
Впрочем, от авторства своей гениальной идеи он отказался.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Декабрь 2022, Иерусалим
а второй факт, тоже шахматный, я давно о нем слышал, еще во времена далекой наивной молодости когда я очень болел за самого демократичного и честного из всех демократичнык и честных шахматистов. Я только думал что это шутка, но тут он сам открытым текстом об этом рассказал на ливитов чесс когда описывал матч со Смысловым году так в 84 — когда он получил перед началом матча полную разблюдовку всех резыльтатов еще несостоявшегося матча — и все сошлось как в кроссворде. у него обяснений на этот счет не было, но факт есть факт — выходит это не шутка (с чувством юмора у этого страдальца не очень). Можете прокоментировать — не цитируя Шекспира?