Еще раз про любовь

Ещё раз про любовь? Предвижу я улыбку недоверчивого читателя. Неужели по этому поводу ещё можно сказать что-то новое или оригинальное? Тема настолько избита, что кажется уже нечего добавить к суровому приговору, вынесенному любви классиками мировой литературы. Дело в том, что современный нам и общепринятый взгляд на взаимоотношения мужчины и женщины связан с французской романистикой XII века. Любовь слепа и капризна, неизвестно, почему приходит и почему уходит. Любовь подобна вихрю. “Любовь — это сумасшествие”, — писал Шекспир в 1599 году, — и подобно сумасшедшему, заслуживает и темницы, и плети”. “Любовь подобна простуде, — писал Стендаль (“О любви”) в 1830 году. — Она приходит и уходит без того, чтобы желание человека принимало в этом хоть какое-то участие”.

Потому нет ничего удивительного и в том выводе, к которому пришел Хемингуэй: “Если два человека любят друг друга, то это не может хорошо кончиться ”. Кстати, эти заключения писателей-пессимистов полностью подтверждаются результатами исследований социологов. Професор Ричард Вайтфельд, возглавлявший государственную комиссию по вопросам семьи в Англии опубликовал результаты многолетних исследований. В странах Запада средняя “продолжительность жизни” семьи — 9,5 лет, а половина всех браков заканчивается разводами. Неужели половина всех женихов не умеют выбирать себе невест? Или, может быть, есть надежда на то, что хотя бы другая половина не разучилась это делать? К сожалению, нет! Многие женатые люди не удовлетворены своим семейным положением и жалеют, что поторопились с браком. Зачем вообще вступать в брак, если имеются реальные шансы, что ваша свадьба закончится либо разводом, либо несчастной жизнью? Современный человек часто далек от понимания самого себя, от понимания, что такое счастье. Сегодня кризис института семьи приводит порой к катастрофическим последствиям для современного общества. Ни для кого не секрет, что распад американской семьи (и в первую очередь — афро-американской, где 80% детей рождаются сегодня вне брака) является главной причиной деградации американских школ и превращения в свалку городских районов, из которых бегут в страхе перед ростом преступности и жители, и бизнесы.

В Америке постоянно говорят о ценностях семьи и брака, особенно во время президентских выборов. Но где учат сегодня искусству создания крепкой и счастливой семьи? А ведь опыт еврейской семьи совершенно уникален. В отличие от католиков, у которых развод запрещен, евреи могут достаточно просто добиться развода. Однако удивительный факт: среди евреев, соблюдающих традиции народа, разводов практически не бывает! Кстати, мудрецы Талмуда видели в прочности еврейской семьи причину жизнестойкости нашего народа. Так что нам, евреям, древнейшему народу на земле, позволительно высказывать свое мнение по поводу любви и прочности семьи. Не случайно, что в недельной главе Торы повествуется о любви Ицхака к Ривке. Интересно, что повествование начинается с чрезвычайно важного процесса выбора невесты. Авраам просит своего слугу Элиэзера отправиться в Харан (место, откуда и пришел Авраам) и там выбрать невесту для сына, Ицхака.

Еврейская традиция учит, что в Торе нет ни одной лишней буквы, не только слов. А тут один и тот же рассказ повторяется трижды. Элиэзер трепещет перед ответственностью возложенной на него задачи — найти достойную невесту Ицхаку. Потому обращается он ко Всевышнему с мольбой помочь ему выбрать невесту. “Если подойду я к колодцу и попрошу девушку дать мне воды, а она предложит и верблюдов моих напоить, то тогда узнаю я, что это будущая жена Ицхака!” Именно так и происходит. Когда Ривка встречает Элиэзера у колодца, дает ему воды, а затем предлагает напоить верблюдов. Потрясенный Элиэзер повторяет эту историю отцу Ривки, Бетуэлю.

Неужели нужно было повторять это трижды? Да, еще и еще раз напомнить нам об основах любви и счастья еврейской семьи.

Условие, которое сформулировал Элиэзер, не просто судьбоносный знак, а именно то, что необходимо увидеть в человеке, искать в нем или в ней “человека дающего”.

В отличие от классиков литературы, мы оптимисты и считаем, что день свадьбы — это начало любви. Настоящая любовь существует лишь между людьми “отдающими”, принимающими на себя ответственность за другого. Любовь приходит, усиливается и развивается по мере того как “отдает” человек. Например, когда новорожденный ребенок попадает в руки матери, она, конечно же, полна любви и нежности, но чем больше вкладывает в него сил, заботы, бессонных ночей, ее любовь только усиливается.

Все ищут любви. Но умеют ли все любить? А ведь разные люди и любят по-разному. Некоторые даже в любви любят только самих себя. Задумывались ли вы над смыслом заповеди Торы: “Возлюби ближнего, как самого себя”? Разве можно заставить человека любить? Нет! Но можно научить отдавать, а, научив отдавать, научить любить. Каждый раз, отдавая, мы вкладываем в супруга частицу себя, добиваясь любви, гармонии и духовного единства.

Талмуд утверждает: “Муж обязан любить жену, как самого себя, а уважать больше, чем себя!” Но разве любовь и уважение не одно и то же? Нет! Любовь — это ощущение близости, понимание того, что любишь частицу себя. А уважение — это ощущение дистанции, умение осознать разницу. Например, сын из уважения к отцу не садится без разрешения на его место…

Для того чтобы по-настоящему любить, необходимо сначала научиться понимать близкого человека, его природу, потребности и вкусы. Не понимая этого, невозможно по-настоящему полюбить. Как часто мы, любя наших близких и родных, обижаем их больше других. Почему? Да потому что с ними мы чувствуем себя уверенней. Боюсь, что не только. Отелло любил Дездемону, но это не помешало ему расправиться в минуты гнева со своей любовью. Кстати, и здесь проявляется та самая разница: человек дающий любит отдавать любимому, а человек берущий — брать у любимого. Тора учит нас, что взаимоотношения строятся не только на любви, но и на взаимном уважении — умении выражать любовь, оказывать знаки внимания… 

“Как жаль, что я не понимала этого раньше, — сказала мне в синагоге одна иммигрантка, — я бы построила свою жизнь совершенно по-другому!” Что ж, лучше поздно, чем никогда, а вернее — никогда не поздно!

 Художник Алекс ЛЕВИН

ArtLevin.com

Субботние свечи

Пятница, 2 декабря, 4:11

Окончание субботы 3 декабря в 5:11

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора