Владимир Кузнецов «Штурм Зимнего дворца». Фото: Wikipedia / Общественное достояние
Eвpeи и штурм Зимнего
Где, когда и какое историческое событие обходилось без евреев? Нигде, никогда и никакое. Евреи были всегда и всюду. Евреи участвовали и в эпохальном штурме Зимнего дворца в Петрограде 105 лет назад. И неважно, что самого штурма не было. Не было кровопролитного сражения (погибли 6-7 человек), не было баррикад, фронтальной атаки… Это уж потом, спустя годы, был создан миф, придумана легенда, написаны книги, нарисованы картины (художник Кузнецов «Штурм Зимнего дворца»), сняты фильмы (режиссер Эйзенштейн «Октябрь») и т.п.
В здание дворца, в котором заседало Временное, очень демократичное, но безвольное правительство, толпа матросов, красногвардейцев и солдат проникла (после нескольких безуспешных атак со стороны Дворцовой площади) через незапертые и незащищенные двери со стороны Невы. Да и сам дворец и правительство, как выяснилось за два дня до восстания большевиков, защищать было некому…
Кадровые офицеры не хотели умирать за «предателей-социалистов», а большую часть воинских частей распропагандировали большевики. Зимний дворец защищали две-три роты юнкеров 2-й Петергофской и 2-й Ораниенбаумской школ прапорщиков, Школы прапорщиков Северного фронта и Инженерных войск, Михайловского артиллерийского училища, 137 ударниц 1-го Петроградского женского батальона смерти (среди них было несколько евреек), 40 Георгиевских кавалеров-инвалидов, которыми командовал капитан на протезах, — всего около 1500 человек. Покинули защитников Зимнего дворца, забрав с собой пушки, взвод Константиновского артиллерийского училища и несколько сотен казаков. Казаки кричали: «Когда мы сюда шли, нам сказок наговорили, что здесь чуть ли не весь город с образами, а на деле-то оказалось — жиды да бабы…!»
Среди юнкеров действительно было немало евреев. Они, благодаря Февральской революции и Временному правительству, получили право поступать в военные училища и школы прапорщиков. По этой причине в мемуарах о защите Зимнего часто встречаются фамилии юнкеров Фельдмана, Шварцмана, братьев Эпштейн, Немировского, Шапиро… К последнему мы еще вернемся.
Одним из руководителей защитников Зимнего дворца был давний соратник по партии эсеров главы Временного правительства Керенского Петр (Пинхас) Моисеевич Рутенберг — заместитель губернского комиссара, помощник уполномоченного правительства по «водворению порядка в Петрограде». Родился он в 1878 году в г. Ромны, Полтавской губернии. Инженер, политический деятель, активный участник русских революций 1905 и 1917 гг.
Остановимся лишь на одном, самом известном эпизоде его революционной биографии. Девятого января 1905 года по заданию партии Рутенберг принял активное участие в организованном священником Георгием Гапоном шествии рабочих к Зимнему дворцу, чтобы вручить царю Петицию о нуждах народа. Демонстрация была расстреляна солдатами — «Кровавое воскресенье». В этот день Петр Рутенберг спас Гапону жизнь. Он вытащил его из толпы, сбрил ему бороду, остриг длинные волосы и переодел в простую одежду. Затем они вместе бежали за границу.
Но через год Гапон признался Рутенбергу, что он — агент полиции, и стал предлагать сотрудничать с охранкой. Сообщив об этом руководителям партии эсеров, Рутенберг пригласил Гапона на снятую заранее дачу в поселке Озерки под Петербургом, где тот был повешен боевиками партии.
Имя Петра Рутенберга хорошо известно любому человеку, интересовавшемуся новейшей еврейской историей. Он — один из руководителей сионистского движения, организаторов Еврейского Легиона и Американского еврейского конгресса (1914-1915).
После взятия Зимнего дворца Рутенберг вместе с министрами Временного правительства был арестован (о личности человека, арестовавшего его, мы еще расскажем) и отсидел в Петропавловской крепости шесть месяцев. Освобожден по ходатайству Максима Горького и Александры Коллонтай.
В 1920-е годы, эмигрировавший из России Петр Рутенберг добился от британских властей концессии на электрификацию подмандатной Палестины, построил здесь первые электростанции, создал и возглавил существующую и поныне в Израиле Электрическую компанию.
…Но вернемся в Петроград 1917 года. Вечер с 25 на 26 октября, около 20.00. К осажденным, по приглашению делегата Ораниенбаумской школы юнкера Киселева для переговоров о сдаче приходит комиссар военно-революционного комитета Григорий Исаакович Чудновский. Он вместе с Киселевым были сразу же арестованы. Но позднее, по просьбам юнкеров, гарантировавших своим «честным словом» Чудновскому неприкосновенность, они были отпущены. Личность Чудновского малоизвестна даже профессиональным историкам. Поэтому остановимся на его биографии подробней.
Он родился в 1890 году в Екатеринославе (ныне Днепр) в семье адвоката. В революционном движении с 15 лет. Меньшевик. Арестован в 1910 и сослан в Сибирь. В 1913 бежал за границу. В 1916 вместе с Троцким оказался в США. Вот как вспоминал о нем в своих мемуарах Лев Давидович: «…О Чудновском нужно сказать хоть несколько слов. Он умер слишком молодым (в 1918 — В.Х.), и именно поэтому молодежь не знает его. Это был энтузиаст, Как нередко бывает с молодыми энтузиастами, он в спокойные времена прикрывал свое горение видимостью внешней выдержки, чуть ли не бесстрастия. Он очень серьезно занимался вопросами марксистской теории. Но при первом же крупном внешнем поводе Чудновский загорался с ног до головы. По прибытии из Америки вместе со мной (в начале мая 1917 г.) он, как военнообязанный по возрасту, вступил в армию Керенского и скоро завоевал руководящее положение в одном из корпусов. С первого дня Октябрьской революции он уже не расставался с винтовкой. Под Пулковым, в бою с казаками Керенского и Краснова, Чудновский командовал одним из отрядов: не потому, что знал военное дело лучше других, а потому, что был решительнее и мужественнее других. Раненый и едва долечившись, снова ушел на линию огня и уже не выходил из нее. Так как горячее всего в то время было в Украине, то Чудновский оказался там. В рядах партизан он сражался с немецкими оккупантами и бандами Рады, которая приговорила его к смертной казни, но не успела повесить. Вступившие в Киев красные войска освободили Чудновского (назначен комиссаром Киева по гражданским делам — В.Х.) Но ненадолго. Он погиб при отступлении из Харькова».
…Но вернемся снова в Петроград 1917 года. Ночь с 25 на 26 октября. Защитники Зимнего дворца уже отбили несколько атак. Парламентеры во главе с Чудновским с новым ультиматумом еще раз появляются среди осажденных. В это время толпа матросов, красногвардейцев, солдат и просто зевак врывается, как уже было сказано выше, во дворец через незащищенные двери со стороны Невы. За ними другая толпа врывается в Зимний со стороны фасада, и они, громя все на своем пути, растекаются по коридорам, комнатам и залам. Начальник обороны дворца подполковник Ананьин посылает поручика А.П. Синегубова к правительству с сообщением о вынужденной сдаче Зимнего…
…Все кончено. Зимний взят. В 2 часа 10 минут 26 октября министры
Временного правительства и защитники Зимнего арестованы. Арестовывал их вместе с Антоновым-Овсеенко, командовавшим штурмом, Григорий Чудновский. Среди задержанных и отправленных в Петропавловскую крепость был, как я уже упоминал, и Петр Рутенберг. Интересно, общались ли той ночью, разговаривали ли евреи-земляки (оба родились в Украине), два комиссара — белый и красный: Петр Моисеевич и Григорий Исаакович?
…А где же был ночью, которая вошла в историю, юнкер Шапиро? Увы, он в историю не вошел… Но его упоминает в своих мемуарах поручик Синегубов. Офицер и дворянин, он рассказывает о том, как юнкер Шапиро стоял на часах у входа в комнату, в которой заседало Временное правительство, и как он вместе с юнкером Шапиро бросился в последнюю атаку, защищая Российское государство.
Владимир ХАНЕЛИС
isrageo.com