Открытие улицы Крескас в Иерусалиме, январь 2011 года
Обычно проблема для меня — найти добротный материал о герое; сейчас же, наоборот, сказанного уйма. Главная книга прокомментирована вдоль и поперёк, от раввинов до историков, близость к тронам выводила рава к рампе истории — и в груде однотипных, чаще друг у друга списанных текстов трудность: выделить главное и собрать весь пазл.
Рабби Хасдай Крескас родился в Барселоне, вероятно, в 1340 году. В потомственной раввинской семье чередовались «Хасдай» и «Йеуда»; дед его, рав Хасдай бен Йеуда «Старший», был автором многочисленных и часто цитируемых респонсов. Фамилия Крескас на каталонском означает «расти, преуспевать». По местному обычаю фамилией еврей брал имя отца — героя звали «Хасдай Йеуда», но известен он по испанскому варианту.
Барселона — центр еврейской учёности, Хасдай станет любимым учеником великого РАНа, рабейну Нисима Геронди, без чьих комментариев немыслимо серьёзное издание Талмуда. Ран, человек энциклопедически образованный, привил Хасдаю любовь к философии. В ученические годы написано сочинение о «кадише», одной из самых возвышенных молитв, демонстрирующее глубокое знание автором каббалы. Ран был выдающимся знатоком Тайного учения, он относился к ученику как к родному, сын его Реувен в письмах зовёт Хасдая «братом» (возможно, будучи женат на его сестре Венгес). В резне 1391 рабби Крескасу удастся спасти семью Реувена. С ученичества идёт дружба и с Ривашем, рабби Ицхаком бен Шешет, их назовут «двое великих из Каталонии»; сохранились общие их респонсы и судебные решения, в письмах они именуют друг друга «братьями». Рав Хасдай был человеком искренним, доброжелательным и интеллигентным и вызывал эмпатию даже у людей, евреям не симпатизирующих; это пройдёт через всю его биографию.
Естественно, за 600 лет детали стёрлись. Известно, что Хасдай женился на девушке по имени Тольрана, у них родился единственный сын Йеуда, который, сражаясь, 20-летним погибнет перед своей свадьбой в Барселоне в 1391 году. Жена не может больше рожать — и после гибели сына рав Крескас, с разрешения короля и согласия раввинов, возьмёт вторую жену Ямилу; та родит дочерей Мирру, Симу и Дуэнью и сына, которого тоже назовут Йеудой.
Разночтения о сроках тюремного заключения рава Крескаса в результате интриг и наветов — называют 1367, 1373 и 1378 годы; основой обвинения было «осквернение гостии». Утверждают, что в каталажку засажены также Ран (1310-1376), Риваш «и другие уважаемые члены общины». То ли дело тянулось 5 месяцев, то ли власти быстро разобрались в клевете… Если всё случилось в 1373, то приурочено к свадьбе наследника трона (короля с 1388 по 1396) Хуана I с племянницей Карла V Французского Иолантой де Бар, миролюбивых покровителей наук и искусств, советником и приближенным которых станет рав Крескас.
В 1370 рав Хасдай участвует в «поэтическом турнире» общин Жероны и Барселоны — сохранилась его поэма в стиле слихот (покаянных молитв), где автор просит помощи Б-га в борьбе с дурным началом. В 1383 он — участник делегации каталонских общин к Педро IV о восстановлении еврейских привилегий, введённых Альфонсо IV в начале 14 века и приостановленных на время арагон-кастильских войн.
Вероятно, после смерти Рана в 1376 году рав Крескас — главный раввин Барселоны; в районе 1385 он перебирается в Сарагосу, столицу королевства Арагон (тогда Каталония принадлежала арагонской короне, расклады часто менялись). Он заменил на посту главного раввина столицы своего друга Риваша, «царствовавшего» с 1370 до переезда в Валенсию в 1385. «Трон» рав Крескас занимал по крайней мере с 1389 года и до своей смерти; вероятно, он стал также председателем еврейского суда и главным раввином всего Арагона, но свидетельства не вполне внятны, что неудивительно в эпоху междоусобиц и погромов.
Сарагоса — центр культурной жизни Испании, рав Крескас завёл знакомство с разноплемёнными учёными и мыслителями. В частности, с нотариусом Бернатом Метже, секретарём жены Педро IV, а затем его сына Хуана и Иоланты — одним из лучших писателей на каталонском; с другими христианскими и мусульманскими философами.
Грянул 1391 год — год назад умер король Кастилии Хуан I, в безвластии клевреты лютого антисемита Феррандо Мартинеса поднимают толпы на погромы почти по всей Испании. На послание Хуана I Арагонского о недопущении погромов и «особенно сохранения семьи нашего придворного еврея и советника» обращают внимание только в столице — в Сарагосе зверства удалось предотвратить, создав отряды самообороны и привлекая наёмных солдат; но в Барселоне разворачиваются сражения и гибнут тысячи евреев. От смерти спаслись немногие беглецы и насильно крещённые. В Испании возникает до 150 тысяч «марранов».
В письме от 19 октября 1391 к евреям Авиньона (в надежде, что живущий там Папа воспретит погромы) он опишет череду зверств, с числом погибших и обстоятельствами. Удивительно, что после гибели сына и разрушения еврейской Испании рав Крескас не утрачивает оптимизма и светлого взгляда на творение — такова сила духа мудреца. Королевская чета поручит ему восстановление еврейских общин страны — и начнётся активнейшая дипломатическая деятельность. Рав помогает воссоздать общины в Барселоне и Валенсии, договаривается в 1401с королём Наварры Карлом III о поселении в его стране еврейских беженцев, ведёт переговоры с султаном Баркуком аз-Захиром и организует переселение еврейских беженцев в Палестину; он попытался добиться в Палестине и автономии, но, видя нежелание султана, ограничился достойным приёмом.
Его считают «главным евреем Испании» и обращаются с просьбами и алахическими вопросами. Он —по просьбе испанских грандов (!) — выступил в 1398 году с трактатом, опровергающим по пунктам основные догматы христианства и доказывающим первенство еврейского Учения. Риск навлечь гнев церкви перевешивался нуждой поддержать соплеменников в эпоху преследований, насильственных и добровольных обращений. Рав всегда говорил об истине с Б-гом и со вселенной — и потому бесстрашен.
Многочисленные заботы отрывали раввина от любимой литературно-философской деятельности. Рабби Хасдая считают «последним великим еврейским средневековым философом», а его завершённый перед самой смертью труд «Свет Г-спода» — завершением эпохи еврейской философии. Он — один из глубочайших и оригинальнейших мыслителей в истории, вероятно, не уступал в этом качестве Рамбаму, которого глубоко почитал и старательно опровергал. Рабби Крескаса называют «духовным отцом классической механики» и новой физики вообще, в определённом смысле и новейшей математики — ибо он ввёл в обиход понятие актуальной бесконечности, превзойдя Дунса Скота, с учениками которого, возможно, общался в Барселоне. Его опровержение многих подходов Аристотеля, на которых базировалась до того европейская наука, причём опровержение «старого грека» не только с позиций Торы, но одновременно методами философского анализа — расчистило дорогу новому научному мировоззрению. На него ссылаются и его идеями пользуются Джордано Бруно, Исаак Ньютон, Барух Спиноза… Его философским методикам, сочетавшим глубокое знание Торы, в том числе Тайного учения, и привычные для учёных интеллектуальные спекуляции, посвящена куча публикаций. Даже его критики хранят крайне уважительный тон.
Однако — наследие рабби Крескаса в большой степени было забыто в нашей Традиции в последующие века и лишь недавно обновился к нему интерес. Странно?
Да! И показывает выбор небес. Рабби планировал создать двухтомник, вторая часть которого призвана заменить «Мишне Тора» Рамбама, его возражения Рамбаму логичны и основательны… Но — по завершении первого, философского тома он внезапно умирает.
О раве Крескасе рассказывают, что в последние годы он мог силами каббалы вызывать и отменять дождь, оказывать иное влияние на происходящее. Видимо, тогда он понял, почему Создатель забрал его. Наверное, чтобы еврейская мысль пошла по дороге Рамбама и, позднее, Аризаля?..