Б-г велит, чтобы каждый мужчина от 20 лет и старше сдал полшекеля серебра для «искупления души» и подсчета численности народа; затем дает указание изготовить медный умывальник для храмовой службы коэнов. Приведена формула масла для помазания, которым будут освящать Мишкан (передвижной Храм), его обстановку и священников-коэнов; перечислены также компоненты благовоний для воскурения на малом жертвеннике. Бецалель и Оголиав возглавят работы по строительству Мишкана. Евреям вновь заповедано строго соблюдать шаббат. Моше получает две каменные скрижали с высеченными на них Десятью заповедями. Тем временем в стане иноплеменников, примкнувших к евреям при Исходе, начинается паника: им кажется, что срок возвращения Моше с горы Синай миновал, и «мы не знаем, что с ним сталось». Вместе с некоторыми евреями они требуют назначить нового вождя и вынуждают Аарона изготовить Золотого тельца. Б-г велит Моше вернуться в стан, грозя уничтожить всех евреев и произвести от пророка новый народ. Увидев оргию идолопоклонства, Моше разбивает скрижали, затем уничтожает тельца и вместе с левитами наказывает зачинщиков бунта. Вернувшись на гору, он молит Б-га пощадить провинившийся народ. Молитва принята. Моше возводит Мишкан и просит Б-га показать «Славу свою» — механизм управления миром, но эта просьба выполняется лишь частично. Б-г велит Моше высечь новые скрижали и сообщает ему текст универсальной молитвы, пробуждающей Его милосердие. Евреи получают дальнейшие указания: им нельзя заключать соглашения с язычниками в Эрец Исраэль и родниться с ними, а также смешивать мясные и молочные продукты в еде. Приведены законы Песаха; описан порядок посвящения Б-гу первенцев из скота и первинок урожая, а также выкупа сына-первенца. Б-г снова напоминает о святости шаббата и велит отмечать праздники Шавуот и Суккот. Когда Моше спускается с горы, неся вторые скрижали, его лицо светится изнутри — результат прямого общения с Тв-рцом.
«И насели они на Аарона, и потребовали: «Давай, сделай нам всесильных вождей, которые пойдут перед нами…» (Шмот, 32:1).
Поклонение сынов Израиля Золотому тельцу — центральное событие раздела «Ки Тиса», ставшее трагедией поистине космического масштаба. Евреи совершили акт предательства по отношению к Б-гу всего через сорок дней после дарования Торы, после клятвы: «Все, что Б-г сказал, выполним».
Однако Золотой телец — это не просто «грех» с тяжелейшими для нас историческими последствиями. Он проявил слабость и духовную ограниченность человеческой натуры. Наш разум не в состоянии органически усвоить абстрактную идею Единого невидимого Б-га. Человеку необходима физическая точка приложения его духовной религиозной энергии. Признав этот важный факт, Тора повелела нам «построить Святилище» (в последних разделах события не всегда излагаются в хронологическом порядке: есть мнение, что поклонение Золотому тельцу предшествовало указанию о строительстве передвижного Храма. Возможно, Храм и не потребовался бы, если бы мы не были простыми смертными, которым «ничто человеческое не чуждо». Но
Б-г понял, что одной идеи мало. Чтобы отвлечь нас от будущих «тельцов», необходим их «кошерный» материальный заменитель, освященный Его Присутствием. Нужен Храм. Нужна «Шехина», физическое ощущение Его близости к нам.
По закону круговой поруки
«И воскликнули они: «Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из страны Египетской» (32:4).
После возвращения Моше левиты казнили по его приказу три тысячи инициаторов бунта против Б-га. Но есть мнение, что на самом деле непосредственно виновных было гораздо меньше. В книге «Коэлет» (Экклезиаст) мудрый царь Шломо пишет: «Мужа — одного из тысячи нашел я, а женщины — ни одной из всех этих («эле») не нашел я» (7:28). В оригинале употреблено слово «эле» в значении «этих». То же самое слово мы находим и в приведенном стихе из сегодняшнего раздела: «Эле элохеха исраэль» — «Вот («эле») твой бог, Израиль» (провозгласили бунтовщики, указывая на тельца). Получается, что Золотому тельцу поклонялся один мужчина из тысячи и ни одной женщины (так и было: женщины действительно не участвовали в этой оргии язычества). Поскольку взрослых мужчин в еврейском стане насчитывалось шестьсот тысяч, число зачинщиков не могло превышать шестисот. Почему же казнили три тысячи? Ответ мы выводим из закона, который разбирался в комментарии к разделу «Мишпатим»: «Если украдет кто быка… то стоимость пяти быков заплатит за быка» (Шмот, 21:37). Виленский Гаон проводит логическую параллель: если за одного украденного быка расплачиваются пятью быками, то за каждого человека, поклонявшегося тельцу, «сыну» быка, полагалось наказать евреев в такой же пропорции: шестьсот помножить на пять — получается три тысячи.
Но разве можно казнить людей за чужие грехи? Да, еврейская традиция допускает такое, исходя из правила: «Коль исраэль аревим зе ла-зе» — все евреи отвечают (дословно, поручители) друг за друга. За преступления безответственного меньшинства расплачивается весь народ. Таков непреложный факт еврейской истории вплоть до наших дней.
Включите фары
«И сказал (Моше): «Открой мне Славу Твою». И ответил (Б-г): «Я проведу пред тобою все благо Мое, и провозглашу пред тобою Имя Б-га… (но) не сможешь ты увидеть лицо Мое… И будет так: когда станет проходить мимо тебя Слава Моя, помещу я тебя в расселину скалы и укрою Своей ладонью, пока не пройду. И тогда уберу Я ладонь, и увидишь ты Меня сзади — но лицо Мое не будет увидено» (33:18-23).
Есть в Торе загадочные, мистические эпизоды, которые не могут до конца понять даже мудрейшие из мудрых. Один из этих эпизодов — союз Авраама с Б-гом между рассеченными частями жертвенных животных (книга «Берешит», гл. 15). Еще один эпизод мы находим в сегодняшнем разделе. О какой «Славе» идет речь? Как можно увидеть Б-га «сзади» и не увидеть в «лицо»?
Вам приходилось когда-нибудь вести автомобиль безлунной ночью по незнакомой сельской местности с выключенными фарами? Даже не пытайтесь пробовать. Это очень опасно. Обязательно включите фары! Поразительно, как эти два тонких, как карандаш, слабых лучика способны указывать путь водителю в самой кромешной тьме. Петляя по ухабистой дороге, невольно думаешь: «Неужели нельзя было проложить ее прямо, без этих странных виражей?»
Наш мир подобен ночи. Грядущий мир, в существование которого верят все религиозные люди, независимо от конфессии, подобен дню. Ночью можно видеть, только если включить фары. Но поле зрения ограничено лишь теми фрагментами окружающей реальности, которые освещены бледными лучами автомобильных фонарей. Зато днем, при солнечном свете, заполняющем все пространство, видна вся картина, весь пейзаж.
При дневном свете вам становится ясно, почему дорога петляет здесь и резко поворачивает там. Почему она круто поднимается вверх, а затем идет под уклон. Потому что там — холм, а дальше река; слева забор, а справа обрыв.
В этом мире мы как будто смотрим сквозь закопченное стекло. Мы замечаем лишь отблески реальности, отдельные детали «Славы»
Тв-рца, Его системы управления вселенной.
Все остальное — ночь. Скользя взглядом по поверхности, выхватывая лишь частные фрагменты событийной ткани, мы не в состоянии увидеть всю выпуклую, объемную картину мироздания в перспективе пространства и времени. Мы не знаем, откуда мы пришли и куда идем. Этот мир — ночь.
Но в Грядущем мире все сразу прояснится и станет ясным, как день. Живописное полотно надо рассматривать с расстояния. Глядя издалека на прожитую жизнь, освещенную ярким светом истины, мы поймем, почему Б-г сделал так, а не иначе. Почему кривая жизненного пути совершила вираж, почему мы встретили именно этого человека, а не другого, почему уехали, а не остались.
Вот что имел в виду Б-г, когда говорил Моше: «Лицо мое не будет увидено». В этом мире нам не дано видеть «лицо» — механизм Б-жественного управления историей. Все события кажутся случайными и никак не связанными между собой. Но Его «спину», цепочку следов на бескрайних, девственно чистых дюнах Истории, способен видеть каждый. Надо лишь включить фары и заглянуть в карту, которую Он дал нам более 3300 лет назад, в Его Тору.