Фото: Рав Шварц на бар-мицве у внука автора статьи
Памяти рава Йоэля Шварца
Многие репатрианты из бывшего СССР, принявшие религиозный образ жизни, были убежденными сионистами и приехали в Израиль именно по сионистским мотивам. Однако попав в «харедимную» среду, они растерялись: здесь им сообщили, что Государство Израиль, которым они так гордились на старой родине, враждебно иудаизму, что сионизм не совместим с идеалами Торы и что настоящий Б-гобоязненный еврей должен отгородиться от светского израильского общества.
Я тоже оказался в этом положении. Можно ли быть ортодоксальным евреем, скрупулезно исполняющим заповеди, и при этом быть сионистом? Решить возникшую дилемму мне помог рав Йоэль Шварц. Еще задолго до личного знакомства с ним я прочел его книгу ציון בית חיינו (Сион — дом нашей жизни) которую можно назвать манифестом любви к Эрец-Исраэль. А затем участвовал в переводе и выпуске другой его книги «Красный, красный…», где автор проанализировал взлет и падение коммунистической России с позиции Торы. В этих книгах меня поразило глубокое знание исторических фактов и тенденций, неожиданные аналогии между идеями Торы и актуальными событиями. Оказалось, быть ортодоксальным евреем вовсе не означает игнорировать то, что происходит вокруг тебя, в большом мире.
Личное знакомство произошло 17 лет назад. В пятницу вечером, во время перерыва между молитвами каббалат-шаббат и маарив, раввин нашего квартала Маалот-Дафна рав Нахум Айзенштайн представил нам высокого пожилого человека с большой седой бородой и мудрым проницательным взглядом — рав Йоэль Шварц. Помню, что в те двадцать минут, которые были отведены ему на выступление, он говорил о том, что Беловежское соглашение, утвердившее распад Советского Союза, было подписано президентами России, Украины и Белоруссии в дни Хануки, и раскрыл символику этого совпадения в свете Торы.
Характер его выступления и сама тема были неожиданными и мало соответствовали атмосфере ортодоксальной синагоги. Но молящиеся слушали с огромным вниманием.
Спустя несколько месяцев я присоединился к группе, посещавшей уроки рава Шварца, которые он давал по субботам у себя дома. Со временем численность группы сократилась, но я посещал его уроки все эти годы, иногда присутствуя в единственном числе, до самой его смерти.
Рав Йоэль Шварц родился в Иерусалиме в 1939 году в семье выходцев из Венгрии. Он был единственным ребенком у своих родителей. Обучался в иешивах «Коль Тора» в Иерусалиме, «Паневеж» в Бней-Браке, а также в крупнейшей израильской иешиве «Мир» (Иерусалим). Звание раввина он получил от руководителя этой иешивы знаменитого рава Хаима Шмулевица.
В дни его молодости мир иешив был очень мал и насчитывал всего около 400 учащихся. Когда он поступал в иешиву, кто-то спросил его, сколько лет он собирается там учиться. «Года три», — ответил юный Йоэль Шварц и услышал: «Три года?! Так много?!»
Машгиах (духовный наставник) этой иешивы умолял своих немногих питомцев, закончивших обучение: «Только не оставляйте Тору!». В те годы, на заре государства, рассказывал рав Шварц, религиозных евреев было мало. В Иерусалиме они концентрировались в квартале Меа-шеарим. Но даже там продавали «Маарив» и другие светские газеты. А некоторые девочки из религиозных школ закатывали рукава блузок после занятий и шли гулять с британскими солдатами. Бороды и шляпы носили только раввины. «В том Израиле не было религии, — говорил рав. — А ты думал, что так было только в коммунистической России? Сегодня мы стали гораздо более религиозными».
Очень скоро рав Шварц проявил незаурядные способности в изучении Торы и уже в 25 лет стал машгиахом в иешиве «Итри». Затем занимал ту же должность в иешивах южных городов Нетивот, Офаким, а затем в иерусалимской иешиве «Двар Иерушалаим». Среди его учеников был и известный раввин Шалом Аруш, духовный лидер, писатель, лектор и популяризатор идей брацлавского хасидизма, которого сегодня можно видеть только в плотной толпе его почитателей.
Рав Шварц был очень близок к духовным руководителям религиозного еврейства, в том числе к раву Шломо-Залману Ойербаху, вместе с которым обсуждал различные галахические проблемы, а после его смерти сблизился с равом Йосефом-Шаломом Эльяшивом.
Рав Шварц не ограничивался преподавательской и законотворческой деятельностью; он не замыкался в стенах иешив, а много ездил по стране, встречался с людьми, давал «выездные» уроки: «Я не был только в Эйлате, потому что меня туда не приглашали».
Именно он стал инициатором разработки технологии по выращиванию овощей и зелени, не зараженных червями и другими насекомыми. Благодаря ему в еврейских поселениях сектора Газа начали производить экологически чистую зелень «Гуш-Катиф», а после ликвидации этих поселений технологию «Гуш-Катиф» освоили в других местах Израиля и даже за границей.
Наследием рава Шварца можно считать также более двухсот написанных и изданных им книг. Когда я спросил его, сколько всего книг он написал, рав пожал плечами: «Не знаю, я не считал». Писал он удивительно быстро. Один из его сыновей сказал во время похорон, что однажды он написал книгу всего за три дня!
Одна из этих книг «Ор ле-амим» («Свет для народов») занимает особое место. В ней рав Шварц писал о важности распространения среди неевреев «Семи законов Ноаха», содержащихся в Торе. Эта книга была переведена на многие европейские языки, включая русский, а также на арабский язык. Вскоре он возглавил движение «Бней-Ноах», к которому присоединились тысячи бывших христиан и мусульман. Для них рав Шварц составил специальный молитвенник. Тем неевреям, которых интересовал иудаизм, он советовал: «Не переходите в иудаизм. Соблюдайте законы Ноаха, и вам будет уготована доля в Мире грядущем».
Особая роль принадлежит раву Шварцу в привлечении ортодоксальных юношей к службе в израильской армии. Он был одним из основателей и духовным опекуном подразделения «Нахаль-хареди» и за это получил премию Московица, которая вручается лицам, проявившим себя на поприще укрепления сионистской идеи, и является по значимости второй после премии Израиля, которая вручается в День независимости.
Нет, рав Шварц не был сионистом в общепринятом понимании. Он, как и другие харедим, считал и прямо утверждал, что только соблюдение Торы дает нам право на Эрец-Исраэль и что Еврейское государство должно жить по законам Торы.
Но не просто так считал, а старался приблизить этот идеал. С этой целью он вместе с другими видными духовными лидерами, включая раввина Адина Штейнзальца, участвовал в создании «нового Санедрина» (Синедриона), высшего законодательно-исполнительного органа еврейской власти, существовавшего в эпоху Храма.
Рав Шварц считал, что харедим должны активнее участвовать в жизни государства, служить в армии и работать, в первую очередь, в сфере высоких технологий. Однажды я возразил ему: но ведь религиозных евреев, особенно харедим неохотно принимают в светские фирмы, дискриминируют, с чем я лично сталкивался. «Ну и что? — возразил он. — Надо создавать собственные фирмы и показать, что мы можем добиваться не меньших успехов». «Пора нам, наконец, взять ответственность за это государство в свои руки», — говорил он.
Из-за своих воззрений он считался «диссидентом» в среде харедим. Подвергался нападкам, словесным и даже физическим. «Жертвами» экстремистов становились даже его книги. Видимо, именно поэтому он сменил место жительства: 17 лет назад переехал с семьей из Меа-Шеарим в наш более «либеральный» район Маалот-Дафна. Однажды к раву Эльяшиву, высшему авторитету в религиозной среде, пришли из иешивы «Двар Иерушалим» и попросили разрешения уволить рава Шварца с поста «машгиах-рухани» за его «сионизм». Но рав Эльяшив осадил ревнителей: «Оставьте его в покое».
С особой симпатией рав Шварц относился к «баалей-тшува» из бывшего Союза. Вел для них уроки по утрам в пятницу, а в «лейл-шаббат», в пятницу вечером приходил в дом семьи Лернер, где собирались на субботнюю трапезу десятки русскоязычных репатриантов и гостей. Особый интерес вызывали его комментарии исторических и актуальных событий с позиции Торы, неожиданные находки в ее тексте.
Например, в разделе «Балак» (книга «Бамидбар») говорится, что Балак, царь Моава, послал депутацию старейшин к магу и колдуну Биламу, чтобы тот проклял евреев, шедших из пустыни в Эрец-Исраэль. В тексте сказано: «И пошли старейшины Моава и старейшины Мидьяна с приспособлениями для колдовства в руках их…» (Бамидбар 22:7). «Приспособления для колдовства» — в оригинале «ксамим». Именно в ту неделю, когда читали раздел «Балак» на поселения Гуш-Катифа упали первые «касамы», самодельные реактивные снаряды, запущенные арабскими террористами из Газы.
Еще пример. Из Торы мы знаем, что праотец Авраам был брошен царем Нимродом в огненную печь за свои монотеистические убеждения, но благодаря вмешательству Б-га вышел из нее невредимым. Иракский диктатор Саддам Хусейн считал себя наследником Нимрода, и во время войны в Персидском заливе его армию громили американские танки «Абрамс».
Рав Шварц владел несколькими языками, в том числе немного и русским, хотя его семья была родом из Венгрии. Он внимательно слушал, как переводили его слова во время уроков и иногда поправлял фразы. Однажды переводчик запнулся на слове «шалехет», и рав тут же пришел ему на помощь: «листопад».
Рав Шварц давал множество уроков. Даже достигнув восьмидесятилетнего возраста, он продолжал ходить в субботу в дальние синагоги, порой за два-три километра, чтобы прокомментировать слова Торы и отраженные в них актуальные события.
За два дня до кончины (он умер 8 сентября) я навестил его в больнице Шаарей-Цедек. Он уже не мог говорить и двигаться, но, увидев меня, приветственно поднял руку и одними губами произнес почти неслышно: «Что нового в мире?»
Этот вопрос он всегда задавал мне в начале субботнего урока, зная, что я заглядываю в Интернет перед зажиганием свечей. В этих последних словах, которые я от него слышал, был весь рав Йоэль Шварц — ортодоксальный раввин, мудрец и мыслитель, открытый всему миру.
Нахум ПУРЕР