Недельная глава Торы «Ваелах»
Шаббат «Шува»
Моше обходит перед смертью походный стан сынов Израиля, прощается и подбадривает их. Он обещает, что и после его смерти Б-г не оставит евреев, поможет им разгромить врагов по ту сторону Иордана. Моше публично ободряет своего преемника Иеошуа бин-Нуна, укрепляя тем самым его авторитет в глазах людей. Затем пророк учит народ заповеди «акеэль»: раз в семь лет, в праздник Суккот все евреи, включая детей, должны собраться перед Храмом, где царь прочтет им отрывки из книги «Дварим», в которых говорится о верности Б-гу и Его Завету, о награде за соблюдение законов Торы и наказании за их нарушение. Затем Б-г велит Моше явиться вместе с Иеошуа в передвижной Храм, где новый лидер нации получит наставления. Всевышний знает, что, поселившись в Эрец-Исраэль, евреи забудут Его и начнут поклоняться чужим идолам. Тогда Б-г совершенно «сокроет Свое лицо», и евреям будет казаться, что они отданы на растерзание врагам и некому защитить их от гонений. Б-г велит Моше и Иеошуа записать песнь «Аазину» как свидетельство греховных помыслов сынов Израиля. Моше записывает песнь и передает ее еврейскому народу. Завершив написание Торы, пророк велит левитам поместить ее текст в Ковчег Завета в качестве вечного эталона.
***
«И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Когда уйдешь ты к отцам твоим, и поднимется народ этот, и распутно служить будет чужим богам…, и оставит он Меня, и нарушит Союз Мой, который Я заключил с ним. И возгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою лик Мой от них, и будет он отдан на растерзание, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет он в тот день: «Не потому ли, что нет Г-спода моего среди меня, постигли меня беды эти?» (31:16-17).
Ричард Роудс писал в своей книге «Как делали атомную бомбу» («Making of the Atomic Bomb»): «Из малочисленного и уязвимого венгерско-еврейского среднего класса вышли в ХХ веке не менее семи наиболее выдающихся ученых. Вот они в порядке их рождения: Теодор фон Карман, Дьердь де Хевеши, Майкл Полани, Лео Силард, Юджин Вигнер, Джон фон Нейман и Эдвард Теллер.
Все они покинули Венгрию в молодости, и, обладая разнообразными талантами, внесли огромный вклад в мировую науку и технику. Двое из этой великолепной семерки — де Хевеши и Вигнер — стали лауреатами Нобелевской премии. Загадка такой концентрации талантов, вышедших из маленькой провинциальной страны, до сих пор не дает покоя историкам и исследователям научных кадров.
Немецкий физик-теоретик Фридрих Хоутерманс высказал даже предположение (в шутку, конечно), что «эти люди были на самом деле пришельцами с Марса, потому что им было трудно говорить без акцента, который выдавал их, и поэтому они притворялись венграми, чья неспособность говорить на любом языке без акцента хорошо известна».
Такова наша еврейская судьба: как бы мы ни совершенствовали свое произношение, другие народы слышат наш «венгерский» акцент. Но проблема возникает, когда мы сами говорим, как «венгры», когда думаем, что мы такие же, как все, забывая, что мы — «марсиане».
Евреи «упали с Марса» три тысячи лет назад во время дарования Торы у горы Синай. От рождения Адама и до Синайского откровения все люди играли одинаковую роль в Творении. Но после дарования Торы Главный Дирижер предложил еврейскому народу выйти из общего хора, подойти к микрофону и исполнить продолжительное соло. Однако, чтобы быть звездой, недостаточно обладать только звездным талантом. Ведь между потенциалом и его реализацией существует дистанция огромного размера.
Наши мудрецы учат, что Синай связан по смыслу с ивритским словом «сина», ненависть. Когда Моше спустился с горы, он принес евреям не только Скрижали Завета, но и антисемитизм.
Однако антисемитизм не является абсолютной категорией. Он зависит от того, как хорошо мы солируем, как наше поведение соответствует той звездной роли, которая нам отведена Провидением. Ведь нет привилегии без ответственности. Даже если ты «венгр».
Пусть всегда будет Йом-Кипур
Нынешнюю субботу, выпадающую на Десять дней покаяния между Рош-Ашана и Йом-Кипуром, принято называть «Субботой покаяния» (Шабат шува или Шабат тшува), в честь афтары, читаемой в этот день и начинающейся со стиха: «Возвратись (шува), Израиль, к Г-споду, Б-гу своему, ибо споткнулся ты о вину свою» (Ошеа, 14:2). Кроме того, известно, что суббота — источник благословения для всех дней недели, и все, что происходит в течение недели, берет начало в святости субботы. Поэтому можно сказать, что Суббота покаяния в некотором смысле служит основой Йом-Кипура, и эту субботу надо провести на особо высоком духовном уровне.
Йом-Кипур, выпадающий в этом году на ближайшую среду, завершается дополнительной предзакатной молитвой Неила («запирающая»), в самом конце которой наступает самый волнующий момент: молящиеся, преодолевая слабость после суточного поста, громко, во весь голос скандируют: «Ашем — У а-Элоим», «Г-сподь — Он наш Б-г!».
Эту фразу, повторяемую семь раз, можно считать кульминацией и итогом всех Грозных дней. В Рош-Ашана мы провозглашаем Б-га нашим Царем, а в последние моменты Йом-Кипура мы коронуем Его.
«Ашем — У а-Элоим», «Г-сподь — Он наш Б-г!» Этими словами мы завершаем самый святой день года, ощущая возвышенную близость к Всевышнему. Откуда взяты они?
Они заимствованы из первой Книги Царств, главы 18. Ахав, один из самых нечестивых царей в еврейской истории, предал Б-га и вместе с большинством своих подданных стал поклоняться идолу Ваалу. Тогда пророк Элияу, сохранивший верность Творцу, вызвал на духовный поединок жрецов Ваала и одержал убедительную победу. Жрецы Ваала были посрамлены и казнены. А потрясенные евреи провозгласили: «Ашем — У а-Элоим», «Г-сподь — Он наш Б-г!».
Узнав о триумфе Элияу, жена Ахава Иезавель, убежденная идолопоклонница, отличавшаяся особой порочностью и жестокостью, отправила ему грозное предупреждение, чтобы он не очень радовался, потому что «завтра в это время я сделаю твоей душе то же самое, что сделали душе одного из них». Иезавель сообщала пророку, что она намерена казнить его, как были казнены жрецы Ваала. И Элияу пришлось бежать в пустыню.
Иезавель была очень могущественной женщиной с очень сильным характером. Почему же она не велела сразу схватить и убить Элияу? Почему отложила казнь на завтра, дав ему возможность скрыться?
Комментаторы дают разные объяснения. По одному из них Иезавель была достаточна умна, чтобы понять: в тот момент, когда еврейский народ находился на духовном подъеме, провозглашая «Г-сподь — Он наш Б-г!», они просто не допустили бы расправы над пророком, только что открывшим им эту истину.
Но «завтра», т. е. очень скоро, их воодушевление рассеется, и они не будут служить Б-гу с прежней преданностью и страстью. И тогда убийство Элияу сойдет с рук жестокой царице. В принципе, Иезавель была права. Очень скоро евреи «остыли» и вернулись к языческим ритуалам. А Элияу продолжал скрываться.
Такова главная идея молитвы Неила и всего Йом-Кипура. Один известный раввин сказал, что успех Судного дня надо оценивать не по пылу и рвению, с которым мы молимся в этот день, а по тому, как мы произносим затем вечернюю молитву Маарив, сразу после Йом-Кипура.
Ведь недостаточно прокричать семь раз «Ашем — У а-Элоим!». Необходимо сохранить пыл и страсть, зажженные в Йом-Кипур, на все последующие дни года, и ощущать их заново каждый день, как в первый раз.