Алтер из Слободки, так с теплом называли ученики рабби Носона Цви Финкеля (1849–1927), говорил только о достоинствах окружающих его людей, — вспоминал рав Меир Ходош своего великого учителя, машгиаха — духовного руководителя легендарной иешивы Слободки, которая находилась в пригороде Каунаса. Алтер также не хотел слушать негатива о своих воспитанниках («Ор Меир», с. 92).
В 1924 году рабби Ходош с группой учеников иешивы переехал вслед за Алтером в Хеврон, где они открыли филиал. С течением времени рабби Ходош стал духовным руководителем иешивы, в дальнейшем основав также иешиву «Атерет Исраэль», в которой мне посчастливилось учиться шесть лет, с 1981 по 1987 годы. В те годы рабби Меира называли «закен а-машгихим», старейшим духовным руководителем всех иешив Израиля… Мир — это зеркало, в котором человек видит себя, писал реб Меир Ходош. Глядя на окружающих, человек видит в них себя, а осуждая других, осуждает себя.
«Когда ты говоришь плохо о ком-то, ты позоришь себя, — писал пожелавший остаться неизвестным автор книги еврейской этики «Архот Цадиким» — «Пути праведников». — Тот, кто постоянно критикует других, указывает на недостатки, сокрытые в его душе и исходящие из его уст». Эта мысль является не только этическим наставлением, но и пониманием реальности человеческой природы, опираясь на которую Талмуд постановляет: «Тот, кто гневно указывает на недостаток другого, тем самым указывает на собственный недостаток» (Кидушин, 70). Если вы хотите понять природу человека, вам нет необходимости задавать ему много вопросов. Все, что вам нужно, — это внимательно прислушаться к его словам, суждениям о других людях. Если он, например, утверждает, что людям нельзя доверять, то этим он как бы рассказывает о себе. Впрочем, верно и обратное. Если человек прославляет других, то достоинства, которые он в них видит, присутствуют и в нем самом. Например, прославляя честность, он, скорее всего, сам честен. Ибо восхищается человек тем, что сам ценит больше всего.
«Плавильня — для серебра, горнило — для золота, а человек — по прославлению своему», — писал мудрейший из людей царь Соломон (Притчи, 27:21). «Если вы хотите проверить чистоту золота и серебра, то, расплавив эти металлы, вы увидите, есть ли в них примеси, — объясняет Раши. — Если же вы хотите узнать природу человека, то прислушайтесь к тому, что говорят о нем окружающие, как прославляют его». Но рабейну Йона («Шааре Тшува» — «Ворота раскаяния», 3:158) приводит другое мнение: «человек — по прославлению своему» — достоинства человека раскрываются, когда он прославляет достоинства других. Глаз человека — это не только приемник света, но и прожектор, которым он проецирует свою личность на других, видя в них, как в зеркале, самого себя, свои достоинства и недостатки. Однако глаз человека может также стать важнейшим инструментом исправления. Если наполнить свое сердце любовью и увидеть в других достоинства, то позитивное видение оказывает влияние на душу смотрящего, и человек начнет вести себя в соответствии с тем видением, ощущением себя, которое отражается, как в зеркале, в других людях. С другой стороны, когда мы прославляем скрытые достоинства в других, то этим вдохновляем их поверить в себя и реализовать свой духовный потенциал. «Добрый глаз будет благословлен», — писал мудрый царь Соломон (Притчи, 22:9). Добрый глаз был у Моисея, поясняют мудрецы в «Йелкут Шимони». Учитель нашего народа Моисей смотрел на людей «добрым глазом», с любовью открывая в них клад добра.
Лев КАЦИН
Художник Алекс ЛЕВИН
ArtLevin.com
Просто и со вкусом
После кончины Магида капли драгоценного масла, которые годами в тишине и сокрытии собирались в Межириче, разлились по всей Восточной Европе, сделав путь хасидизма реальностью и спасением для сотен тысяч евреев. Многие из его учеников сами стали Ребе, наставниками хасидов, они прокладывали при этом свой особый путь служения Всевышнему и вели по нему других. На Украине были известны имена рабби Нохума из Чернобыля, рабби Боруха из Меджибожа, рабби Леви-Ицхака из Бердичева. В Польше непререкаемым авторитетом пользовался рабби Элимелех из Лизенска. Хасидов Белоруссии и Литвы, спокойно и не привлекая к себе внимания, возглавил Шнеур-Залман, Алтер Ребе, Старый Ребе, как его называли. Он совсем не был стар, но спокойствие и мудрость, которыми отличались все его суждения, в горячем еврейском народе были больше под стать старикам… Старый Ребе совершал чудеса, исцелял больных, спасал погибающих. Но о чудесах не принято говорить много. Обращают внимание на другое. Вот одна история…
В одном местечке жил богач необычайной доброты. Он построил бесплатную гостиницу, похожую на шатер Авраама, потому что там было четыре входа — на все стороны света. Любой еврей мог прийти туда, получить теплый угол и вкусную еду, да еще вдобавок денег на дорогу. Однажды среди постояльцев этой гостиницы оказался рабби Шнеур-Залман. Не называя своего имени, он попросил о ночлеге на несколько дней. Хозяин дома сразу понял, что перед ним человек непростой, и отвел ему лучшую комнату. Спустя какое-то время богач постучал в дверь и попросил разрешения войти и посоветоваться по важному делу. Понятно, что согласие было дано. Хозяин дома уселся, вздохнул и сказал вот что: — Я построил эту гостиницу уже давно. За это время много бедняков побывало здесь, получило бесплатный ночлег и пищу. Беда лишь в том, что я делаю это совсем не бескорыстно. После каждого благодеяния меня охватывает такая гордость, что я не знаю, куда от нее деться. Скажите, чего же стоят тогда все мои добрые дела? Алтер Ребе почти никогда не отвечал на вопрос сразу. Вот и сейчас по обыкновению своему он оперся локтями на стол, положил на руки голову и замолчал надолго. Потом он открыл глаза и спросил, утверждая:
— Но бедняки все же остаются сыты?..
Вот поэтому и прозвали его Старым Ребе, поэтому евреи со всех концов и стекались к нему, чтобы услышать такой простой ответ, который сам по себе немного чудо…
Рав Эзра ХОВКИН
ru.chabad.org
Субботние свечи
Пятница, 16 сентября, 6:45
Окончание субботы 17 сентября в 7:43