Раздел «Ки Теце» содержит 74 заповеди. Моше сообщает единственно разрешенный способ женитьбы на нееврейке, плененной во время войны. Сын-первенец получает от отца двойную долю наследства, даже если он родился от нелюбимой жены. «Буйный и непокорный сын должен умереть». Тело казненного нельзя оставлять на виселице до завтра. Чужую вещь надо вернуть хозяину, приложив все усилия для его розыска. Мужчинам запрещено носить женскую одежду, а женщинам — мужскую. Если обнаружишь на дороге птичье гнездо, отпусти наседку, прежде чем взять себе птенцов или яйца. Крышу дома надо обнести перилами по ее периметру. Запрещается: засевать поле семенами разных культур, пахать одновременно на быке и осле, носить ткани из смеси шерсти и льна (шаатнез). Мужская четырехугольная одежда должна иметь на углах кисти плетеных нитей — цицит. Приведены законы о запретных отношениях между полами. В военном стане надо соблюдать правила ритуальной чистоты. Беглого раба нельзя насильно возвращать хозяину. Строго запрещена проституция. Нельзя брать с еврея проценты за ссуду. Следует избегать клятв и обетов. Наемному работнику разрешено есть плоды во время сбора урожая, но нельзя брать их с собой. Сообщаются правила развода и повторного брака. В первый год после свадьбы молодой муж освобождается от воинской службы. Давая деньги взаймы, не бери в залог орудия труда должника. Похищение людей карается смертью. Запрещено удалять с тела признаки цараат (проказы). Даже в случае просрочки ссуды кредитор должен вернуть должнику его залог до вечера, если тот нуждается в этом предмете. Нельзя задерживать плату наемному работнику. Родственники преступника не несут за него наказание. Прозелиты и вдовы пользуются особой защитой. Неубранные с полей остатки урожая надо оставлять беднякам. Суд может приговорить человека к телесному наказанию (не более 39 ударов палкой). «Не заграждай рта быку, когда он молотит». На бездетной вдове должен жениться брат ее покойного мужа. Описана процедура освобождения от этой обязанности. Меры и весовые гири должны быть «верными». Раздел завершается указанием «стереть память об Амалеке».
***
«Если увидишь ты осла брата твоего или быка его, упавших на дороге, не проходи мимо; подними их вместе с ним» (22:4). Перед нами простая на вид заповедь: надо помогать ближнему загружать и разгружать его вьючное животное, если такая помощь требуется. Однако Тора тут же добавляет условие: хозяин должен сам участвовать в этой работе. Если он сидит на обочине возле своего упавшего под грузом осла и говорит спешащему на подмогу еврею: «Давай-ка, подними его, это твоя мицва», — добровольный помощник вправе ему отказать.
Хафец-Хаим сравнивал эту ситуацию с помощью, которую мы ждем от Б-га. Всевышний помогает нам преодолеть свою лень и апатию в служении Ему, только если мы делаем первый шаг навстречу, протягиваем руку сотрудничества. Если человек активно тянется к святости и духовности, делает усилия «снизу», Б-г поддерживает его «сверху». Но, если мы лишь просим Его, а сами ничего не делаем, нас ждет разочарование.
Заключительная часть молитвы Шмонэ-эсре начинается со слов: «Г-сподь мой, защити мой язык от зла». Хорошая просьба. Но если, едва выйдя или даже не успев выйти из синагоги, мы начинаем «чесать» языком, перемывать косточки ближним и дальним, захочет ли Б-г помогать нам в преодолении такого тяжкого греха, как лашон а-ра, злословие?
Та же мысль — инициатива в отношениях с Б-гом должна исходить от нас — заключена и в начальном стихе раздела: «Когда выйдешь ты на войну против врагов твоих, и отдаст их Б-г в руки твои…» (21:10). Под словом «враги» Хафец-Хаим понимал йецер а-ра, порочное начало в самом человеке. Мы первые должны «выйти на войну» со своими недостатками, и лишь тогда удостоимся помощи Небес.
Эта концепция распространяется не только на морально духовные, но и на бытовые стороны нашей жизни. Даже слабо верящий человек часто обращается за помощью к Б-гу, когда его настигает болезнь. И это правильно: ведь в той же молитве Шмонэ-эсре сказано, что Всевышний — рофе-холим, исцеляющий больных. Однако Б-г предпочитает лечить нас через своих посланников — земных врачей. Поэтому первое, что должен сделать больной, это обратиться к врачу, желательно самому лучшему, и точно выполнять его предписания, а за Б-гом дело не встанет.
Отношения с Б-гом надо строить на конструктивной основе. Он всегда готов помочь тем, кто нуждается в Его помощи, но эту помощь надо заслужить. Как только Он увидит, что мы предприняли хотя бы минимальные усилия, Он тут же сделает шаг навстречу. Б-г хочет излить на нас Свое благо. Собственно, для этой цели Он и создал нас и мир, в котором мы живем.
Да, без личных усилий мы ничего не добьемся. Но нельзя впадать и в другую крайность: не надо думать, что наши успехи целиком зависят от нас. Мудрецы Талмуда учили: «Если бы не Б-жественная помощь, человек не смог бы преодолевать его» (собственную склонность к пороку, йецер а-ра). Формула успеха проста: Б-г не поможет, если мы ничего не делаем, проявляем полную пассивность; но в то же время, без Его помощи мы никогда не смогли бы преодолеть в себе йецер а-ра, как бы ни старались.
Эта идея отражена в заповеди тфилин. Тфилин состоят из двух коробочек, одну из которых накладывают на голову, а вторую — на руку. Первая коробочка тфилин близка к нашим устам, которые произносят молитву; а вторая приближена к сердцу, что означает убежденность. Однако та же вторая коробочка касается руки, ее самой сильной мышцы — бицепса, который символизирует физические действия.
В самом деле, какой смысл в молитве и убежденности, с которой она произнесена, если слова не подкрепляются действием. Заметьте также, что вначале мы накладываем тфилин на руку и лишь потом — на голову.
Еще один пример мы находим в стихе из раздела «Ницавим»: «Но очень близко к тебе слово это (Тора); в устах твоих оно (в молитве) и в сердце твоем (в убежденности), чтобы исполнять его» (Дварим, 30:14). Мысль та же: твоя искренняя молитва, обращенная к Б-гу, твоя просьба о помощи получит быстрый ответ, только если ты сделаешь первый шаг к ее осуществлению.
Приближаются «грозные дни», и мы твердо надеемся, что Б-г благосклонно откликнется на наши молитвы и запишет нас в Книгу жизни на будущий год. Но эти надежды будут оправданы лишь в том случае, если молитвы этих дней от Рош-Хашана до Йом-Кипура будут дополнены конкретными действиями. Если мы исправим хотя бы часть ошибок, накопленных за прошедший год, например, попросим прощения у обиженных нами людей, вернем долги, а главное, твердо решим в сердце избавиться от собственных пороков, стать лучше в отношениях с Б-гом и людьми, то Всевышний наверняка поможет нам «разгрузить» наши души. Не случайно месяц элул, предшествующий Рош-Хашана, представляет собой в толковании мудрецов аббревиатуру поэтических слов из «Песни Песней»: «ани ле-доди ве-доди ли» — я для моего Друга, и мой Друг для меня.
Когда в товарищах согласья нет
«Не паши на быке и осле вместе» (22:10). РАШИ поясняет, что данный запрет распространяется на все виды работ (не только пахоту) и на всех животных, которым трудно взаимодействовать в силу их разной природы. Что вполне соответствует известной поэтической сентенции: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань».
В более узком смысле бык и осел не годятся в партнеры по двум уважительным причинам. Во-первых, осел слабее быка, и ему трудно тянуть плуг вместе с ним. И, во-вторых, бык жует жвачку, а осел не жует. Осел слышит, как его напарник двигает челюстями, и это его нервирует. Как видим, Тора деликатна не только к людям, но и даже к ослам.