Что было раньше — евреи или антисемитизм?
Только не изумляйтесь: «какой антисемитизм без евреев?!» — Тора предлагает ценный намёк. На допытку, где в Пятикнижии можно найти самого знаменитого антисемита античности, мудрецы отвечают — в вопросе Всевышнего, обращённом к Адаму: «Не от этого ли (запретного) дерева ты ел?». «А мин» (от этого ли) пишется так же, как Аман. Носатые менялы в райском храме не заседали (поскольку весь рай — храм), козни сионских мудрецов едва ли простирались столь далеко в прошлое — ан имечко жидофоба фигурирует… Возможно, антисемитизм — нечто столь изначальное, посконное и сущностное, что второй же заданный в истории вопрос (после основополагающего: «где ты, Человек?») содержит отсылку на него.
Сам факт антисемитизма без евреев — кого удивит? В нынешней Польше евреев тысяч десять, музеев мемориальных об ужасах Холокоста не счесть — а отнюдь не закрыта тема и порой с изрядным шумом проскальзывает. Испания, некогда другой блестящий центр диаспоры, всего лишь 40 тысячами наших соплеменников может похвастаться, в самих испанцах крови этого странного народа немало намешано — ан жив курилка, евреи доныне ответственны за «деструктивный коммунистический вирус» и «ослабление католических традиций»… Ещё подколка: как может существовать еврейский антисемитизм, явление отнюдь не редкое? Что в себе и в своём народе не любит еврейский антисемит?
Потрясём первоисточник и попробуем уточнить — что же этот антисемитизм за зверь? Даром, что термин в конце 19 века появился, с подачи немецкого публициста Вильгельма Марра, но явление-то обло и тысячелетне.
Начнём с упомянутой беседы. Вопрос, который задаёт Б-г Адаму, подразумевает, что Всевышний может чего-то не знать (или изображать незнание) — следовательно, Он не всесилен и не всеведущ. По крайней мере, не всегда я должен Его волю учитывать, есть как минимум сфера деятельности, где я сам кум королю. И делаю, что пожелаю.
С этим перекликается более позднее свидетельство Торы об амалекитянах, народе Амана: «война у Б-га с Амалеком из поколения в поколение». Числовое значение имени «амалек» равно 240 — гематрии «софек», сомнение. Амалек выступил против Израиля, открыто ведомого Создателем. То есть — фактически против Б-га. Что он ставил под сомнение — существование Всевышнего? Его силу? Желание эту силу применять?.. Глаголют умные люди, что наиболее частое лицо амалекитянина — атеист, сиречь человек, открыто и с пренебрежением к себе, к своей возможной вечности выступающий против создавшего его Б-га.
Обратите внимание: не у народа, а у Б-га с ним постоянная война! Израиль здесь — лишь орудие битвы, возвращающее конфликт в область природных соотношений. Ибо Всевышний не любит без нужды творить чудеса: «землю Он отдал сынам человеческим». Недавние амаликетяне — нацисты, воевавшие именно с Израилем и лишь косвенно позволявшие предположить, что война эта напрямую с Творцом, безупречно воплотили описанный в старинных мидрашах характер Амалека. И героической, до самопожертвования и саморазрушения борьбой с нашим народом, и холодной безжалостностью, и лицемерием, маскировкой злодейств, и лживой рекламой, и магическими и мистическими культами… А также тем, что: «первый из народов Амалек, но конец его гибель» — Гитлер правильно заявлял, что «нам досталось неэстетичное занятие (истребление евреев), которое народы хотят совершить нашими руками». Конечно, не все нации замешаны и тем более не все люди в них — но подъездные пути к Аушвицу и Треблинке и газовые печи не бомбились, партизаны не шибко спешили взрывать дороги к лагерям уничтожения, пассивность церкви и лидеров антигитлеровской коалиции в вопросе спасения евреев (и цыган) поразительна, не говоря уж о прямых пособниках геноцида. А если вспомнить, каким чумным покрывалом укрыл антисемитизм землю к начало Великой войны, подготавливая и облегчая подвиги «первого из народов»…
Солдаты Вермахта шли в бой с ремнями, на пряжках которых гравировалось: «с нами бог» — кивком в сторону народных традиций, но тот ли это «бог»? Уж точно не библейский, разве что в интерпретации амаликетян — из века в века там ли, здесь ли проскальзывавших как идеологи и «практики» в христианских странах.
Короче говоря, антисемитизм — это бегство от Б-га. Это реакция отторгнутого и обособленного человека на возможность и обязанность жить в Его присутствии, считаться с Его желанием и потому трудиться над совершенствованием себя, над возвышением своей души над ограниченностью тела. То есть — квинтэссенция человеческой лени и ограниченности. Жить на высоком накале, в постоянном душевном усилии — трудно. Евреи, воплощающие в себе (порой, увы, чисто символически) Высший Закон — напоминают об этой обязанности и возможности. Мозолят глаза.
Антисемитизм — это, используя психологические понятия, перенос, экстерриоризация, вынос наружу внутреннего конфликта между духовной и животной природами человека. И оттого, когда уровень отношений между избранным народом и Избравшим его снижается, когда «вы — свидетели Мои» опускаются почти на общий социально-природный уровень — животное начало, чувствуя слабость соперника и ловя шанс доминировать, со звериным воплем бросается в бой.
Не ловитесь на рекламные ролики: «евреи-богоубийцы», «их кумир — золото», «отвергли они волю Аллаха»… — это юдофобы кричат о (действительных или сочинённых) слабостях «народа-свидетеля», на деле выражая собственные затаённые мечты. Инквизиторы и крестоносцы ратуют не за своё (искажённое) понимание Б-га — но за власть и право жить по-своему, за возможность по собственному желанию устанавливать правила духа и мира. Подобно честно сформулировавшей это Аль-Кайде, они: «в отличие от евреев, идут не за Б-гом, а перед Ним», не шибко оглядываясь назад.
Прочие виньетки — коммунисты, империалисты ли евреи, угнетают они наивное население или дурно пахнут от нищеты, запекают кровушку в опресноки либо травят колодцы и развращают барышень — всё это вопросы к психиатрам психоаналитической школы: какие именно подсознательные страсти особо неудовлетворены у «обвинителей». Более интересно, чем копаться в сем грязном белье, посчитать расклады наперёд. Хотя бы на нынешнюю, полу-криминальную в мире ситуацию.
Какова энергия антисемитизма (как и большинства фобий)? Ясно, что это не «любовь» — хотя оным не брезгуют «националисты», то есть «любители своей нации». Эта энергия: ненависть, страх и подавленная, рвущаяся наружу агрессивность,- то есть низкие инстинкты животного в человеке. Милитаризованным, стремящимся к власти и захватам — военным ли, экономическим или идеологическим — сообществам антисемитизм потенциально присущ. Так же, как и обществам фрустрированным, недовольным, ищущим, куда бы и на кого бы сбросить копящийся, создающий внутренний дискомфорт заряд гнева. Поэтому не надо особенно удивляться, что пошедшая в атаку в новейшее время «левизна» перехватила эстафетную палочку юдофобии. Впрочем, милостиво позволяя соучаствовать недовольным религиозным конфессиям и нацио-экстремистам. Не надо подозревать в неискренности их странные симбиозы, весь у разношёрстной сей публики есть «общее святое» за душой.
В нынешнем мире, с растущей в нём напряжённостью, обострёнными конфликтами государств и доходящими до глухонемых истерик противостояниями идеологий, у антисемитизма отличные перспективы. Во времена, когда людям и классам не до рефлексий, когда вместо «зачем?» кричащим заголовком становится «кто кого?», когда ищущие ответов о смысле и цели жизни головы проще отрубить, чем убедить — поиск правды и гармонии становится совсем немодным. Переброска (отчасти заслуженными) ярлыками «нациста-антисемита» между Русью и Украйной, между Западом и Востоком торит дорожку будущей пуле. Пока укутанная в хиджаб до глаз Аннушка разливает на центрифуги маслице…
Будем надеяться, что это — признаки скорого раскрытия Машиаха, когда всякое свойство должно себя «предъявить» — и этим дело ограничится. Я, надеюсь, рассказал о корнях еврейского антисемитизма?