Казнив Зимри, предводителя колена Шимона, и его партнершу, мидьянскую принцессу Козби, за развратное поведение, внук Аарона Пинхас отвел от евреев гнев Всевышнего и получил от Него в награду «союз мира». Б-г велит «преследовать и разгромить мидьянитян», пытавшихся склонить евреев к идолопоклонству. Моше и первосвященник Элазар подсчитывают численность евреев в коленах. Общее число военнообязанных мужчин после смены поколений на 40-й год странствий в пустыне составило 601730 человек — чуть меньше, чем при Исходе из Египта. Б-г сообщает Моше порядок распределения земли в Эрец-Исраэль. Отдельно приводится численность колена Леви, не получившего надела. Дочери Цлофхада из колена Менаше просят закрепить за ними отцовский надел, поскольку у них нет братьев. Б-г подтверждает обоснованность претензий сестер и заодно сообщает порядок родственных предпочтений в еврейском законе о наследовании. Затем Он велит Моше взойти на гору и осмотреть издали Страну Израиля, в которую ему не суждено войти. Моше просит назначить нового руководителя нации. Им становится Йеошуа бин-Нун. Раздел завершается описанием субботних и праздничных жертвоприношений в Храме.
***
«Вот Я заключаю с ним Мой союз мира… за то, что возревновал он за Г-спода своего…» (25:12-13). Когда Зимри, предводитель колена Шимона, привел в стан к Шатру Откровения моавитянскую принцессу Козби, чтобы открыто, не таясь, совершить с ней прелюбодеяние, все присутствующие, включая Моше, замерли от ужаса, не зная, как реагировать. Не растерялся лишь Пинхас, внук Аарона. Защищая честь Б-га, он казнил развратную парочку.
Мидраш делает неожиданный вывод из этого трагического эпизода: «За то, что Моше не нашел в себе сил убить Зимри, никто не знает где его могила».
Почему из-за нерешительности Моше от нас было скрыто место его погребения? И вообще, какая связь между первым и вторым?
Ответ таков. «Критики» утверждают, что Моше не мог быть таким великим, как описывает его Тора. Ведь если он действительно говорил «лицом к лицу» с Б-гом, то почему он не удостоился вечной жизни? Почему не вознесся живым на небо, как праведник Ханох или пророк Элиягу, а умер, как простой человек? Поэтому, резюмируют «критики», Пятикнижие — это панегирик Моше самому себе, красивая легенда, написанная самим героем с единственной целью самовозвеличивания.
Довод «критиков» просто смехотворен; опровергнуть его ничего не стоит. В самом деле, ведь Моше ничего не стоило придумать эффектный конец для своей «мифологической автобиографии». Что-нибудь в таком роде: «И вот, послал Б-г огненную колесницу, и унесла она Моше в небесную высь. И долго смотрели сыны Израиля вослед своему великому учителю и пророку». Занавес!
Но в Торе написано гораздо проще: «И умер там Моше, раб Б-га, в стране Моав, по слову Б-га» (Дварим, 34:5). Можно ли найти более убедительное доказательство истинности Торы? Моше ничего не придумывал, а писал Тору под диктовку Творца. Умер — так умер.
Однако сила этого доказательства скрыта еще в одном факте: никто не знает места погребения Моше. Будь оно известно, Моше не мог бы написать, что он вознесся живым на небо — вот ведь могила его! Но могилы нет, и значит, он вполне мог придумать себе сверхъестественный уход в вечную жизнь. В самом деле, если бы Тора была его выдумкой, что помешало бы ему «вознестись» к Отцу небесному, как произошло с основоположником дочерней религии?
Теперь нам понятен приведенный мидраш: «За то, что Моше не нашел в себе сил убить Зимри, никто не знает, где его могила».
Если бы Моше проявил инициативу в эпизоде с Зимри — лично убил его вместе с партнершей, если бы он сам «возревновал за Г-спода», ему полагалась бы награда, которой удостоился, однако, Пинхас, он же, как утверждают комментаторы Торы, пророк Элиягу: вечная жизнь, бессмертие. Но тогда мы не смогли бы опровергнуть «критиков», доказать истинность Торы простыми словами ее эпилога: «И умер там Моше…».
«От улыбки хмурый день светлей…»
«И сказал Б-г, обращаясь к Моше: «Возьми себе Йеошуа бин-Нуна, человека, сильного духом, и возложи на него руку твою» (27:18).
В своем труде «Нефеш а-хаим» рабби Хаим Воложинер писал, что духовное величие человека, сила его влияния восходит от нижнего из миров к Небесным высотам. Действия каждого из нас пробиваются ввысь сквозь все духовные миры, достигая вершины Творения. Там они вырабатывают особую энергию, которая возвращается в наш физический мир.
Получается, что даже самый на первый взгляд малозначительный добрый поступок, совершенный в этом мире, уносится вверх и затем спускается отражением обратно к нам, на землю, например, в виде обильного дождя в сердце Африки или яркого солнечного дня в туманной и дождливой Англии. И, конечно, чем «духовнее» человек, тем сильнее влияние его поступков.
Нам трудно представить себе эти абстрактные, неосязаемые энергии. Однако год назад произошло малозначительное на первый взгляд событие, которое может служить иллюстрацией к сказанному.
Вначале небольшое пояснение. В последнее время на Западе получил широкое распространение особый вид неявной рекламы, называемый «продакт плейсмент» («product placement», дословно: «размещение изделия»). Суть этой рекламы состоит в том, что реквизит, которым пользуются герои в фильмах, музыкальных клипах, книгах, на иллюстрациях, картинах и в прямых телепередачах, имеет реальный коммерческий аналог. В обмен на право «продакт плейсмент» фирма-производитель платит тем, кто демонстрирует их продукт, деньгами, товарами или услугами.
Год назад известный футболист Кристиано Рональдо убрал со стола бутылки кока-колы перед пресс-конференцией на чемпионате Европы. Тем самым 36-летний капитан португальской команды, известный своей фанатичной приверженностью здоровому образу жизни, публично продемонстрировал свое отношение к этому газированному безалкогольном напитку. Его ненавязчивый жест видели миллионы любителей футбола, поскольку эта пресс-конференция транслировалась на многие страны перед матчем португальцев со сборной Венгрии, состоявшимся в Будапеште.
Изгнав с экрана кока-колу, Рональдо поднял бутылку с минеральной водой и заявил по-португальски: «Agua!» Мол, вот что люди должны пить вместо популярного напитка: обычную воду.
Результат того эпизода не замедлил сказаться: стоимость биржевых акций концерна «Кока-кола» упала на 4 миллиарда долларов.
«Кока-кола» была одним из официальных спонсоров Euro 2020, и, если бы не поступок футбольного идола, она могла бы неплохо заработать, увеличив продажу своего товара.
А теперь задумаемся. Если, сняв со стола две бутылочки кока-колы, человек невольно снимает со счетов фирмы четыре миллиарда долларов, стоит ли удивляться тому, что добрая ободряющая улыбка, стерев печаль с лица прохожего, прольется затем благодатным дождем в безводной пустыне?
Вот почему Моше-рабейну, повинуясь указанию Всевышнего, взял себе в преемники «человека, сильного духом» — Йеошуа бин Нуна, каждый жест которого мог не только менять погоду и разорять богачей, но и творить историю.