Марраны и Франко

Указ испанской королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Католической, принятый в 1492 г., предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо покинуть пределы страны, либо креститься. Большинство евреев бежало либо в Португалию (где через 30 лет история повторилась), а оттуда — на север Европы, либо в Италию, Османскую империю, страны Северной Африки. Однако часть евреев в Испании, а затем и в Португалии, были насильственно обращены в христианство. Именно таких евреев и их потомков называют марранами. Происхождение слова «марран» до сих пор является предметом дискуссий. Это, по всей видимости, презрительное прозвище неясного происхождения. По-испански «marrano» означает «свинья». Существуют, и другие версии этимологии этого слова, например, ивритск. мар’ит аин, т.е. «внешняя видимость»; арамейск. мар анус — «принуждённый»; ивритск. — мумар — «выкрест» с испанским окончанием «ano»; араб. mura’in — «ханжа». Около 100 тыс. евреев стали марранами, часть которых, формально принявших христианство, тайно исповедовало иудаизм. Кстати, в иудаизме вместо слова «марраны» используется другой термин — «анусим» («принуждённые»), то есть насильно крещенные. Некоторые из испанских и португальских евреев переходили «под сень креста» добровольно-принудительно, у других, а таких были тысячи, христиане отбирали детей, чтобы воспитать их в чужой вере отдельно от родителей. Однако даже переход в христианство не спасал людей от гонений: марраны подвергались постоянному преследованию со стороны «святой» инквизиции. Тех, кто был уличен в отступничестве, по малейшему подозрению в неискренности отправления христианского культа, подвергали жестоким пыткам и сотнями сжигали на кострах. Интересно, что Томас Торквемада, первый Великий инквизитор Испании, отличавшийся жестоким религиозным фанатизмом, в том числе по отношению к марранам, приходился племянником кардиналу Хуану де Торквемаде, который был потомком крещеных евреев. Тем не менее многие марранские семьи столетиями вели двойную жизнь, тайно продолжая сохранять верность иудаизму (полностью или частично), соблюдать его заповеди. Католическая церковь Испании, а затем и Португалии, проводя политику насильственных крещений евреев, уничтожала тем самым цвет культуры своих стран. Поэтому Золотой век и былое мировое величие на Пиренейском полуострове после исхода евреев быстро закончились. Трудно понять правителей, осуществлявших подобного рода «мероприятия», в результате чего и Испания, и Португалия, шедшие ранее в авангарде культуры европейских стран, быстро упали до уровня, который характеризуется термином «задворки Европы».

Вынужденные креститься евреи становились плохими «новыми христианами», к тому же слишком велика была стена ненависти, возведенная вокруг них остальными гражданами. Были уничтожены целые общины людей, преданных испанской культуре, которые на самом деле стояли перед труднейшим выбором: потерять любимую ими Испанию или изменить своему еврейству. Даже те, кто выбрал первый путь, не отказались ни от чего испанского в своем культурном багаже: некоторые их потомки и по сей день говорят в своих семьях на «чистом» и красивом кастильском языке, изучать который приезжают в Израиль сотрудники испанской Академии наук. С интересом относятся в Испании и к возрождению в Израиле языка ладино.

Любопытно, что когда евреи и марраны бежали из Испании и Португалии, то в других странах их принимали подчас с радостью, потому что тамошние правители (например, турецкий султан) догадывались, какой ценный людской материал сам идет в их руки. А марраны, оказываясь вне «досягаемости» инквизиции, уже открыто продолжали исповедовать иудаизм. История марранов полна горечи и трагедий. Она — не только боль еврейского народа, но и позор христианства, которое еще раз продемонстрировало свою людоедскую сущность по отношению к евреям. Похожая участь в 1502 г. постигла и мусульман (мавров), а через сто с небольшим лет и морисков — потомков мавров, номинально принявших христианство.

На протяжении следующих нескольких столетий, во время колонизации Испанией и Португалией Южной Америки и островов Карибского моря, многие марраны поселились там. Часть из них присоединилась к сефардским евреям, нашедшим убежище в голландских колониях. Однако основная масса марранов постепенно растворились в испаноязычном населении и исчезла как евреи.

Согласно генетическим исследованиям, проведенным в 2008 г. Лидским университетом (Великобритания), 20% современного населения Испании имеют по мужской линии еврейские корни, а 11% — арабские и берберские корни.

Прошло уже более 500 лет, как евреев вынудили покинуть Испанию. Но, как известно, ушли не все. Многие евреи, принявшие католичество и ставшие марранами, достигли высокого положения и нередко вступали в брак с представителями знатных и состоятельных испанских родов. Среди их потомков — один из гениев эпохи Возрождения Мигель Сервантес или Сервантес Михаэль Сааведра, автор «Дон-Кихота». Мать Сервантеса вела свой род из семьи крещёных евреев. Отец был из дворян, но не так давно обнаружили дом его предков, который расположен в центре худерии, т.е. в еврейском квартале. Среди потомков марранов — генералиссимус Франсиско Франко, маршал Иосиф Броз Тито и даже команданте Фидель Кастро… В нынешней Испании считается огромной честью вести свой род от марранов: ведь это значит, что твоему роду больше 500 лет!

Среди великих марранов особое место занимает Франсиско Франко, многие годы демонизируемый советской пропагандой. Но ни один политический лидер ХХ в. не сделал столько для спасения евреев в годы Холокоста, сколько каудильо Франко, потомок сефардских евреев, марранов, раввинов, мореплавателей, дворян. О еврейском происхождении Франсиско Франко заговорили сразу же после войны. И надо отдать должное испанскому правителю, ставшему в 30-е годы фанатичным католиком: он никогда не пресекал эти разговоры. Да и нелепо было бы что-либо отрицать: фамилия Франко говорила сама за себя и звучала для сефардского уха приблизительно так же, как для ашкеназского звучит, к примеру, если и не как Рабинович, то хотя бы, как Фишман или Гриншпун… В Испании вообще были распространены еврейские фамилии, происходящие от названий населенных пунктов, а Франко — название поселения в Галисии, где проживало множество евреев.

Ответ на вопрос о том, какое событие Второй мировой войны было самым важным, зависит от того, кого вы об этом спросите. Третейским судьёй в этом вопросе может быть Уинстон Черчилль. В своих мемуарах он писал: «Если бы Гитлер овладел Гибралтаром, исход войны был бы другим…» Судьбоносная встреча Гитлера и Франко, единственная их встреча, состоялась в октябре 1940 г. в Эндайе, на франко-испанской границе. Бесноватый фюрер требовал от каудильо пропустить немецкие войска для захвата Гибралтара. Франко ни за что не соглашался. Гитлер вдохновенно живописал: «Мы перебросим танки на африканский берег и двинем их на восток». Франко монотонно возражал: «Танки увязнут в песке». После 10 часов бесплодных переговоров Гитлер в бешенстве покинул встречу. «Я нюхом чую в нём еврея. У него чисто семитская рожа. Один нос чего стоит», — разорялся фюрер. Но двинуть войска на Франко он не решился.

А что же сделал каудильо Франко для спасения евреев во время Второй мировой войны? По его приказу испанские миссии в Венгрии, Румынии, Греции и вишиской Франции получили инструкцию выдавать въездные визы евреям и переправлять их в Испанию. Только за 1940 год приют в Испании нашли 40000 евреев, а за всю войну количество евреев, спасённых испанским диктатором, приближается к 200 тысячам. В частности, в крупнейшем еврейском центре юго-восточной Европы Салониках Франко спас от депортации в Освенцим 5000 евреев, объяснив это тем, что как сефарды, чьи предки были изгнаны из Испании за 460 лет до того, они имеют право на въезд в Испанию. Франко спас также 1600 евреев из нацистского концлагеря Берген-Бельзен на севере Германии. Могут возразить, что мол спасённых им евреев было относительно мало, по сравнению с шестью миллионами жертв Шоа… Во-первых, 200 тыс. это совсем немало, а, во-вторых, происходило это в те времена, когда практически все страны, кроме Испании, закрыли свои границы перед мечущимися европейскими евреями.

А всё вместе — это именно такие действия, за которые, к примеру, высоко ценят шведского дипломата Рауля Валленберга или японского консула Тиунэ Сугихару и заслуженно присвоили им звание Праведников народов мира. Но напрасно мы будем искать в этом почётнейшем списке имя генералиссимуса Франко.

Так чем же объясняется неблагодарность евреев каудильо Франко? В гражданскую войну 1936-39 гг. в Испании мятежные войска под его предводительством разбили армию правительственной коалиции сталинистов, троцкистов, социалистов и анархистов. За коалицию сражались интернациональные бригады, состоявшие в большой степени из европейских евреев, а также из «военспецов», посланных в Испанию Сталиным. Это поражение и не могут простить Франко „левые“. А многие евреи как в Израиле, так и в Америке до сего дня ориентированы примерно в ту же сторону.

Можно пофантазировать и представить себе, что когда каудильо отдавал приказ об открытии границ перед еврейскими беженцами, то он мысленно беседовал с марранами из рода его матери Пилар Баамонде-и-Пардо, его великими предками — прославленными раввинами Йосефом, Йосиа и Давидом Пардо, которые от имени всех изгнанников просили его: «Верни нас в родную Испанию, Франсиско, впусти нас…»

Якуб ЗАИР-БЕК

isrageo.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 11, средняя оценка: 4,91 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора