Однажды на покупку одного дома в нашем районе претендовали два человека. В борьбе за эту покупку один стал оговаривать другого, моего знакомого. Тот не знал, что делать: люди вдруг стали на него косо смотреть. Подобное может случиться где угодно, в любом коллективе: на работе, с соседями… Действительно, что делать человеку, против которого ведутся интриги, хотят поссорить с друзьями, выжить?
Когда Хаим спросил меня, как себя вести в такой ситуации, я посоветовал ему не отвечать на сплетни, помня, что если оговаривают его незаслуженно, то не нанесут вреда, а только принесут пользу.
Прошло несколько месяцев. Несмотря на то, что интриган предложил на 100 тысяч долларов больше за дом, хозяин продал дом Хаиму. Более того, интригану не только не удалось поссорить Хаима с друзьями, но… он помирил его с недоброжелателем-соседом. Тот осознал несостоятельность обвинений и выступил в защиту Хаима. Как видите, все намерения интригана перевернулись. В мире духа действует хорошо известный нам закон сохранения энергии: мера — за меру. Это не призыв к мести, а принцип сохранения энергии: что посеешь, то и пожнешь. Преступление является той отрицательной энергией, которая все равно в том или ином виде его покарает. Однако человек может раскаяться и исправиться, тогда удара может не произойти.
Если негодяй замышляет удар по праведнику, человеку, который этого не заслуживает, то энергия удара все равно не исчезает, она трансформируется и «переворачивается», превращаясь одновременно в наказание для негодяя и награду праведнику. Вспомним события нашей недельной главы. Евреи возвращаются в страну Израиля из египетского рабства.
Царь моавитян Балак решает помешать им вернуться на родину отцов. Он знает, что одним мечом их не одолеть, ведь евреи разбили уже армии могущественных царей, преградивших им путь. Тогда он обращается к Биламу, колдуну из Мидьяна, который умеет проклинать и разрушать словом, и просит его помочь ему уничтожить еврейский народ. (Кстати, Хофец Хаим отмечает, что если у еврея с кем-то серьезный конфликт, то он обращается к ребе за благословлением для себя, Балак же обратился за проклятием для других.) Билам откликнулся на просьбу Балака и пошел проклинать евреев. Однако пришел к противоположному результату. Всевышний перевернул проклятия Билама в благословения: «Как прекрасны шатры твои, Яаков, и жилища твои, Израиль!» Невозможно проклясть народ без порока — прекрасны их шатры, их семьи! Билам понимает: «Я не могу проклясть этот народ, потому что он благословен!»
Он уходит, но все же дает Балаку совет: «Заполони лагерь евреев женщинами Мидьяна, разрушь их шатры — их семьи, и рухнет их сила». Балак следует этому совету, и женщины Мидьяна проникают в лагерь евреев, которые противостояли силе меча, но не выдержали этого испытания. Среди них начинается эпидемия страшной болезни, тысячи евреев гибнут. Тогда Пинхас пронизывает копьем главу семейства колена Шимона вместе с мидьянкой и спасает этим народ. После этого начинается война, в которой Билам погибает от меча. Мидьянитяне разбиты, но моавитян Всевышний указывает пожалеть. Во имя будущего: Рут-моавитянка станет прабабушкой царя Давида!
Как же получилось, что царь Балак, который хотел уничтожить евреев, удостоился того, что его потомок — Рут-моавитянка — стала прабабушкой царя Давида, отца царя Соломона, строителя Иерусалимского Храма? Мудрецы отвечают: это потому, что Балак исполнил просьбу Билама: «Для того, чтобы проклясть евреев, построй жертвенник и вознеси на нем жертвы Всевышнему». И он стал первым человеком, который вознес жертву Всевышнему. Именно на этом настаивал Билам.
Балак построил жертвенник, чтобы уничтожить еврейский народ, и оказался «награжден» тем, что его потомок Рут стала прабабушкой царя Давида. А мудрецы видят, что это все следствия поведения Балака. Та энергия, которую он направил против евреев, в конце концов обратилась во благо. Это не награда Балака, а наказание ему. Все зло, во имя которого он жил, обернулось другой стороной — добром.
Как-то я встретился в Израиле с человеком по фамилии Аксельрод. Он жил в поселении и изучал Тору. Он рассказал мне, что является правнуком Троцкого и показал мне статью, которую написала его мама — внучка Троцкого, в респектабельном американском журнале «Комментари». Статья называлась: «Если бы мой дед знал, то перевернулся бы в гробу». Наверное, это испытал бы и Аман, узнав, что его потомки стали мудрецами Торы, подобно Мордехаю, которого он хотел повесить…
Художник Алекс ЛЕВИН