Настоящая причина пандемии

Мидраш говорит, что Потоп пришёл на Землю в наказание за грабёж, а «к исполнению» горячим водам повелено, когда люди легализовали гомосексуальные «браки». Пророк Йехезкель предупреждал, что если мы повторим «либеральность» предков, на человечество обрушится пандемия. Быть может, здесь духовная её причина, но что стало «пусковым крючком»? И почему зовётся «ковид-19» — ведь на большей части мира она грянула в 2020?

Ответ я обнаружил случайно, собирая материал для статьи: в июле 2019 в городе Труа, на родине Раши, состоялся конгресс «Дочери Раши» по теме: «Женщины и лидерство в иудаизме». Собрались радетельницы «разных направлений иудаизма». Оказывается, в мире обитает около тысячи женщин-«раввинов»: 800 в Америке, 150 в Израиле и 50 в отсталой Европе. Повествовала о сём миловидная французская «лидер общины», ссылаясь, как на свою «путеводную звезду», на дочерей великого комментатора.

Правда, в дикие нелиберальные времена бедняжки так и прожили ультраортодокситками (или как это в женском роде?)… Информации о них немного, что оставляет простор для легенд. Так, «общеизвестный факт», что они надевали тфиллин, «установили» в 20 веке и сплошь цитируют, хотя подтверждений не обнаружено. 

Вот немногое, что известно. У Рабейну Шломо Ицхаки (1040-1105) и Ривки не было сыновей, но от старших их дочерей Йохевед и Мирьям пошли многие выдающиеся роды знатоков Торы. Йохевед родилась около 1058 года, на 2-3 года позже неё Мирьям; Рахель, вероятно, примерно в 1070. Впрочем, в других местах старшей именуют Мирьям — и годы рождений обменивают. По намёкам в письмах Учителя полагают, что у была него и четвёртая дочь, рано умершая. Все дочери вышли замуж за учеников отца, духовных лидеров поколения: Йохевед за рава Меира бен Шмуэля, Мирьям за рава Йеуду бен Натана (Ривана), Рахель за рава Элиэзера бен Шамуа. Рабейну Там, сын Йохевед, упоминает в письме, что тётя развелась с равом Элиэзером; вероятно, у них не было детей. Пишут, что причина развода — недостаточные познания супруга в Торе (!?), но сие, как обычно, чьи-то домыслы: информация не сохранилась. 

Все три девушки были праведными и весьма образованными; предполагают, что отец обучал их многому, в том числе Талмудам. Впрочем, сам Раши высказывался против массового обучения женщин, а уж насчёт Талмуда… В выражении одного из мудрецов Геморы: «кто обучает дочь Устной Торе, учит её тифлуту» слово «тифлут» он интерпретировал как «разврат». В отличие от Рамбама, считавшего его «глупостью». Но ведь тот же Раши говорил: «если женщина хочет учиться, ничто её не остановит»! Вероятно, он одобрял серьёзное обучение лишь для той, что доказала способности и горячее желание. Полагают, что его дочери (и внучки) обучали Торе других женщин. Не исключено — это очередной миф, но есть некоторые, пусть не вполне однозначные свидетельства.

Что несомненно — Раши и его семья передали будущим поколениям принятые у них обычаи — дочери были их хранительницами, как и внучки, правнучки… Многие ссылки на дочерей принадлежат раввинам следующих поколений — вероятно, они (и их потомки) отвечали мудрецам на вопрос о том, что было принято в доме отца (деда, прадеда). Большинство «знатных семей Торы» в 11-15 веках в Европе так или иначе связаны с Раши родственными узами — и семейные обычаи отчасти стали народными. 

Сохранился рассказ Раши о том, как ему прислали сложный вопрос, «я позвал дочь и мы вместе разбирались в проблеме». Есть те, кто предпочитает видеть здесь описку и понимать: «позвал сына дочери»,- но звучит это несколько натянуто. Когда мудрец постарел и ослабел от страданий — из-за гибели соплеменников от рук бандитов, сопровождавших «крестоносцев»,- он диктовал дочери. Значит, та, как минимум, владела ивритом и арамейским и могла записывать (и обсуждать?) сложный текст. Какая дочь здесь упомянута? Пожалуй, скорее Рахель. О Рахели нам почти ничего не известно, кроме как о её образованности и праведности. Возможно, она повторно вышла замуж и упоминаемые Учителем в письмах его внук Шемия и внучка Мирьям — её дети. 

Два зятя и три внука Раши — «баалей тосафот», комментаторы Талмуда. Все дети Йохевед и Мирьям стали людьми выдающимися. Сыновья Йохевед и рава Меира — это 3 лидера поколения, чьи труды мы изучаем в ешивах: Шмуэль (Рашбам, р.ок. 1080), Ицхак (Ривам, р.ок. 1090), Яков (Рабейну Там, р.ок. 1100), и Шломо «Грамматик» (?). Их сестра Хана известна тем, что обучала женщин обычаям — как и дочь Мирьям Альвина; муж Ханы, рав Шмуэль бен Симха из Витри — автор старейшего ашкеназского молитвенника «Махзор Витри», который используют для уточнения порядка и внутреннего смысла молитв. Имя ещё одной дочери Йохевед история не сохранила. Детьми Мирьям и Ривана, кроме Альвины, были раввины Йом-Тов, Шимшон и Элиэзер; позднее все братья переехали в Париж и возглавляли там ешиву.

Йохевед и рав Меир покинули мир в 1135 году в Рамеруте, рав пережил супругу на несколько месяцев. Больше, по сути, о сёстрах мы почти ничего не знаем. Но духовное величие их детей и внуков, а также почтительный тон великих племянников, ссылки на мнение и обычаи тёть как на «эталон» — говорит, насколько удивительными личностями они были. Ведь сосуд свидетельствует о создавшем его мастере. А самое значимое «произведение искусства» семьи — её дети.

stock-exchange-4785080_1280 Поговорим немного о «статусе» образованных еврейских женщин. Знаменитый еврейский путешественник рав Петахия из Регенсбурга (ум.1225) говорит о дочери рабби Шмуэля бен Али из Багдада, которая после смерти отца возглавила ешиву и вела уроки из соседнего помещения через окно. Подобное он увидел и в Курдистане: Аснат Мизрахи заменила умершего супруга в роли главы ешивы. Ташбац (1361-1444) приводит респонс от имени своей жены, отмечая, что «она — великий знаток Торы и может объяснить любое трудное место в Талмуде». Мааршаль (которого именуют «отцом современных обычаев европейских евреев», 1510-1573) упоминает свою мать Мирьям, которая «много лет вела уроки в ешиве, объясняя из-за занавески алаху способным ученикам». Немало строк Талмуд посвящает жене рабби Меира Брурии, обучавшей из-за ширмы учеников своего великого мужа (помните: «безымянная мишна — обычно от рава Меира»). Список можно множить назад и вперёд во времени. В общем, и до современной системы женского обучения «Бейт Яков», возникновение которой связано с Сарой Шнирер и многими поддержавшими её раввинами (как Хафец Хаим) — были женщины, настоящие мудрецы Торы.

Но вот незадача — «Бейт Яков» возник не как свидетельство прогресса, а как ответ на падение нравов, на агрессивное влияние окружающего мира, провоцировавшее уход девушек от своего народа. Говорят, рабби Хаим-Озер Гродзенский вставал перед хромой девушкой: «она будет женой мудреца Торы, ведь здоровые девушки не любят выходить замуж за отсталых книжников». Любопытно, что перед гибелью еврейской государственности, в 64 году первосвященник Йешуа бен Гамла издал указ об обязательном образовании для мальчиков — это тоже было реакцией на падение духовного уровня народа.

Нынешний напористый «еврейский феминизм», типа «Женщин стены» или «раввинш» у реформистов, консерваторов и даже некоторых общин, самоуверенно причисляющих себя к «модерн-ортодокс» — это не «ответ на падение». Это — само падение. Когда, не заморачиваясь мнением лидеров поколения, все, кому ни лень, профанирует единый Закон, устраивая свои, «ну, очень прогрессивные» или «супер-ортодоксальные» тусовки. «Книга Судей» начинается словами: «Было (во времена), когда судили Судьи». Другой корректный перевод: «когда судили Судей». Времена, когда каждый сам себе судья и смело «судит Судей»…

Сторонники «свободной любви» прикрываются оригинально интерпретируемыми текстами Танаха и Талмуда; либеральные дамочки проводят конференции под эгидой «Дочерей Раши», «Царицы Эстер» либо «Михаль, жены царя Давида»… Я бы не будил лихо — кто знает, что запускает в действие отложенные (пока) указы о пандемиях и прочих нежданных «прелестях»? 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 5, средняя оценка: 2,20 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора