Не знаю, насколько сие достоверно, но пишут, что Гаон любил рассказывать историю как пример «шутки Б-га». Великий каббалист Аризаль (1534-1572) перебирается из Каира в Цфат, чтобы «по поручению пророка Элиягу научить каббале рабби Хаима Виталя». Два наставника Аризаля, рабби Давид ибн Аби Зимра (Радбаз, ок. 1479-1573 или 1589) и рабби Бецалель Ашкенази решили отговорить молодого человека возглавлять каббалистов Цфата — и Радбаз послал младшего в Израиль с поручением. Вернувшись, тот сперва от изумления не мог открыть рот. «Ну, ты отговорил его? — Нет, а почему я должен был это делать? Ведь Вы сидели на уроке, слушали и соглашались с каждым его словом! — Клянусь, я не покидал Каира!». Мудрецы посовещались и решили, что, вероятно, сам пророк Элиягу принял облик Радбаза — и договорились больше в планы небес не вмешиваться.
Поговорим о «младшеньком обшученом». Рабби Бецалель бен Авраам по прозвищу «Ашкенази», что свидетельствует о немецком происхождении, родился около 1520 года в Цфате в семье выходцев из Германии. О его родителях и ранней юности, за исключением имени отца и того, что он был знатоком Торы, информации не сохранилась.
Бецалель перебирается в Каир — там находился один из крупнейших центров еврейской учёности и социальное положение иудеев было более приемлемым, чем в бедной Палестине под властью жадных провинциальных чиновников. Учится он в ешиве столицы Египта у Радбаза и рава Исраэля де Куриала и быстро становится авторитетным законоучителем — ещё при жизни наставников рав Бецалель считался одним из духовных лидеров поколения. Величайший каббалист тысячелетия Аризаль после смерти отца переехал из Иерушалаима в Каир — здесь жил брат матери, богач Мордехай Френсас, который взял на себя заботу о развитии гениального племянника и позднее выдал за него дочь. Аризаль сперва учился у Радбаза. Историки предлагают разные версии: если Радбаз перебрался в Палестину в 1552 году, то занимался с ним каббалист совсем немного и основным его наставником в Египте стал рав Бецалель (конечно, ежели позабыть пророка Элиягу, общавшегося со «Святым Львом» в последние его египетские годы). А коли год переезда Радбаза на Святую Землю — 1569, то учёба Аризаля с мудрецами, учителем и учеником, шла параллельно. Известно, что Френсас содержал семью рава Бецалеля, дабы тот, не отвлекаясь, мог заниматься с племянником и писать.
Между прочим, при обеих версиях переезда Радбаза — «шутка небес», приписываемая Гаону, под подозрением. Аризаль переселился в Цфат в конце 1569 или в начале 1570 года; единственная возможность буквального прочтения истории — если и Радбаз, и Аризаль поднялись в Израиль в конце 1569, причём Аризаль раньше. Однако Аризаль поначалу отнюдь не претендовал «возглавить каббалистов Цфата» — наоборот, он посещал уроки рабби Кордоверо и лишь по смерти последнего (1570) его избрали главой мудрецов. Даже коли мы предположим, что каббалисты Радбаз и рав Бецалель обладали духом святости и предвидели будущее, остаётся проблема «отсылки из Каира»… Либо историки путают даты, либо «шутка» — красивая мудрая сказка.
Любопытная перекличка: ученики Аризаля говорили, что он — перевоплощение души строителя Храма Бецалеля бен Ури. И Аризаль, и рав Бецалель — «Ашкенази». Символически выглядит это так, словно «душа Бецалеля пришла учиться у Бецалеля» — то есть у самого себя. И действительно, годы перед отъездом в Израиль Аризаль проведёт на острове на Ниле, учась только у Всевышнего, у Его небесного посланца и — у самого себя.
Главный труд рабби Бецалеля Ашкенази, с которым знаком каждый, изучающий Вавилонский Талмуд — «Шита мекубецет» (Сводная концепция), печатающийся на полях листа Талмуда. Запланирован он как собрание комментариев на все трактаты, но осуществить замысел автор успел примерно на треть их. Рав Ашкенази собрал и отредактировал важнейшие высказывания мудрецов прежних и современного себе поколения; многие из них сохранились только благодаря «Шите». Немало вошло сюда собственных исследований автора; некоторое время ему помогал Аризаль, подготовивший материалы к трактату «Звахим» (Жертвоприношения) и редактировавший тексты части мудрецов прошлого. Начатая в Египте, книга будет закончена в Земле Израиля, куда автор переберётся в 1588. «Шита мекубецет» — поныне один из самых популярных и изучаемых комментариев Вавилонского Талмуда, дополняющий «главных» комментаторов и дающий объёмное понимание обсуждаемых тем.
После отъезда Радбаза (вопрос о сроках мы затрагивали) рав Бецалель Ашкенази — главный раввин Каира и признанный лидер египетских евреев. Его авторитет настолько велик, что он смог оспорить решение нагида — официального главы общины (постепенно этот пост стал чем-то вроде аристократической привилегии). Спор (1587) шёл о правилах налогообложения — рав Бецалель настоял на том, что «мудрецы, переезжающие в Землю Израиля, освобождаются от всех налогов, поскольку единственным мотивом переезда (в те времена) может быть только любовь к Торе и они согласны на материальные лишения, но если они вынуждены ещё и платить налоги — им на Земле не выжить». И через довольно короткое время — возможно, в результате этого спора — сам он уезжает в Иерушалаим.
Средневековый Иерусалаим
Сразу по приезде в столицу мира рав Бецалель избирается городским раввином — его авторитет, что нестандартно, признали и сефарды, и ашкеназы! Таков авторитет этого мудреца даже среди образованных выходцев из Европы, обычно не признававших власти восточных раввинов. Ситуация в городе была критическая, на грани закрытия общин и бегства из Йерушалаима: евреи бедствовали. Ашкеназам хотя бы помогала «халука» — пожертвование на нужды евреев Святой Страны, собиравшееся в странах диаспоры. Ашкеназские учёные отказывались платить «налог на евреев» — ведь, по Закону Торы, мудрец от него освобождён! Но турецким пашам всё это «по барабану», налог они рассматривали как «выкуп» евреев за право здесь обитать. Раву Бецалелю удалось договориться, чтобы одна шестая часть «халуки» шла на уплату «еврейского налога» — и общины кое-как выжили под безжалостной эксплуатацией. Увы, после ухода из мира рава Ашкенази договор больше не продлевался — и нашим собратьям приходилось в Святом городе всё труднее.
Самым известным учеником рава Бецалеля в Йерушалаиме стал выходец из Йемена рав Шломо Адани (1567-1629), другой наставник которого — рав Хаим Виталь, ближайший ученик Аризаля. Рав Адани — автор выдающегося комментария Мишны «Млехет Шломо» (Работа Шломо), человек тяжкой судьбы и невероятной стойкости духа, о котором мы уже говорили. Одна из главных книг рава Адани — двухтомник «Биньян Шломо лехохмат Бецалель» (Строение Шломо к мудрости Бецалеля). Название обыгрывает строительство царём Шломо Первого Храма — по мотивам Переносного Храма в пустыне, возведённого под руководством Бецалеля. А содержание в основном опирается на тексты и уроки рава Ашкенази.
Покинул мир рав Ашкенази, по одним данным, в 1592, по другим в 1596 году. В 1595 в Венеции выходит сборник его респонсов; дошли до нашего времени и хранятся в Иерушалаиме рукописи его заметок в Вавилонскому Талмуду и работа «Методология Талмуда». Ссылками на «Шита мекубецет» пестрит серьёзное исследование по любой теме еврейского Закона и мировоззрения. Чтобы не было слишком пресно, приведу одну.
Оба Талмуда обсуждают тему: Нехунья «копатель колодцев» обеспечивал паломников, идущих Храм, водой; дочь его тонула и чудом спаслась, а сын позже умер от жажды. Идёт долгий спор о путях Проведения — и «Шита» красиво решает «кроссворд»: когда погибала дочь Нехуньи, рабби Ханина воскликнул: «не может быть, чтобы его дочь погибла! Он исполнял заповедь посредством воды — и дочь его утонет?!». Праведник постановил — Творец согласился. А ко времени бедствия сына Нехуньи — рабби Ханины уже не было в живых и мир вернулся к обычному состоянию: «с праведника спрашивают строже»…