Зависит все, что в мире есть,
От поднебесной выси,
Но наша честь, но наша честь,
От нас одних зависит.
Л. Дербенев
Вы помните, зачем рождены советские граждане? Правильно, «чтобы сказку сделать былью». Одному это удалось. И его называют последним харизматическим хасидским лидером в Союзе. Хотя большую часть жизни он провёл в Румынии, Израиле и США. Могила Рава в Монси.
Раби Хаим Занвл Абрамович, известный как Рыбницкий Ребе, родился в Молдавии. Когда ему исполнилось 3 года, умер отец мальчика. Его взял на воспитание бездетный Штефанежский Ребе. После ухода в 1933 году Хофец Хаима Рыбницкий Ребе принял на плечи неподъемный груз эпохи кошмаров. Как у приёмного отца, у Рыбницкого Ребе не будет детей, его дети – все мы.
В сентябре 1941 года в Рыбнице создаётся гетто. Там действовало немецкое право, но распоряжались имевшие мандат на управление румыны. Что произошло дальше — страшная, но всё-таки сказка. В Рыбницком гетто выжило больше евреев, чем в других гетто и лагерях. Не раз чудотворец отводил гибель. В городке был верующий румынский офицер, он выделил солдата, который каждый день сопровождал рава к реке для омовения — река текла за пределами гетто. Ребе окунался ежедневно, в любом возрасте и в любую погоду.
Однажды полицейские собрали обитателей гетто и повели в лес на расстрел. В последний момент ребе обращается к командиру: «Есть обычай выполнять последнее желание перед казнью» — «Что ты хочешь?» — «Десять минут для молитвы». Реби говорит нескольким сотням обречённых: «Молитесь и не теряйте надежды на спасение». Вдруг приезжает колонна немцев и крупный чин гестапо приказывает отвести евреев обратно.
В последний гетто 28 марта 1944 года подписан приказ о его ликвидации. Ребе неистово молится, чтобы задержать отправку на расстрел. И вдруг появляется немецкий офицер, который да, приказывает отложить расстрел до утра. А ночью прорывается советский танковый батальон и освобождает Рыбницу. Я не знаю, то приходил ли Пророк Элияу или у Ребе были другие попечители?
А как под бдительным оком борющейся с «мракобесием» Советской власти создавать тайные миквы, организовывать обучение детей Торе, проходить пешком по лесам многие километры, чтобы сделать обрезание младенцу? Кстати, благословение на женитьбу и рождение сына Фире Гитник дал Ребе. Ёе сын, Авигдор Либерман, не раз с благодарностью вспоминал подростковые встречи с праведником.
Теперь личное. Свою первую песню о Рыбницком Ребе я написал 20 лет тому назад. Мне дали стихотворение и в ту же минуту в моей голове зазвучала музыка. После этого я сочинил сотни песен, выпустил множество книг, даю уроки Торы. Я не могу утверждать, что это единственная причина успеха, но мне кажется, что Ребе косвенно дал браху на всё моё творчество.
Супруга рава госпожа Милка Абрамович была у меня дома, слушала эту песню, плакала и удивлялась, что гематрия имени её мужа (Хаим) совпадает с номером моего дома – 68.
Один раз в интернете эту песню услышал руководитель Российского Еврейского Конгресса Юрий Каннер. Он написал мне письмо, вспоминая, что за несколько лет до этого разговаривал с Авигдором Либерманом — и тот очень гордился брахой Ребе. Как совместить эту гордость с тем, что множество людей считает Авигдора Либермана самым большим антисемитом в истории государства?
Я в это не верю. В современных парламентах большинства стран люди надевают маски. Кто играет левого, а кто – правого. Но цель у всех одна – власть и деньги. Так что Либерман антисемитом не является. Просто, чтобы получить голоса «русских», надо натравить их на религиозных.
Но как все же быть с брахой Рыбницкого Ребе для Либермана? Была она на самом деле или нет? Я думаю, что скорее всего да, была. И он действительно ею гордится. И она действительно исполнилось, ведь Авигдор стал «большим человеком». С каким знаком — рав не указал; вероятно, именно в этом и состоит его личный выбор — а свободный выбор человека, главное отличие наше от животных и ангелов, никакая браха отменить не может.
Ведь браха даётся только на этот мир. А будущий мир человек строит сам!