— Здравствуйте, уважаемый рав! Я — нееврей, старающийся жить по пути Творца, и чтущий Тору. У меня вопрос к Вам по обетам и клятвам. Я дал клятву Б-гу (скорее всего, именем Вс-вышнего и, скорее всего, вслух), что не женюсь никогда ни на ком, и также — что никогда не буду иметь детей. Эту клятву я дал в гневе, в отчаянии за свою жизнь, в смятении душевном и теперь жалею об этом. Как мне быть в жизни: никогда не жениться (подобно дочери Ифтаха) или же снять с себя это обещание (если да, то как? Можно ли — в суде евреев?) или же оно — недействительно изначально, как противоестественное и не Б-гоугодное или по другим причинам? Тода раба!
С глубоким уважением к Вам, Олег. Россия
— Выскажу по данному поводу несколько соображений:
- В ситуации, которую Вы описали, произнесенные Вами слова можно не считать клятвой. Ведь Вы «поклялись» в особом, можно сказать, неадекватном состоянии. В гневе, в отчаянии и, как Вы пишете, — «в тяжком душевном смятении».
- Изначально такая «клятва» и в самом деле не действительна. Ибо она противоречит заповеди «плодитесь и размножайтесь». При том, что все заповеди, конечно же, даны только евреям — некоторые из них в определенной степени все же имеют отношения и к неевреям. К ним, в частности, относится и эта заповедь (плодиться и размножаться).
- Если в Вашем городе есть раввин или просто грамотный человек, сведущий в еврейской традиции, который сумеет организовать процедуру снятия обета — обратитесь к нему, и он, возможно, устроит это для Вас. Формально Вы, разумеется, не обязаны это делать. Но все же лучше, как мне представляется, эту процедуру пройти. И тогда это станет снятием обета на высоком уровне. Следует знать и помнить, что не все обеты можно снять. Но только те, которые касаются взаимоотношений со Всевышним. Обещания, данные людям (одному человеку или группе людей) — никакими судами не снимешь. А теперь — о данной проблеме в целом. Понятно, что человек иногда попадает в ситуации, которые способны взбудоражить (ошеломить, испугать) его настолько, что он теряет самообладание, не контролирует себя и может сгоряча наговорить такое, о чем потом будет горько сожалеть. Однако если он стремится правильно себя воспитать (в контексте нашего с Вами разговора подразумевается, что он развивает и укрепляет в себе привычку не давать никакие обеты, клятвы и т.п. перед Небесами и старается так и поступать), тогда даже если он окажется в обстоятельствах, психологически для него сложных, в таких, когда человеку трудно владеть собой, у него, скорее всего, все равно будет некий сдерживающий «тормоз», и он не станет давать клятвы и обеты. Ибо все это, как правило, никому не нужно.
Отвечает Рав Эллиягу Эссас