Человечество преуспело в познании законов природы, в науке и технике. Однако чем больше мы знаем об окружающем нас мире, тем отчетливее становится ясно, как мало мы знаем о самих себе. Каждый из нас вопрошает в тайниках души, кто я. Зачем я пришел в этот мир? Как найти себя, свою судьбу и свое место в этом мире?
Поиск себя — это задача всей жизни. Для многих людей она выражается в трепетном поиске супруга или профессии. Ибо для того, чтобы найти что-то и кого-то для себя, прежде всего необходимо найти себя.
Первое слово главы «Насо» обычно переводится как «сосчитай». С этого же слова начинается указание «сосчитать всех евреев», прозвучавшее в Синайской пустыне. Впрочем, выражение «Насо эт рош» дословно означает «не сосчитать голову», а «поднять голову». В этом кроется великая тайна.
«Подними голову каждого сына народа Израиля, по семействам их, по домам отцов их, сосчитай числа имен…».
«Почему, говоря об именах, не повторяется слово «их», — спрашивает Рабейну Бехайай (Испания, XIII век). — Чьи же, как не «имена их» требуется сосчитать?» «Корень души каждого еврея находится на небесах», — объясняет он. Это некая духовная сила, некий ангел, выражающий жизненную миссию, судьбу. В момент жертвоприношения Ицхака Всевышний обращается к Аврааму: «Авраам, Авраам!». Так же и к Моисею: «Моисей, Моисей!» Почему дважды?
Авраам на земле, посмотри ввысь и увидь Авраама на небесах, открой свою миссию в этом мире. «Подними голову», еврей, и открой свое имя, свою судьбу на небесах, — говорит Тора. — Постарайся реализовать полностью свой духовный потенциал. Стань тем, кем ты должен и можешь стать!»
Но как же поднять голову, и где искать себя? Для еврея небеса — это Тора! Душа каждого еврея связана с определенной буквой Торы.
Каждая буква находится на своем месте, в своем слове, в своем предложении, выражая определенные мысли. Если каждая буква несет свою информацию, то тогда Тора составляет единое целое. Если каждый еврей играет свою уникальную роль, то возникает гармония и единство всего народа.
В Синайской пустыне евреи стояли в определенном порядке вокруг переносного Храма, в котором хранились скрижали Торы. Каждый на своем месте, в своем семействе, являясь частью своего колена. У каждого колена был свой флаг, символизирующий уникальность миссии каждого из них.
Шестьдесят стражей охраняли царя Соломона, говорится в Песне Песней Соломона. Мудрецы объясняют, что это символ Синайского откровения, когда «шестьдесят риво» («риво» — на иврите «десять тысяч»), то есть шестьсот тысяч евреев охраняли скинию завета — переносной Храм в Синайской пустыне. Миссия еврея быть стражем царя! Каждым движением, словом хранить честь Царя, гордо неся знамя народа Книги!
У каждого из нас есть своя миссия, которая открывается человеку в процессе изучения Торы. В этом смысле познание Торы — прежде всего, познание себя самого. На Синае Тора не только открылась нам, но и мы открыли и с тех пор открываем себя в Торе.
В чем смысл слов «избранный народ»? Наша судьба как народа Книги избрана свыше. Так же и судьбы людские определены на небесах. Никто из нас не выбирал своего тела, своих родителей, обстоятельства своей жизни. Мы избраны быть стражами Царя и поднять Его флаг, неся в этот мир свет универсальных ценностей духа. Эта миссия евреев вызывает ненависть со стороны сил тьмы и зла.
Иногда еврей думает, что может уйти от судьбы. Немецким евреям казалась, что можно объявить себя немцем и бросить свой флаг. Однако от судьбы не уйдешь. Гитлер объявил войну всем, даже ассимилированным евреям. Всех евреев постигла одна судьба. Гитлер утверждал, что даже самый ассимилированный еврей остается евреем без синагог и еврейских книг, ибо «это у них в душе»! Хотим мы того или нет, мы — евреи.
Не мы выбираем свой флаг, но мы выбираем, как нести этот флаг, как исполнять возложенную на нас небесами задачу. Один человек ухаживает за больным отцом, другой тяжело работает, чтобы прокормить семью. Важно с радостью исполнять миссию, ради которой ты пришел в этот мир, а не жить с ощущением, что несешь бремя. Еврей, с гордостью неси свой флаг, помня, что ты — страж Царя, хранитель Торы, которая «несет несущих ее!»
Художник Алекс ЛЕВИН