Описав в конце предыдущего раздела «Шмини» ритуальную нечистоту, исходящую от трупов животных, Тора переходит к законам «нечистоты» применительно к людям. Вначале она знакомит нас с процессом очищения женщины после родов. Затем рассматриваются различные виды поражений наподобие проказы – цараат, которые появляются на теле человека, его одежде и на стенах дома в наказание за аморальное или антиобщественное поведение. При виде первых изменений на коже человек должен обратиться к священнику-коэну, который определял характер поражения: идет ли речь о цараат или кожном заболевании. Коэн изолировал пострадавшего на неделю. Если признаки болезни не менялись, карантин продлевался еще на семь дней, после чего коэн определял статус человека: «чист» или «нечист». В разделе описаны разные виды цараат. Человек с подтвержденным диагнозом цараат должен был отрастить волосы, распороть свои одежды и предостерегающе кричать: «Нечист, нечист!» Он не мог поддерживать нормальные отношения с другими людьми. В разделе рассматривается также явление цараат на одежде.
***
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Скажи сынам Израиля: Женщина, когда зачнет и родит она…» (12:1-2). С этих слов начинается раздел «Тазриа». Далее речь идет о сроках «отстранения» роженицы от мужа «по обычной болезни ее», о ее ритуальной нечистоте. Но автор комментариев «Мешех-хахма» находит в этих начальных стихах еще один, более глубокий смысл.
Когда в семье рождается первый ребенок, происходят сразу два акта творения: сотворение ребенка и сотворение его родителей. Традиция утверждает, что в рождении ребенка участвуют трое: отец, мать и Б-г. Появление на свет нового человека – это непостижимое таинство, невозможное без вмешательства Всевышнего.
Однако ребенок тоже участвует в этом процессе творения – он «создает» своих родителей. До его рождения они были всего лишь мужем и женой, а теперь стали отцом и матерью.
В мидраше сказано: если человек достоин своего гордого имени, «он опережает весь сотворенный Б-гом мир». Но ведь он появился на свет не первым, а последним, лишь на шестой день Творения, после всех растений, животных и насекомых. О каком опережении идет речь?
По закону Торы отец обязан завещать своему сыну-первенцу вдвое большее наследство, чем другим детям. Почему? Потому что именно первенец сделал его отцом.
В Торе Б-г нежно называет еврейский народ: «Мой сын, Мой первенец, Израиль». Почему? По той же причине. Именно евреи, если можно так выразиться, сделали Б-га Б-гом, «Отцом» вселенной. Именно они устами своего праотца Авраама, основоположника этического монотеизма, первые возвестили всему человечеству о существовании Единого Творца и о Его неоспоримом «родительском праве».
Народ Израиля – первенец Всевышнего. Самим своим существованием и чудесным выживанием на протяжении веков, своей уникальной судьбой мы свидетельствуем об «отцовских правах» Творца. Глядя на нас, люди понимают: да, есть Б-г на свете, и Он управляет миром.
Такое положение обязывает. Когда еврей ведет себя достойно, он радует «Отца», освящает Его Имя. Он достоин быть Его «первенцем» и, значит, опережает все виды творения, хотя и увидел свет последним.
Ешьте, пейте, веселитесь
«Если язва проказы будет на человеке…» (13:9). Первыми Тору учили евреи, вышедшие из Египта, поколение пустыни. Мидраш сообщает, что, услышав от Моше, первого в мире ребе, о язвах проказы, которые поражают людей за недостойное, аморальное поведение, они не на шутку испугались. Но Моше-рабейну успокоил их: «Не бойтесь, эти язвы предназначены для кутим (неевреев-идолопоклонников). А вы можете есть, пить и веселиться».
Известный еврейский проповедник Магид из Дубно (XVIII век) говорил, что наказание – вещь относительная: каждый человек получает не только то наказание, которого заслуживает, но и то, в котором нуждается.
Некоторые люди не обращают внимание на мелкие неприятности, посылаемые Творцом. Они остаются непоколебимыми в своем греховном упрямстве, пока их не постигает большое несчастье, и лишь тогда они всерьез задумываются над сакраментальным вопросом: «За что мне такое?»
Другие начинают ощущать беспокойство и страх даже при малейшем неудобстве. Мудрецы Талмуда не зря говорили, что, если человек сует руку в карман и вместо ожидаемых трех грошей вынимает лишь два, он искренне страдает.
Теперь нам понятен истинный смысл приведенного мидраша. Услышав о язвах проказы, сыны Израиля испугались, потому что им показалось, будто это – единственный путь к раскаянию, единственная форма искупления грехов. Но Моше сказал, что они неправильно поняли урок. В язвах нуждаются не они, а кутим, которых очень трудно побудить к осознанию своей неправоты из-за их духовной глухоты и гордыни. Только язвы цараат, тяжелейшие кожные поражения, уродливые и постыдные, могут привести их в чувство.
Другое дело – евреи. Им достаточно для тревоги и раскаяния даже малозначительного сбоя в питании и привычном образе жизни. Стоит еврею лишиться хотя бы маленькой привычной радости, и он склоняет повинную голову перед Всевышним, обещает больше не уходить с пути истины.
Приведенный мидраш можно объяснить и иначе. Только тяжелые и уродливые язвы могут убедить кутим в могуществе Творца, побудить к осознанию Его присутствия. Евреи же достигают этого с помощью еды и питья, обычных мирских удовольствий, освященных религиозным ритуалом. В субботы и праздники мы приближаемся к Б-гу с помощью «кидуша», благословения на вино, и обильной трапезы.
Именно об этом говорил Моше поколению пустыни: язвы вам не потребуются для исправления; их заменят вкусная еда и напитки. Нееврей часто забывает о Б-ге, когда ему хорошо, особенно когда он «примет лишнего». А еврея застолье может вознести к новым высотам духа.
Царь-месяц
Цикл чтения «арба паршийот», четырех тематических отрывков из Торы, приуроченных к весенним праздникам Пурим и Песах, завершится в эту субботу отрывком «А-ходеш», «этот месяц». Его прочтут в синагогах сразу после недельного раздела Пятикнижия.
«А-ходеш» всегда читают в шаббат, предшествующий началу месяца нисан или, как в этом году, в сам рош-ходеш, первый день этого месяца. Самый первый рош-ходеш нисан навсегда вошел в еврейскую историю. В тот день, перед Исходом из Египта, сыны Израиля получили первую общенациональную заповедь – освящать наступление еврейских месяцев.
«Месяц этот для вас – начало месяцев, первый он у вас из месяцев года» (Шмот, 12:2).
На самом деле, еврейский год начинается не в весенний месяц нисан, а осенью, первого числа месяца тишрей, отмечаемого праздником Рош а-шана, поскольку, как утверждал рабби Элиезер, мир был сотворен в тишрее. Однако другие мудрецы Талмуда постановили, исходя из вышеприведенного стиха, с которого начинается отрывок «А-ходеш», что первым в списке еврейских месяцев будет именно нисан, месяц нашего исхода из Египта.
Одно из подтверждений этого решения мы находим в слове лахем – (месяц этот) для вас. Из тех же букв – ламед, хет и мем – состоит и слово мелех, царь. Получается, что нисан – это «царь» еврейских месяцев.
Кроме того, у лахем та же гематрия, цифровая сумма букв, что и у слова а-Элоим, Б-г. Десятого числа месяца нисан сыны Израиля, каждая еврейская семья, следуя указанию Всевышнего, привязали пасхального ягненка к ножке кровати в своих домах. Тем самым они продемонстрировали отказ от веры в идолов, которую им навязали египтяне, и обратились к Единому Б-гу, став Его избранным народом. Цитируя дальнейшие слова из отрывка «А-ходеш»: «Купите или возьмите себе ягнят для семейств ваших и режьте пасхальную жертву» (12:21), мидраш так объясняет это обращение к еврейским рабам: «Отойдите от идолопоклонства (перестаньте обожествлять овец, которым поклоняются египтяне) и прилепитесь к (овце) первой заповеди, которую вам дал Творец вселенной.