На восьмой день освящения передвижного Храма (Мишкана) первосвященник Аарон приносит по указанию Моше жертвы — от себя, своих сыновей и всего народа. Аарон и Моше благословляют евреев, и, к всеобщему ликованию, «явилась Слава Б-га всему народу». Но затем происходит трагедия: сыновья Аарона Надав и Авиу совершают не предусмотренное ритуалом действие и погибают от небесного огня. Урок ясен: в храмовой службе, как и в любом другом виде служения Б-гу, надо скрупулезно выполнять Его указания, не добавляя и не убавляя ничего. Моше утешает скорбящего брата и учит коэнов мерам безопасности в Храме и правилам поведения в случае смерти близкого родственника. Далее Тора сообщает два признака кошерности млекопитающих: они должны иметь раздвоенные копыта и отрыгивать жвачку. Перечислены некошерные животные, имеющие только один из этих признаков, включая свинью. Из рыб годятся для еды только те виды, у которых есть плавники и чешуя. Перечислены двадцать видов запрещенных в пищу птиц. Нельзя есть также насекомых, кроме четырех видов саранчи и кузнечиков (их признаки нам сегодня неизвестны). Описана процедура ритуального очищения после контакта с «нечистыми тварями». Б-г призывает сынов Израиля: «Будьте же святы — ибо свят Я». Такая святость, выраженная в отделенности от других народов, достигается, среди прочего, с помощью соблюдения законов кашрута.
***
«И было, на восьмой день призвал Моше Аарона, и сыновей его, и старейшин Израиля» (9:1). Моше был первым человеком, построившим Святилище для Шехины, концентрированного Б-жественного присутствия, причем он ставил передвижной Храм, Мишкан, не один, а целых восемь раз. Семь дней он собирал и разбирал его, а на восьмой день воздвиг окончательно.
Для чего требовалась столь сложная и длительная процедура?
Но прежде зададим другой, более общий вопрос. Зачем Б-г сотворил мир?
Б-г создал мир, чтобы поместить в него Шехину, Свое присутствие. Когда Он творил мир, Его присутствие пронизывало каждую частичку этого мира. Однако разрушительные действия человека в духовной сфере постепенно, шаг за шагом вытесняли Шехину, пока она не вернулась на «Седьмое небо». Когда мир окончательно скатился в бездну порока, на свет появились семь духовных гигантов: Авраам, Ицхак, Яаков, Леви, Кехат (сын Леви), Амрам (внук Леви) и Моше (сын Амрама).
Даровав Тору евреям на горе Синай, Всевышний «вернулся» в физический мир, как сказано в разделе «Итро»: «И сошел Б-г на гору Синай» (Шмот, 19:20). Но очень скоро еврейский народ «изменил» Б-гу с золотым тельцом, и Шехина снова отступила на «Седьмое небо». Великому пророку стоило немалого труда вымолить прощение у Всевышнего.
Духовное исцеление мира в семи поколениях праведников от Авраама до Моше и обусловленное этим исцелением возвращение Шехины приняли конкретную форму в семикратной сборке Мишкана, проведенной Моше-рабейну в течение семи дней. Но и эти семь дней не привели к полному духовному перелому. Память о золотом тельце была еще свежа и грозила новыми эксцессами. Лишь на восьмой день, когда Моше окончательно поставил Мишкан, в мире произошло полное духовное исцеление: Мишкан утвердился на земле, и Б-жественное присутствие вошло в него. Вот почему в Талмуде сказано: «В день, когда Мишкан был окончательно собран, Б-г радовался так же, как в день сотворения неба и земли». Именно в тот восьмой день была достигнута цель творения: Творец вселенной «вселился» в свою земную обитель.
Великолепная семерка
Говоря о цифре семь, следует помнить, что она занимает центральное место в еврейской традиции. Семерка связана с выполнением многих заповедей, в первую очередь, соблюдением субботы, шмиты и йовеля. Мы освящаем седьмой день недели — шаббат, седьмой год — шмиту и седьмой семилетний цикл — йовель. Песах и Суккот тоже отмечаются семь дней, и даже четыре вида растений, которые возносят в дни Суккота, тоже состоят из семи частей: один лулав, один этрог, две веточки аравот и три ветки адасим.
Семерка остается с нами и в радости, и в горе. За каждой свадьбой следует семидневный период торжеств — «шева брахот», а после смерти еврея его близкие скорбят семь дней — сидят «шиву». Даже злодей Билам, безуспешно пытавшийся проклясть евреев, принес жертвы на семи жертвенниках. Освящение передвижного Храма, Мишкана, продолжалось тоже семь дней, как сказано в разделе «Цав»: «И от входа в Шатер Откровения не отходите семь дней, пока не пройдут дни посвящения вашего, ибо семь дней продлится обряд вашего посвящения» (8:33).
Как уже говорилось, семь дней освящения Храма соответствуют семи дням Творения. Но почему тогда Аарон был посвящен в должность первосвященника не на седьмой, а на восьмой день? Потому что коэн-гадоль занимал уникальное место в Храме: он служил Единому Б-гу, и цифра восемь, которая следует за семью, как будто повторяет первую цифру один в следующем семизначном цикле, неся в себе такую же символику, что и единица: Б-г — один, и первосвященник, самый близкий к Нему из людей — тоже один.
Коготь и желудок
«Только этих не ешьте из отрыгивающих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, который отрыгивает жвачку, но не имеет раздвоенных копыт…, и дамана, который также отрыгивает жвачку, но нет у него раздвоенных копыт…, и зайца, потому что, хотя он и отрыгивает жвачку, но нет у него раздвоенных копыт…, и свинью, хотя копыта ее раздвоены и расщеплены, но не отрыгивает она жвачку…» (11:4-7).
Мудрецы древности рабби Йоханан и рабби Элазар говорили, что люди, жившие в эпоху Первого храма, совершали открытые грехи: поклонялись идолам, совершали убийства и прелюбодеяния. Поэтому конец их изгнания в Вавилоне тоже был «открыт»: они знали, что вернутся в Эрец-Исраэль через семьдесят лет. Зато в эпоху Второго храма евреи грешили «закрыто», тайно: они выполняли предписания Торы, но питали друг к другу «беспричинную ненависть». За это конец их изгнания не был им известен. Сообщив эту зависимость, рабби Йоханан добавил: «Коготь первых предпочтительнее желудка вторых» (трактат «Йома», 9б). Виленский Гаон так поясняет скрытый смысл этой талмудической метафоры. Четыре некошерных животных, перечисленные в сегодняшнем разделе Торы — верблюд, даман (травоядное животное, похожее на морскую свинку), заяц и свинья — символизируют четыре исторические цивилизации, которые порабощали еврейский народ: верблюд — это Вавилон, даман — Персия и Мидия, заяц — Греция, и, наконец, свинья представляет Рим (Эдом). Первые три животных и соответствующие им цивилизации указывают на Первый храм, свинья и Рим — на Второй храм, до сих пор лежащий в руинах.
Признак нечистоты верблюда, дамана и зайца — отсутствие раздвоенных копыт — виден всем, а нечистота свиньи скрыта от глаза в ее желудке, не способном отрыгивать жвачку, хотя у нее есть раздвоенные копыта, которые она лицемерно демонстрирует, стремясь выдать себя за кошерное животное. Отсюда следует вывод. Открыто грешившие евреи периода Первого Храма были поочередно отданы трем сменявшим друг друга царствам, которые не скрывали своих жестоких наклонностей и первобытного варварства. Поэтому мудрецы сравнивают эти царства с тремя некошерными животными, имевшими открытые признаки нечистоты.В последующую эпоху Второго храма евреи вели себя «по-свински»: выставляя напоказ свое благочестие, они в то же время строили козни друг против друга, и за это оказались в руках потомков Эсава — римлян и их преемников, народов Европы, которые, подобно свинье, любят демонстрировать свою культурную «кошерность», утонченную просвещенность, но внутри насквозь порочны и злы. Те страдания, которые они причинили евреям, включая чудовищный геноцид в период второй мировой войны, не идут ни в какое сравнение с преследованиями в период Первого храма. Поистине «коготь» лучше «желудка».
Очищение перед праздником
В эту субботу, называемую «шаббат пара», в синагогах читают третий из четырех тематических отрывков Торы — «Пара адума» («Красная корова»). Во времена Храма пепел этого животного редчайшей масти использовали для ритуального очищения после контакта с мертвым телом, перед посещением Храма, а также перед принесением пасхальной жертвы. Поэтому «шаббат пара» всегда выпадает на период подготовки к празднику Песах, который мы будем отмечать через три недели.