Измученное сердце хирурга,

Уважаемые читатели!

Поводом для появления статьи «Измученное сердце хирурга, или Жизнь и судьба доктора Трахтенбрайта» послужил запрос нашего постоянного читателя Михаила Лидермана в раздел газеты «Через годы, через расстоянья…» (с. 63) о розыске Арона Боруховского, автора материала «Как это было. Еще раз о «деле врачей», в котором упоминается хирург Трахтенбрайт.

Господин Лидерман лично был знаком с гениальным хирургом и его племянником Давидом Трахтенбрайтом.

Материал уважаемого автора Арона Боруховского основан на воспоминаниях господина Лидермана и Давида Трахтенбрайта.

Абрам Трахтенбрайт родился в Бессарабии, г. Бричаны, который принадлежал Румынии. В семье было три брата. Старший получил медицинское образование в Сорбонне и работал врачом во Франции. Младший брат в 1941 г. был призван в армию и в том же году погиб на фронте. Остался сын Давид, который мне рассказал об их семье.

Абрам Трахтенбрайт окончил медицинский институт в Бухаресте и работал врачом в родном городе Бричаны. Он пользовался у жителей города огромным авторитетом как опытный хирург и прекрасный, душевный и отзывчивый человек. Был избран депутатом в румынскую Думу. Когда в 1940 году Бессарабия вошла в состав СССР и стала Молдавской ССР, естественно, началась чистка неугодных новым властям жителей созданной республики. Абрам Трахтенбрайт как бывший депутат румынского парламента и зажиточный человек через десять дней после присоединения Молдавии к СССР был арестован. Узнав об аресте известного врача, жители города «отбили» его у местного МВД. Случай невиданный. Граждане бывшей Бессарабии еще не знали, с кем они имеют дело. Абрам Трахтенбрайт ушел домой, но этой же ночью был повторно арестован и выслан в Сибирь в один из ГУЛАГов. В зоне он вязал шерстяные носки.

Один из охранников лагеря, находясь на посту, видимо, в состоянии алкогольного опьянения, упал с вышки и получил черепно-мозговую травму. Зная, что Трахтенбрайт врач-хирург, начальник лагеря вызвал его к себе и потребовал, чтобы он оказал помощь пострадавшему, заявив при этом, что если охранник умрет, то Трахтенбрайта расстреляют. Трахтенбрайт в условиях лагерной медсанчасти произвел удачную операцию пострадавшему охраннику, чем спас себе жизнь, и после этого был переведен работать в лагерную больницу.

Вернувшийся с фронта племянник Давид стал искать пропавшего дядю, о котором с момента его ареста и высылки не было никаких известий. Начальник районного МВД города Бричаны, куда вернулся после войны Давид, обратился к нему с просьбой перевести с румынского языка нужные ему самому документы. Давид, естественно, выполнил эту просьбу, а затем рассказал начальнику, что ищет своего дядю, и попросил помочь его найти. К большому удивлению Давида, буквально через несколько дней начальник МВД сообщил ему, где находится его дядя Абрам Трахтенбрайт. После многочисленных просьб был произведен пересмотр дела, и Абрам Трахтенбрайт был реабилитирован, освобожден и вернулся в Бричаны.

Там он обратился в горздравотдел с просьбой предоставить ему возможность работать по специальности — хирургом в Бричанах, но получил отказ. Ему была предложена работа в отдаленном сельском районе обычным врачом. Он был вынужден согласиться и ежедневно за многие километры ездил, часто верхом на лошади, в свою районную больницу. Спустя некоторое время он был все-таки переведен в Бричаны, где работал районным хирургом, а затем главным врачом больницы. В 1949 году по надуманному обвинению Абрам Трахтенбрайт был арестован и выслан в Курганскую область, где, как я писал в своей статье, работал в далекой глубинке. В 1952 году во время «дела врачей» он был обвинен в умышленном убийстве оперированного им ребенка ответственного районного начальника, арестован и заключен в тюрьму при Курганском МВД.

Начались многочасовые, многосуточные допросы с требованием признаться в совершенном преступлении. Над ним издевались, избивали его, морили голодом, заставляли есть селедку и после этого не давали пить. В общем, применяли изощренные пытки, что было в порядке вещей для работников МВД. Во время очередного допроса следователь вновь потребовал: «Ну, расскажи, как ты убивал мальчика». Не выдержав издевательства, Абрам Трахтенбрайт ответил: «Я сейчас покажу тебе, как я умертвлял мальчика!» Он схватил табуретку и ударил следователя по голове. После этого был заключен в карцер.

Спустя десять дней открылась дверь, и охранник сказал: «Выходи и иди за мной». Трахтенбрайт был уверен, что его ведут на расстрел. Его привели в большой кабинет, где сидел генерал МВД, который сообщил Абраму, что произошла ошибка, выяснилось, что он ни в чем не виноват, он свободен и может ехать к себе на родину, а издевавшийся над ним следователь будет наказан по закону. Генерал МВД попросил извинения за произошедшее и сказал: «Если можете, забудьте обо всем, что было. Можете идти». Естественно, это все происходило после смерти Сталина.

О том, что Абрам арестован и находится в курганской тюрьме, Давид узнал из письма жены Абрама. Он с матерью немедленно выехал из Молдавии в Курган. Там за объяснением причин ареста дяди Давид обратился к областному хирургу Якову Давыдовичу Витебскому, но тот, ссылаясь на занятость, не счел возможным побеседовать с ним. Видимо, боялся за себя. Такое было время…

Мать Давида жила в Кургане два месяца, где безрезультатно пыталась узнать, почему Абрам арестован: свидания ни со следователем, ни с заключенным получить не удалось. С четырех часов утра она становилась в огромную очередь, чтобы сдать продуктовую передачу Абраму. За два месяца ей удалось это только дважды.

Выйдя свободным человеком в ночной Курган, Абрам решил пойти в областную больницу, где попросил разрешения переночевать, объяснив, кто он и откуда пришел. Ему разрешили. Утром пришел на работу областной хирург Яков Давыдович Витебский. Увидев Абрама, он предложил ему остаться работать в Курганской области и даже был согласен оставить его в Кургане. Но Абрам отказался от этого предложения и уехал в Молдавию. Жить в Черновцах ему не разрешили, и он вернулся в Бричаны, где снова стал работать хирургом.

Как я уже упомянул, старший брат Абрама жил и работал во Франции. К тому времени, когда им удалось найти друг друга, они не виделись десятки лет, так как переписка с иностранцами была запрещена, да и упоминать нельзя было о родственниках за границей. Так вот, заграничный брат Абрама, узнав, что тот живет в Бричанах, решил повидаться с братом, которого не видел много лет. Абрам с нетерпением ждал встречи. Каждое утро перед работой он выходил из дому и пристально смотрел, не едет ли брат. После нескольких недель ожидания брат приехал. Ему не разрешили остановиться у Абрама, и он поселился в гостинице. Можно себе представить, какой была встреча братьев! Продолжалась она почти сутки.

Вернувшись домой, Абрам почувствовал себя плохо, появились сильные боли за грудиной. «Это обширный инфаркт», — это были его последние слова, обращенные к жене. Измученное сердце выдержало выпавшие на его долю испытания, но не перенесло радости встречи. Абрам Трахтенбрайт скончался на следующий день после встречи с братом. Это произошло в 1965 году. Хирургу было шестьдесят девять лет. Он был похоронен рядом с могилой отца. Пережившая его на много лет жена похоронена рядом.

Такова история жизни Абрама Трахтенбрайта.

Десятки тысяч людей, депортированных из своих родных мест в приснопамятном Советском Союзе (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы Поволжья, прибалты и т. д.), переживали такие или сходные тяготы в своей переселенческой жизни. Но мы об этом знаем из истории, а о судьбе Абрама Трахтенбрайта я знаю из его личного рассказа, из рассказа его племянника и его друга. Его судьба является одним из примеров жестокости сталинского режима к своему народу, истребившего миллионы соотечественников, ни в чем не повинных, но неугодных Сталину. Смерть тирана остановила эти преступления.

Арон Боруховский,

Миннеаполис

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора