Мировая пресса неоднократно писала о высоком уровне коррупции российских властей, силовиков и судов всех уровней. Подходит к концу официальный срок президентства Владимира Путина. Настала пора подводить итоги его правления и оценить преемника. Чтобы понять сегодняшнюю ситуацию с верхушкой российской власти, необходимо понять ее истоки.
Вначале обратимся к короткому сообщению 1992 года петербургской журналистки Наталии Шуляковской:
Полковник КГБ пустил по миру Питер
В Петербурге очередной скандал: депутатская комиссия во главе с Мариной Салье потребовала отстранения от должности председателя Комитета по внешним сношениям (КВС) мэрии Владимира Путина. Полковник КГБ в прошлом, не имея полномочий от правительства, выдавал лицензии на вывоз за рубеж для продажи по бартеру нефти, леса, цветных и редкоземельных металлов сомнительным и малоизвестным фирмам, зачастую созданным накануне. Помимо этого, в большинстве случаев лицензии выдавались заранее — до заключения договоров с западными партнерами и без предъявления документов о наличии товаров. И цены назначались демпинговые — в две тысячи раз ниже, чем существующие.
Таможня, однако, товары за границу не пропустила. Комиссия передает материалы расследования в прокуратуру и российский департамент кадров, так что Путину, возможно, придется держать ответ перед родным ему когда-то ведомством за то, что он лишил город 122 миллионов долларов.
Обратимся к прошлогодней статье Ильи Барабанова (серия «Птенцы гнезда Петрова») из газеты The New Times (с сокращениями).
К пятнадцатилетию корпорации «Двадцатый трест»
Корпорацию «Двадцатый трест» можно назвать самым успешным российским бизнес-проектом XX века. Вряд ли какая-либо еще компания в мире может похвастаться столь впечатляющим карьерным ростом своих «отцов-основателей» и их помощников. В их числе: президент страны Путин (в январе 2008 г. можно добавить и «преемник» — В. С.), первый вице-премьер правительства, министр финансов, директор крупнейшего оборонного института, глава федерального агентства и т. д.
15 лет назад в Санкт-Петербурге была создана корпорация «Двадцатый трест». 20 октября 1992 года председатель Комитета по внешним связям (КВС) мэрии города Владимир Путин подписал свидетельство о регистрации корпорации. Возглавил компанию Сергей Никешин, ныне заседающий в законодательном собрании Санкт-Петербурга и представляющий «Единую Россию». В 1999 году в связи с деятельностью корпорации было заведено уголовное дело № 144128, которое 30 августа 2000 года (после прихода Владимира Путина в Кремль) было закрыто. Вскоре один из следователей, работавших по делу корпорации, Олег Калиниченко, ушел в монастырь. Другой, Андрей Зыков, был отправлен на пенсию. Как удалось тогда выяснить следствию, только за 1993 год из городского бюджета, а также из специального внебюджетного фонда, созданного Министерством финансов и Центробанком, на счета корпорации ушло около $4,5 млн. По данным следствия, отмываемые суммы составляли десятки миллионов долларов. О деле «Двадцатого треста» и причастности к финансовым махинациям компании представителей нынешнего российского руководства в начале 2000-х годов писала «Новая газета». Она сообщила, что корпорации, официально занимавшейся строительством, реконструкцией и ремонтом объектов в России и за рубежом, безосновательно выделялись крупные кредиты мэрией Санкт-Петербурга, которые потом исчезали на счетах почти 30 дочерних фирм «Двадцатого треста». Ответом на публикацию была тишина.
Материалы расследований деятельности руководителя КВС Владимира Путина в 1990-х годах касались не только работы корпорации «Двадцатый трест». В разное время вокруг имени будущего президента возникали скандалы, связанные с незаконным приобретением дачи под Санкт-Петербургом, махинациями в сфере жилья, хищением бюджетных денег, выделенных на закупку продовольствия. Наибольший резонанс вызвало дело с исчезновением как раз правительственных квот на закупку городской администрацией продовольствия за рубежом. В отчете, подготовленном в 1992 году депутатской группой во главе с Мариной Салье и Юрием Гладковым, были сделаны вполне однозначные выводы:
«Раздел 8. Рекомендации:
п. 8.1. Передать материалы, подготовленные рабочей депутатской группой, в прокуратуру города.
п. 8.2. Отстранить В. В. Путина, А. Г. Аникина от занимаемых должностей…»
Но в 1992 году отстранить Путина депутатам не удалось. Мэр города Анатолий Собчак ему открыто покровительствовал и не давал в обиду. своего помощника.
Из материалов уголовного дела, переданных The New Times Андреем Зыковым, бывшим старшим следователем следственного отдела ГУВД Санкт-Петербурга, руководителем одной из групп в расследовании уголовного дела корпорации «Двадцатый трест», отправленным на пенсию после того как дело № 144128 было закрыто: «О Путине источники рассказали, что он в настоящее время работает в мэрии Санкт-Петербурга, является руководителем комитета по внешнеэкономическим связям. Обычно на работе он бывает занят в течение всего дня, уходит из дому примерно в 8.00 и возвращается вечером. Где и как он проводит свое свободное время, неизвестно. Для поездок к месту работы и обратно он пользуется служебной автомашиной иностранного производства с шофером. Путин зарекомендовал себя спокойным, скрытным человеком. С жильцами дома он общается только по мере необходимости, ограничивается приветствиями, в разговоры вступает неохотно, на вопросы отвечает односложно, о себе не рассказывает. Дружеских, доверительных отношений у него ни с кем из окружающих не сложилось. Материально семья обеспечена на хорошем уровне…»
Многие чиновники, имевшие отношение к корпорации «Двадцатый трест», сделали стремительные карьеры. The New Times уже писала об одной из них в № 15 от 21 мая 2007, связанной с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым, который имел отношение к серьезным финансовым потокам, контролировавшимся Комитетом по Внешним Связям. Кроме того, The New Times сообщила, что именно Медведев выполнял поручения Владимира Путина о переводе денежных средств на счета подставных фирм. О дальнейшей судьбе этих денег ничего неизвестно.
На этом список VIP-лиц, причастных к делам корпорации, не заканчивается. Под документами о выделении «Двадцатому тресту» кредитов мэрии стоит подпись нынешнего министра финансов Алексея Кудрина, возглавлявшего тогда комитет финансов администрации Санкт-Петербурга. Как следует из материалов уголовного дела, корпорация получала кредиты на льготных условиях, а полученные средства переводила на счета различных иностранных фирм. Вместе с Кудриным в Москву на повышение перебрался и его заместитель Дмитрий Панкин, в те далекие годы ставивший свою подпись на платежных поручениях, по которым выделялись деньги. В настоящий момент Панкин по-прежнему работает в связке с Кудриным, занимая пост директора департамента международных финансовых отношений, госдолга и госфинактивов минфина РФ.


(голосовало: 2, средняя оценка: 4,50 из 5)

