«Something is rotten in the state of Denmark», — философски замечает офицер королевской стражи Марцел в шекспировском «Гамлете», и Пастернак перевел это как «Какая-то в державе датской гниль», а Лозинский — как «Неладно что-то в датском королевстве». Не берусь судить, кто из них, включая самого Шекспира, был ближе к истине, но Дания по-прежнему королевство, и с 1 февраля этого года там сняты все антиковидные ограничения. Датский эпидемиолог Лоне Симонсен объявил, что «омикрон» не является тяжелым заболеванием для вакцинированных, но для непривитых туристов из стран, не входящих в Евросоюз, остаются некоторые запреты. О таком же решении днем раньше объявила Финляндия, а вот в лифте моего дома, напротив, снова появилось объявлении об обязательной маске и не больше двух пассажиров, в подъезд дома пускают только вакцинированных гостей. Наш президент по-прежнему щеголяет в маске, подавая пример своему ближнему, среднему и дальнему окружению, а следом за ними — всей стране. Средства от коронавируса всех мастей приходят и уходят, а маска остаётся, как бы тысячелетним напоминанием, что намордник — лучшее средство защиты от инакодышащих, а в более обширном понимании — и от инакомыслящих.
Еще до входа в Белый дом Байден объявил себя объединителем, и маска стала, пожалуй, единственным, чего он добился за первый год власти — ее носят практически все, хотя снимают для еды, сна, любви и, конечно, речей. «В современной Америке,- написал на днях консервативный обозреватель Рич Лури, — которая гордится верой в науку и здравоохранение, тем не менее, бытуют предрассудки и иммунитет очевидного». Лучшим доказательством этого Лури считает обсуждение, носить ли маски школьникам, назвав это «вопиющим примером коллективной иррациональности». Сторонники обязаловок масок в школах праведно утверждают, что, если учащийся придет в школу без маски, он (или она) способствует распространению вируса, а родители таких детей — консервативные эгоисты, которых пора поснимать с работы и отлучить от канала Fox News, где они набираются всякой ереси.
Сторонники масок, написал Лури, очевидно, не знают, что по этой части Соединенные Штаты перещеголяли Европу и даже Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не заходит так далеко, как наши CDC — Центры профилактики заболеваний. Попав в сегодняшнюю Америку, средневековый датчанин Марцел повторил бы свои слова применительно к ней, при этом пожалев президента Байдена, который не виноват в этой гнили, а просто не в состоянии совладать с ней. Последнему датскому ежику понятно, что не Байден выпустил из пробирки вирус COVID-19, не он создал его штаммы Delta и Omicron, не он предвидел, что вакцина не обязательно сработает против инфицирования, и так далее… Другое дело, что с датской колокольни не видно, как наш президент оказался в капкане своей политической идеологии, рефлекторно отрицая все, что связано с его предшественником-республиканцем Дональдом Трампом, от строительства пограничной стены до сомнения в полезности масок. Сегодня, после очевидных провалов якобы победоносных инициатив Байдена реформировать инфрастуктуру многотриллионной программой Build Back Better и гарантировать победу демократов в Сенате отменой филибастера, и все это на фоне инфляции и роста цен, становится ясно, что энергетике 79-летнего президенту необходима политическая подзарядка. В какой-то мере ей может стать кандидатура нового члена Верховного суда, куда Байден давно вознамерился ввести афроамериканку, поставив пол и цвет кожи впереди профессионализма — чем привыкшую к программам позитивных действий Америку не удивишь. Куда надёжнее вернуть доверие народа и голоса избирателей старой доброй репутацией спасителя от пандемии, когда на ее третьем годе все, казалось бы, нормализуется, и вакцины с «бустерами» может получить любой желающий, а уж масок в стране — хоть завались.
И тут на помощь политическому утопающему приходит спасательный круг «нетерпимой беспечности», нужда в Спасителе, и кое-где в это верят, хотя недавний опрос, проведенный социологами нью-джерсийского университета Monmouth, показал, что 70% респондентов согласны с положением, когда всем ясно, что вирус, как Ленин, жил, жив и будет жить, но и мы хотим жить, как жили. С этим согласились 89% опрошенных республиканцев, что неудивительно, но и 71% независимых плюс почти половина демократов, что отчасти удивляет. Опрос, проведенный каналом NBC News, касался школ, и тут выяснилось, что 65% респондентов озабочены тем, что детей не тому и не так учат, и только 30% видят цель в борьбе с пандемией. И снова на поверхность выплыла межпартийщина — качеством школьного образования озаботились 87% орошенных республиканцев и 66% независимых, но и среди демократов 47% остались недовольны, прежде всего, качеством преподавания. Другими словами, опора на COVID, как на спасителя доверия к президенту, у демократов может не сработать, как на выборах этого года в Конгресс, так и в ноябре 2024 года, если, конечно, к тому времени вирус или какая другая напасть не дадут о себе знать новой бедой.
«Байден, обращение которого с вирусом COVID все еще пользуется популярностью, выражает признаки конфликта, — считает Рич Лури. — Минувшим летом Белый дом консультировался по поводу паники в связи со вспышкой Омикрона, и тoгда там даже поговаривали о ‘декларации независимости’ от вируса». Но президент не смог отстоять свою уверенность в том, что, по его мнению, всё у нас путем, и мы просто вошли в новую фазу пандемии, а кому как не ему справиться с ней. Лури ссылается на левого писателя и блогера Мэтью Иглесиаса, который выразил мнение, что администрация Байдена может, конечно, считать, будто все нормально, но в действительности она только «обозлила против себя самых ярых здравоохранителей». Редактор консервативного журнaла National Review Рич Лури полагает, что если Белый дом и сам президент хотят эффективно заявить о себе, они должны высказаться против профсоюзов учителей и групп интересов Демократической партии, поддержав интересы детей и родителей. Белый дом мог бы ослабить свою непростительно крутую позицию по поводу масок в школах и немедленно дать возможность местным школьным округам отменить такую обязаловку. Белый дом мог бы отменить федеральное требование носить маски в полетах и поездках. Но для этого нужен другой президент и другой Белый дом. А датчанам хорошо, их 81-летняя королева Маргрете Александрина Торхильдур Ингрид Вторая, она же Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Дании и она же глава Церкви Датского Народа, может не допустить новой гнили, как при отце принца Гамлета. Вот и антивирусные ограничения отменила на благо своего народа.