Буквально «Тосафот» — комментарий к Вавилонскому Талмуду, всегда расположенный на внешней стороне талмудического листа, означает «Дополнения». Однако можно, не сильно искажая действительность, назвать их «возражениями». Ведь самая частая тема этого труда, собранного из открытий мудрецов Европы 11-15 веков: оспаривание и уточнение толкований «короля комментаторов» Раши. Такое название очень подошло бы к характеру автора первого сборника «Тосафот» — рабби Шимшону из Санса.
Рав Шимшон (Раш, Рашба — не путайте с рабби Шломо бен Адерет, тоже Рашба) родился, видимо, в 1151 году в Фалезе, Нормандия, в семье рава Авраама, знатока Торы и щедрого благотворителя. О его отце лидер мудрецов Испании рабби Меир Абулафия (ок.1170-1245) отзывался как о «благочестивом, святом и благородном человеке». Дедушка Шимшона — рабби Шимшон «Старший», один из авторов тосафот, жил в Фалезе — в маленьком городке возникла большая школа мудрецов Торы. Старший брат рава Шимшона рав Ицхак из Дампьера известен как «Ицхак Младший» (сокращённо Риба или Рицба) — так его отличают от учителя обоих братьев Ри Закен, рава Ицхака Старшего. Наш герой, которому, увы, пришлось побывать на похоронах любимого брата (в 1210), часто его цитирует и ссылается на его исследования.
С раннего возраста рав Шимшон находился в атмосфере Торы, среди мудрецов и праведников; он учится в Труа у великого рабейну Тама и рабби Давида бен Калонимуса из Мунцберга. Главным своим наставником рав Шимшон считал Ри Закена (ок. 1115-ок.1184), в ешиве которого в Дампьере он провёл целых 10 лет (и которого во главе ешивы сменил, после смерти Учителя, его старший брат рав Ицхак).
В том же 1184 Раш основывает академию во городке Санс, и вскоре эта ешива тоже становится одним из центров учёности Северной Франции и всей Европы — по 26 лет братья возглавляют крупнейшие торанические академии Франции.
К сожалению, подробностей биографии Раша сохранилось немного — мы имеем лишь обрывочные сведения о судьбе большинства мудрецов той эпохи, гораздо больше знаем об их духовных свершениях. Рав Шимшон становится одним из лидеров еврейства Европы, к нему обращаются за разъяснением вопросов Закона со всей ойкумены. В большинстве случаев он склоняется к терпимому и толерантному решению. С одним существенным исключением: по отношению к караимам Раш весьма строг: так, он запрещает евреям пить вино, сделанное караимами, объявляя его подобным «вину идолопоклонников».
Большинство его решений принято к исполнению мудрецами нашего народа, они становятся основой обычаев и интерпретаций Закона не только евреев Франции, но во многих случаях и всех ашкеназских евреев. По сей день мы, часто не помня первоисточника, опираемся на его понимание сложных аспектов Торы.
При всём своём пиетете к учителям — а может быть, именно поэтому, ведь этому его учили — рав Шимшон проявляет крайнюю самостоятельность в выводах и нередко оспаривает своих наставников. Этим же качеством: самостоятельность, критичность и изощрённость анализа — отличается вся тосафическая школа. Немало первых тосафистов были зятьями или внуками, а также учениками Раши — но именно на полемике с ним строится величественное здание «Дополнений»! Помните классический анекдот: мусульмане и христиане приветствуют выступающего криками «браво, правильно!», а евреи непрерывно его перебивают и оспаривают каждое слово.
Рав Шимшон написал множество книг, не все они дошли до нас. Рав, по натуре первопроходец, брался в первую очередь за «белые пятна» нашего Учения. Он создал пояснения к тем трактатам Мишны, на которые отсутствует Вавилонская Гемара, комментарий мудрецов 2-6 веков, разбирающий строение Закона и устанавливающий практическое применение правил. Раш смело берёт этот труд на себя! Ещё больше известен наш герой другим: Раш был первым, кто составил сборник исследований мудрецов нескольких последних поколений. Его компендиум, обработанный равом Элиэзером из Тука, станет основой всех тосафических сборников, можно сказать — матрицей, по которой отныне пойдёт глубокое изучение Талмуда. Сюда, конечно, вошло немало его оригинальных разработок, но всё-таки основа труда — слова учителей поколений недавних.
В собственных толкованиях рав Шимшон тоже идёт новым путём: он больше всех прежних авторов ссылается на Иерусалимский Талмуд, много использует старинные законодательные сборники: Тосефту, Мехилту, Сифру и Сифри, стараясь объяснить и «привести к общему знаменателю» их противоречия с канонизированным источником Закона (Мишной).
Раш воспитал немало мудрецов. Самый, пожалуй, из них знаменитый: рав Моше из Куци, автор Смаг («Сефер мицвот агадоль», Большой книги заповедей), составивший свой великий кодекс во времена закончившихся сожжением гонений на Талмуд — «чтобы евреи могли учить Закон даже в то время, когда Талмуд запрещён».
Много лет рав Шимшон поддерживал переписку с главой испанских мудрецов рабби Меиром Абулафией и встал на его сторону в споре с Рамбамом о некоторых толкованиях Закона. В какой-то момент дружба прервалась, рав Меир огорчён несколькими замечаниями бескомпромиссного коллеги. Самого же Рамбама Раш, предельно добросовестный и скрупулёзный учёный, упрекал за то, что тот не привёл источников алахических выводов в своём грандиозном кодексе «Мишне Тора». При этом так отзывался о Маймониде: «я слышал, что ему открылись врата мудрости».
Времечко было… мда… удивительное: в еврейских науках великий расцвет, а рядом… Погромы, наветы, антисемитская политика дома Капетингов (987-1137), изгнание из Франции Филлипом II Августом в 1182 (правившим с 1180 по 1223 год и «христоубийц» не баловавшим). Евреи везде, кроме Прованса, лишены права владеть землёй, блуждающие банды крестоносцев (и открытые в результате крестовых походов новые торговые пути) не позволяют нормально работать еврейским купцам и связанным с их деятельностью ремесленникам и фермерам. Скоро (1209-1229) начнётся «Альбигойский крестовый поход» (ценой в миллион жизней) — католиков против чуть иначе верующих христиан; параллельно идёт война Англии и Франции (1202-1214), да и в прочее время сплошные баталии. Инквизиция вот-вот почнёт казни (1233); впрочем, и без неё катары старательно истреблялись в течение всего 12 века. Папа Инокентий III (правил 1198-1216), чей барельеф выставлен в Конгрессе как «одного из 23 великих законодателей прошлого», образованный изверг и интриган, в этом особенно усердствовал. И нашего брата он «приветил»: евреям запрещено занимать государственные должности, поскольку «евреи распяли Христа и было бы слишком абсурдно, чтобы хулитель Христа осуществлял власть над христианами»… Любопытно, что сей законовед, действительно трудившийся над упорядочением канона и юридической практики католицизма, запретивший участие священников в ордалиях — «изящных» методах установления истины с помощью испытания обвиняемого «огнём и водой»,- считается у католиков отправленным в Геином («чистилище»). Некая «святая Лутгарда» из монастыря в Брабанте объявила, что ей явился и представился его охваченный пламенем дух…
В итоге, в 1211 году рабби Шимшон во главе 300 французских и английских раввинов, спасающихся от преследований Папы и Филиппа (и погромов в Англии), добрался до Палестины. Сперва поселился в Иерушалаиме (и даже получил прозвище «Шимшон Иерусалимский»), затем перебрался в Акко и открыл там академию, ставшую не только центром учёности, но и прибежищем для учёных — беженцев из Европы. Сюда прибудет рабби Иехиель из Парижа после «диспута» 1240 года, закончившегося сожжением Талмуда…
Оставит мир Раш в 1230 году в Акко и будет похоронен у подножия горы Кармель (ученик Рамбана упоминает в путевых записках, что видел здесь его могилу). Это о смерти, а 80 лет его Жизни в сиянии Торы продолжаются. Говорит мидраш, что, когда на земле цитируют слова мудреца, и его губы в могиле произносят их. Вероятно, первому «собирателю возражений» молчать в мире истины не приходится.
Спасибо за ваши заметки, полные любви к нашим мудрецам!
Beautiful!