Фото: Генерал Деникин принимает парад Корниловского полка. Екатеринодар 1918 год. Источник: wikipedia.org
В Российской национальной библиотеке в Петербурге хранится экземпляр сборника д-ра Фрикена «Сатиры и эпиграммы» (Екатеринодар, 1919). «Д-р Фрикен» — не кто иной, как Самуил Маршак.
Заголовок статьи, вероятно, повергнет в изумление большинство читателей. Маршак — лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий, кавалер двух орденов Ленина, возможно, самый читаемый в советские, постсоветские и прочие времена поэт, писавший на русском языке в ХХ веке. Вот уж кого трудно заподозрить в чём-то этаком. Однако…
Начнём с фрагмента одного из первых, напечатанных Маршаком в Екатеринодаре, тогдашней столице Белого движения на Юге России, стихотворений под названием «Нах Фатерланд (Новый походный марш)». Оно было опубликовано в газете «Родная земля» 14 октября 1918 года. В это время уже совершенно ясно определилось поражение Германии на Западном фронте, и было понятно, что окончание мировой войны — дело ближайшего будущего. Соответственно германские войска должны были покинуть и территорию бывшей Российской империи.
Поход играет музыкант
На берегу Днепра:
«Нах Фатерланд, нах Фатерланд,
В Германию пора»…
В Кремле тревожный снится сон
Вождям советских банд…
«Где пломбированный вагон.
Бежим — нах Фатерланд!».
Думаю, не нужно напоминать, кто прибыл в Россию в апреле 1917 года в пломбированном вагоне, проехав через Германию. Идея о том, что большевики — всего лишь немецкие агенты, была широко распространена среди их противников, являлась постоянным мотивом антибольшевистской пропаганды. Казалось, уйдут немцы — и наваждение рассеется. Кто бы мог подумать, что вектор в пропагандистской войне вскоре радикально изменится — теперь большевики, оказавшиеся вовсе не наваждением, а константой, будут обвинять белых в том, что они — наймиты Антанты.
Издателем и редактором газеты «Родная земля» был эсер Григорий Шрейдер, в 1917 году городской голова Петрограда. 24 октября 1917 года он возглавил Комитет общественной безопасности, созданный Петроградской городской думой для ликвидации большевистского выступления. Однако ликвидированной оказалась сама дума. В ноябре 1917-го Шрейдер был арестован за отказ подчиниться распоряжению большевистских властей о роспуске городской думы, однако вскоре освобождён. В 1919 году Шрейдер вновь был арестован, теперь уже белыми, и выслан за границу. Наверное, к лучшему: он умер в Медоне (пригороде Парижа) в 1940 году в 80-летнем возрасте, избежав скорбной участи большинства своих товарищей по партии, оставшихся в России.
Подписано цитированное выше ёрническое стихотворение псевдонимом Д-р Фрикен. Это один из традиционных псевдонимов Маршака 1912–1913 годов.
Как Маршак дошёл до жизни такой, и как он вообще оказался в Екатеринодаре? В мае 1917 года туда перебрались родители Маршака: отец Яков Миронович Маршак, химик по специальности, нашёл там работу, да и прокормиться на юге было проще. Вместе с родителями Самуила Яковлевича уехала на Кубань его жена Софья с трёхмесячным сыном Иммануэлем. Очевидно, летом или ближе к осени 1918 года Маршак воссоединился с родными в Екатеринодаре.
Дела семьи были нерадостными: в ноябре 1917 года умерла мать Самуила Яковлевича, в 1918-м переболела тифом жена; материальное положение было тяжёлым. 17 августа 1918 года Екатеринодар был взят Добровольческой армией, и белые сохраняли контроль над городом до 17 марта 1920 года. Самуил Маршак стал зарабатывать на жизнь пером. Во время власти белых на Кубани выходило около 20 газет, столько же — в Ростове-на-Дону. Газеты были разной направленности и оттенков. Конечно, кроме большевистских. Цензура работала и временами свирепствовала, но это всё же не шло ни в какое сравнение с советской Россией, чьей цензуре посвящено датированное ноябрём 1918 года стихотворение Маршака «Несчастье Валаама».
Маршак стал заведующим редакцией и штатным фельетонистом газеты «Утро Юга». Это был орган «Союза возрождения России», который возник в марте-мае 1918 года в Москве как коалиция политических партий левого и центристского толка, противостоявших большевикам и их тогдашним союзникам — левым эсерам. Как и её предшественница, «Родная земля», газета была умеренно-социалистического направления. А подлинной «звездой» — фельетонист «доктор Фрикен».
В целом его тексты написаны на злобу дня, причём значительную долю занимали местные сюжеты, нередки «маленькие фельетоны» на бытовые темы. В 1919 году в Екатеринодаре вышел сборник «д-ра Фрикена» «Сатиры и эпиграммы» объёмом 62 страницы, включавший 40 стихотворений. Это первая книга Маршака, не входившая ни в какие перечни его сочинений.
Среди наиболее ярких антибольшевистских текстов — «Дебаты о Петрограде», опубликованные в дни, когда войска белых вели наступление на Петроград.
Претензия, которую Маршак «предъявил» большевикам в одной из первых публикаций в Екатеринодаре, — их покушение на исторические названия. В честь годовщины Октябрьского переворота Невский проспект был переименован в проспект 25 Октября. «Д-р Фрикен» отозвался на это фельетоном «Гибель Невского проспекта», в котором писал:
Взмах пера — и сгинул Невский.
Пушкин, Гоголь, Достоевский
Обессмертили его…
Впрочем, это ничего…
Так, отвергнув власть традиций,
Все названия в столице
Изменяет большевик.
Он стесняться не привык…
Если только он у власти
Год пробудет, что за страсти
Может выдумать бунтарь.
Уничтожит весь словарь.
Сбросит старые отрепья…
Вместо неба — «Надсовдепье»,
Вместо солнца — «Центрожар»,
Не луна, а «Луначар».
Имена планет над нами
Он заменит именами
«Ленин», «Троцкий», «Коллонтай»…
Это будет. Так и знай.
Не менее ядовито высмеивал «д-р Фрикен» правых. На основе газетных публикаций о том, что совет Национального центра (антибольшевистская организация правоцентристского толка) под председательством Василия Шульгина вынес постановление о необходимости диктатуры, он написал «маленький фельетон» «Диктатура и её пророк» (опубликован в марте 1919 года). Чтобы текст был понятнее: 2 марта 1917 года Шульгин вместе с Александром Гучковым в качестве представителей Государственной думы приняли отречение императора Николая II.
Сорвав венец с главы царя,
Шульгин не знал утех…
Одним желанием горя —
Загладить тяжкий грех.
Вотще потом стремился он
Вернуть событья вспять…
Легко разрушить царский трон,
А как его создать?
Как вместо прежнего царя
Другого возвести?
Увы, под вьюгой декабря
Цветам не расцвести…
А под стеклом оранжерей,
В искусственной жаре
Нельзя выращивать царей,
Как розы в декабре.
Шульгин хлопочет и сейчас,
Шульгин неукротим.
«Нет императора у нас,
Диктатора хотим…
Пусть будет вновь у россиян
Единый властелин.
«Один Аллах, — гласит Коран.
И Магомет один!».
В годы Гражданской войны антисемитизм, по выражению Питера Кенеза, стал «козырной картой» в пропаганде белых. Не сумев предложить привлекательных для масс лозунгов, руководство белых сквозь пальцы смотрело на антисемитскую пропаганду, используя её, сознательно или неосознанно, как средство мобилизации масс. Николай Львов писал в официозе белых «Великая Россия», что «нигде революция не носила такого антинационального характера, как у нас» и что «отрицать факт возглавления большевистской революции евреями нельзя».
«Д-р Фрикен» отреагировал на лекцию в Екатеринодаре некоего Ножина, рассказывавшего слушателям о том, что корень всех зол — франкмасоны и, конечно, евреи, фельетоном «Учёное открытие» (май/июнь 1919 года):
…Весь мир евреи держат в путах…
Кто их влиянья избежит?
Во всех волнениях и смутах
Cherchez le жид, cherchez le жид!
Пусть нам рассказывает книжка
О том, что в сумраке веков
Мутил народ Отрепьев Гришка,
Затем — Емелька Пугачёв.
Всё это — ложь и передержка,
А факт действительно таков:
Мутил народ Отрепьев Гершка
И некий Хаим Пугачёв…
Гражданская война разделила «мастеров культуры» на два лагеря: одни служили в РОСТА (советском Российском телеграфном агентстве), другие — в ОСВАГе (деникинском осведомительно-информационном агентстве). Однако при смене власти у некоторых «мастеров» легко менялись если не убеждения, то место службы. Многие предпочли просто уехать. Кто в Парижв, кто в Берлина или Прагу, а кто в Москву.
Была ещё одна тема, волновавшая всех жителей России: и белых, и красных, и зелёных, и всех прочих оттенков — проблема дороговизны, дефицита и спекуляции. В сознании «простого человека», и без того не жаловавшего торговцев, любая торговля в период инфляции и дефицита выглядела спекуляцией.
«Экономику дефицита» и тщетность силовых методов в борьбе со зловредными торговцами хорошо понимал «д-р Фрикен», посвятивший проблеме борьбы со спекуляцией «маленький фельетон» под устрашающим названием «Город мёртвых» (ноябрь 1919 года).
Большинство фельетонов «д-ра Фрикена», как и «положено» фельетонам, были однодневками. Однако некоторые тексты Маршака не утратили актуальности и столетие спустя после публикации. Как едва ли не первый «маленький фельетон» «д-ра Фрикена» в «Утре Юга» (29 ноября/11 декабря 1918 года) под заглавием «Кому живётся весело»:
Хорошо тому на свете,
Кто, не впутавшись в долги,
Без стеснения в бюджете
Может справить сапоги.
Только тот на белом свете
Этой жизни бренной рад,
У кого всегда в буфете
Есть песок и рафинад.
Для того лишь в этом мире
Жизнь — сплошная благодать,
Кто не должен о квартире
В наше время помышлять.
Но живя в своей квартире,
Безмятежен только тот,
Кто ни штатских, ни в мундире
Реквизиторов не ждёт.
Без тревог живёт на свете
Тот, кто в нынешние дни
Чужд политике, как дети,
И наивен, как они.
Хорошо тому на свете,
Кто ни явно, ни тайком
Не участвует в газете
И с цензурой незнаком.
17 марта 1920 года Красная армия взяла Екатеринодар. «Утро Юга», конечно, закрыли, а в редакции газеты уполномоченный ЧК в первый же день реквизировал пишущую машинку. По воспоминаниям Иммануэля Маршака, отец якобы отправился в ЧК, в тамошней неразберихе отыскал редакционную машинку среди её конфискованных «сестёр» «и преспокойно вынес её мимо единственного стоявшего около ворот часового». Правда, вскоре он был арестован и две недели провёл в ЧК.
Новая власть нуждалась в работниках на самых разных «фронтах», в том числе на «детском»: проблема сиротства, беспризорности была чрезвычайно острой. Очевидно, Маршак был сочтён достаточно лояльным для привлечения его к работе с детьми. Областной отдел народного образования был создан в Екатеринодаре 31 марта 1920 года. А уже 2 апреля Маршак был назначен заведующим секцией детских приютов и колоний.
А как же сборник «Сатиры и эпиграммы», содержащий высокую концентрацию откровенно антибольшевистских текстов? Думаю, что он не попал в руки чекистов. Тираж был, несомненно, невелик, и вполне резонно предположить, что Маршак предпринял меры для уничтожения доступных экземпляров.
О самом существовании этой опасной книжки он никогда не упоминал, как и вообще не сообщал никаких подробностей о своей жизни при белых. Сборник считался безвозвратно утраченным. Публичной библиотеке в Ленинграде его подарил вместе с альбомом, содержащим собрание вырезок газетных публикаций Маршака, его друг и почитатель Дмитрий Ефимов в 1961 году, когда это уже не представляло опасности.
В Ленинке, куда копия книжки поступила из Ленинграда, её сочли принадлежащей перу врача-психиатра Аркадия Александровича фон Фрикена (1869−1940), чьи работы по специальности имелись в фондах библиотеки. Если был реальный доктор Фрикен, зачем искать кого-то ещё? Автор «Сатир и эпиграмм» до сих пор обозначен в библиографической карточке: Фрикен, Аркадий Александрович. И никаких Маршаков.
Олег БУДНИЦКИЙ