В недельной главе «Трума» дается предписание построить скинию, и сообщаются многочисленные подробности ее устройства: «И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать в среде их. Все, как Я показываю тебе, образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте» (25:8).
Рабби Йешайя Алеви Горовиц (1560-1630) пишет: «Чтобы искупить грех Адама, который нарушил совершенство Божественного творения, его потомки должны были повторить Божественное творение, создав Скинию откровения – образ мироздания в его совершенстве».
Итак, устройство Скинии – Мишкана соответствовало устройству мироздания, служило своеобразным микрокосмом.
Рассмотрим же его размеры и пропорции, и постараемся понять, можно ли в них усмотреть нечто особенное, нечто действительно совершенное.
Прежде всего следует обратить внимание на сами размеры: «И сделай двор скинии к стороне полуденной, к югу; завесы для двора из виссона крученого, во сто локтей длиною по одной стороне» (27:18)
Двор, в котором находилась Скиния, представлял собой не что-то внешнее, а образовывал интегральную часть святилища. Двор в этом плане, можно уподобить клетке живого организма, а скинию – ее ядру. «Длина двора» составляла «сто локтей, а ширина пятьдесят против пятидесяти». (27:19)
Сотня повсеместно признается неким цифровым символом, цифровым обозначением «всего» — 100%.
В Древнем Риме вычисления часто производились с помощью дробей, которые были кратны 1/100. Вычисления в привязке к сотне, к сотенным долям известны со средневековья, а в новое время утвердились в широком использовании «процентных отношений».
В этом плане интересно расуждение Магараля о том, что сотня локтей двора соответствует размеру Адама, который также был сотворен столоктевым. Причем этот размер Магараль рассматривает именно в «процентном» смысле. Размер человека составлял «сотню, поскольку сотня — это такое целое число, которое учит о полноте, об отсутствии дефектов. И поэтому сказано, что размер человека сто локтей. Для этого первый человек, созданный в совершенстве, выражался этим числом, пока не согрешил, уменьшив его». (Нецах Исраэль 51)
Помимо того, что размеры святилища были приведены к размерам первого человека, сказанное обнаруживает также и то, что размеры Скинии были даны не только в абсолютном, но одноврменно и в процентном выражении.
Мы читаем: «И пусть сделают ковчег из дерева шиттим: два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И сделай крышку из чистого золота: два локтя с половиною длина ее и полтора локтя ширина ее. И сделай двух керувов из золота; чеканной работы сделаешь их на обоих концах крышки. И сделай одного керува с одного края и одного керува с другого края, из самой крышки сделайте керувов на обоих краях ее» (25:11-19).
Ковчег находился в Святая Святых, за завесой, делящей Скинию на две части длиною в 10 локтей (святая святых) и 20 локтей, где размещались стол для хлебных возношений, менора и золотой жертвенник: «И сделай стол из дерева шиттим, два локтя длина его и локоть ширина его, и полтора локтя вышина его…. И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; (25:13-40) «И сделай жертвенник для сжигания курений… Локоть длина его и локоть ширина его; четырехугольным да будет он и в два локтя вышиною; роги его из него же. И обложи его золотом чистым» (30:13).
Кроме того снаружи от Скинии, во дворе находился медный жертвенник: «И сделай жертвенник из дерева шиттим, пять локтей длиною и пять локтей шириною; четырехугольным должен быть жертвенник.., и обложи его медью» (27:1-2).
Каково было расстояние от Святая Святых до стен двора, в Торе не сказано, между тем многое можно вычислить, и Раши следующим образом восстанавливает недостающие размеры: Двор на восточной стороне был квадратным: пятьдесят на пятьдесят; так как длина скинии – тридцать (локтей), и ширина – десять. Вход находился на востоке в конце наружных пятидесяти (локтей) длины двора, таким образом вся (скиния) находилась на внутренних (западных) пятидесяти (локтях), а ее длина доходила до конца тридцати (локтей). Следовательно, оставалось пространство в двадцать локтей сзади, между завесами на западе и полотнищами на задней стене скинии. Ширина скинии – десять локтей – занимала центр ширины двора, и, значит, оставалось пространство в двадцать локтей на севере и на юге между завесами двора и полотнищами скинии, и столько же на западе (как говорилось выше), а перед (скинией находился) двор, пятьдесят на пятьдесят локтей».
Какое же отношение имеют эти детали к образу всего мироздания? В чем и как оно его напоминает? Вопрос этот занимал многих, в том числе и Исаака Ньютона, посвятившего ему целые труды.
Здесь мне бы хотелось обратить внимание лишь на один аспект этого обширного вопроса, а именно на сообразность Святилища человеческому телу.
В своей книге «Нефеш хаим» (4) рабби Хаим из Воложина пишет: «Когда Всевышний создал человека в мире, то установил его высшим образцом и дал ему силы, в середине разместив сердце. И таким же образом создал Всевышний и мир как единое целое, в центре которого размещено сердце, от которого зависит все прочее. А Святая Святых, где Шехина, где завеса, крувим и скиния – это сердце всей земли и всего мира..»
Итак, святая святых соответствует сердцу. Между тем, если мы наложим на план двора и скинии человеческую фигуру, то без труда убедимся, что человеческое сердце располагается как раз на уровне ковчега завета!
При этом пояс человека придется на уровень золотого жертвенника (находившегося на расстоянии 40 локтей от западной стороны и 60 от восточной). А медный жертвенник, находившийся в десяти локтях от входа в скинию, явно соответствует той части человеческого тела, которая предназначена для знака завета, то есть, соответствует «брит миле».
Таким образом, три самые значимые элементы Мишкана — крувим и два жертвенника — соответствуют трем духовно-значимым элементам человеческого тела.
Но чем таким замечателен пояс? Что в нем можно усмотреть особенного и выдающегося, чтобы поставить на один уровень с сердцем и с той частью тела, на которой запечатлен знак завета?
Можно вспомнить, что на этом уровне находится пуповина, то есть крепится связь с внешним источником жизни, с космосом. Но пояс, является самой важной приметой причастности к космическому единству и по иной причине.
Леонардо да Винчи отмечает: “Если мы человеческую фигуру – самое совершенное творение Вселенной – перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека к длине от пояса до ступней”.
Речь идет о так называемой «золотой» пропорции — 0.382… (от пояса до макушки) к 0.618… (от пояса до ступней). Золотой жертвенник был отдален на 40 локтей от западной стороны двора и на 60 от восточной. Приближение к золотому сечению, как видим, достаточно близкое. Почти такое же, как у пирамиды в Гизе, которую всегда приводят в качестве примера знакомства древних архитекторов с этой пропорцией (длина каждой стороны основания этой пирамиды равна 230 метрам, а высота от основания до вершины 146 метрам).
Впрочем, приближение (к золотому сечению) пропорции 60 к 40 (3 к 2) можно назвать классическим, так как пропорции 3 к 2 (большее к меньшему), и 5 к 3 (целое к большему) являются первым рациональным приближением к золотому сечению, которое выражается следующим соотношением чисел Фибоначчи 3 к 2; 5 к 3; 8 к 5; 13 к 8; 21 к 13; 34 к 21; 55 к 34; 89 к 55; и т.д. (каждый следующий шаг все более приближается к золотой пропорции).
Итак, одним из признаков совершенства Скинии является ее уподобленность образу человека, как в его абсолютных, так и в относительных размерах.