Фото: encrypted-tbn0.gstatic.com
Мидьянский священник Итро, тесть Моше, приходит в стан евреев вместе с женой и сыновьями пророка. Под впечатлением рассказа Моше о чудесах Исхода и величии Б-га Итро признает истинность Торы. Видя, что Моше не справляется в одиночку с множеством судебных дел, исков и ходатайств, с которыми к нему обращаются евреи, Итро советует зятю назначить помощников для рассмотрения мелких вопросов, а себе оставить самые важные и сложные дела. Моше так и поступает.
Шестого числа месяца сиван сыны Израиля приходят к горе Синай, и Б-г предлагает им принять Тору. Получив их согласие, Он велит Моше подготовить народ к этому величайшему в истории событию. На третий день под раскаты грома, вспышки молний и трубные звуки шофара Творец обращается «голосом» с вершины дымящейся горы. Звучат Десять заповедей:
1) Я — Б-г (заповедь веры в Творца).
2) Не будет у тебя других богов.
3) Не упоминай всуе Имя Б-га.
4) Помни и освящай субботу.
5) Почитай отца и мать.
6) Не убивай.
7) Не прелюбодействуй.
8) Не кради.
9) Не лжесвидетельствуй.
10) Не желай чужой собственности.
Евреи не выдерживают прямого контакта с Б-гом и после первых двух произнесенных Им речений просят Моше стать посредником — передавать им дальнейшие слова Всевышнего. Б-г требует от евреев хранить Ему верность и не увлекаться другими религиями и мировоззрениями.
***
«И услышал Итро…» (18:1). В русском и других европейских языках слово «святой» и еврейское «кадош» не вполне совпадают по значению. В христианской традиции святость подразумевает служение Б-гу, которое заключается среди прочего в оторванности от мирской жизни.
Итро, правитель Мидьяна и тесть Моше, осознал, что иудаизм — самая «правильная» религия, обращенная непосредственно к Б-гу, а не к Его «наместникам» и суррогатам. Но он считал, что, став евреем, перейдя в иудаизм, он должен подняться на очень высокий духовный уровень, и что это ему не под силу.
Однако затем он стал свидетелем удивительных событий Исхода. Когда сыны Израиля перешли через расступившееся Красное море на другой берег, а преследовавший их египетский карательный отряд утонул в сомкнувшихся водах, все беглецы достигли такой степени пророческого озарения, что простая служанка увидела больше, чем пророк Иехезкель в своих видениях. Однако сразу после этого им пришлось вступить в бой с Амалеком, инкарнацией «йецер а-ра», склонности ко злу, заложенной в каждом человеке.
И тогда Итро понял, что быть евреем вовсе не означает стоять на высочайшей ступени святости, недоступной простым смертным, что быть евреем — это вести каждый день борьбу с «йецер а-ра», если потребуется, и что победить в этой борьбе можно только с помощью Небес. Поняв это, он решил перейти в иудаизм, принять бремя заповедей.
Именно так надо понимать комментарий РАШИ к первым словам сегодняшнего раздела Торы: «И услышал Итро…»: «Что услышал Итро? Он услышал о рассечении вод моря и войне с Амалеком».
Несмотря на высочайший уровень духовности, достигнутый сынами Израиля после перехода через расступившееся Красное море, им все равно пришлось вести войну с лютым врагом Амалеком.
Просыпаясь каждое утро, мы заново «становимся» евреями. Произнося утренние благословения, мы благодарим Б-га за то, что Он не сделал нас неевреями. Почему надо говорить это благословение каждый день? Разве недостаточно сказать его один раз, например, достигнув возраста бар-мицвы или бат-мицвы? Зачем повторять одно и то же каждый день? Есть ли хоть малейшая вероятность того, что, проснувшись однажды утром, я обнаружу, что я уже нееврей, что кто-то лишил меня моей национальной принадлежности, моих еврейских корней?
Нет, просыпаться евреем означает, что каждое утро я должен напоминать себе, какая эта высокая честь и какая высокая ответственность быть евреем. Это не значит только быть участником грандиозных событий, испытывать моменты воодушевления и особого предназначения при переходе через расступившееся море. Это значит, что надо быть в готовности, встав с постели, немедленно вступить в борьбу с мировым злом, и, в первую очередь, со своими собственными недостатками и слабостями, со своим «йецер а-ра», — разумеется, с Б-жьей помощью.
Без права на отказ
«И вывел Моше народ из стана навстречу Б-гу, и встали они под горой» (19:17). Более трех тысяч лет назад малоизвестный ближневосточный народ собрался вокруг невзрачной на вид, невысокой горы посреди безводной каменистой пустыни и пережил там событие, перевернувшее мир. В первый и пока единственный в истории раз Творец Вселенной открылся целому народу. Этим народом были евреи. Гора называлась Синай. У Синая Б-г даровал еврейскому народу Тору, мистическую карту Творения.
«…И встали они под горой»
В талмудическом трактате «Шаббат» мудрецы объясняют скрытое значение этого стиха. Евреи стояли не у подножия Синая, а в буквальном смысле «под горой». Б-г оторвал гору от земли, поднял ее над их головами, как гигантский камень и сказал: «Если вы примете Тору — хорошо. Но если не примете — здесь будет ваша братская могила».
Странная аллегория. Неужели Всевышний вынудил евреев принять Тору с помощью такой угрозы? Значит ли это, что Тора была нам навязана силой, без права выбора?
Но мы ведь знаем, что сыны Израиля — единственные из всех народов заявили о готовности принять Тору, даже не видя ее. Когда Б-г предложил ее, они заявили: «Наасе ве-нишма», сделаем и услышим, т. е. они были готовы принять Тору, еще не зная, какие законы в ней содержатся. Почему же Б-г счел нужным угрожать им тотальным уничтожением?
Цена избранности
«И будете вы Мне царством священников и народом святым — вот эти слова, которые ты скажешь сынам Израиля» (19:6). «Эти слова — не меньше и не больше», — уточняет РАШИ.
Мы живем в эпоху всеобщей инфляции — везде и во всем. Лишь одна вещь сохраняет неизменную цену уже три тысячи лет. Эта вещь называется «быть евреем». Присоединиться к еврейскому народу можно сегодня на тех же самых условиях, что и в эпоху Исхода: прозелит должен взвалить на себя бремя Торы и заповедей.
Каждый человек, независимо от национальной принадлежности, пола, цвета кожи и возраста, может стать евреем. Если только пожелает и выполнит эти условия.
Между тем наши враги неустанно обвиняют нас в высокомерии и расизме. Ведь евреи называют себя «избранным народом». Раз ты считаешь себя не таким, как все, значит ты расист. И иудаизм — расистская религия, поскольку она предназначена для одного народа. Но позвольте, какой же это расизм, если каждый может стать евреем и иудеем?
Да, евреи — привилегированный народ. У них особая задача и особое место в схеме Творения. Они призваны быть «царством священников и народом святым». Но у этой привилегии есть высокая ответственность.
РАШИ сообщает нам, что высказанное Б-гом указание — сказать «эти слова… сынам Израиля» — содержит в себе скрытое предостережение: нельзя ничего добавлять к словам Всевышнего и нельзя ничего убавлять.
Казалось бы, все ясно. Но из пояснений мудрецов мы знаем, что Б-г велел Моше на горе Синай передавать законы Торы разным группам еврейского народа по-разному. Например, разбирая стих «Так молви дому Яакову и скажи сынам Израиля» (19:3), РАШИ пишет, что «молвить» надо мягко, нетребовательно, адресуя слова Торы еврейским женщинам, которые называются «домом Яакова», а «сказать» надо твердо и сурово, поскольку во втором случае Б-г обращается к «сынам Израиля», мужчинам.
Но как мог Моше, с одной стороны, не менять ни одного слова, а с другой стороны, варьировать свою речь, подстраиваясь под ту или иную группу слушателей?
Нет, Моше-рабейну ни под кого не подстраивался. Просто, когда он произнес обращение Творца к еврейскому народу: «И будете вы Мне царством священников и народом святым», оно было воспринято по-разному. Некоторые люди услышали в нем обещание награды за высокую честь нести миссию «избранности» — эти слова ласкали их слух, как сладостная музыка. А для других те же слова прозвучали жестко и требовательно, предвещая трудную, хотя и почетную судьбу. Ведь быть «избранным народом» — это не только высокая честь, но и невероятно тяжелая ответственность. Чем больше привилегия, тем дороже за нее приходится платить.