Между США и Ираном

Эбрахим Раиси. Фото: Getty images

Будет ли столкновение с Ираном? Это главная интрига наступившего года. Очевидно одно: ни США, ни Европа этого столкновения не хотят.

Внешняя политика Израиля давно уже выстраивается в пространстве между двумя полюсами — Ираном и США. В этом смысле за прошедший год ничего не изменилось и вряд ли изменится в будущем.

Приход в Белый дом президента-демократа, одержимого идеей возобновить ядерную сделку с Тегераном, поставил новое правительство в трудное положение. В Вашингтоне рассчитывали на более полное взаимопонимание с «умеренным» кабинетом, по сравнению с правой коалицией Нетаниягу; Беннет и Лапид изначально получили кредит доверия, который было бы жаль терять. При этом требовалось донести до правительства США всю опасность снятия санкций с Ирана. Последняя задача казалась практически невыполнимой, если бы иранские переговорщики сами не проявили неожиданное упрямство, выставив свои требования на встрече в Вене. Тут не только американские политики, но и сдержанные европейцы заговорили о сомнительности дипломатического решения проблемы, а Израиль начал инспектировать возможности своей армии для начала военных действий. Будет ли столкновение с Ираном? Это главная интрига наступающего года. Тем не менее, очевидно одно: ни США, ни Европа этого столкновения не хотят, их разговоры об «альтернативном» варианте — лишь способ давления на несговорчивого партнера. Американские представители уже готовы на временное соглашение почти на всех иранских условиях. Если Израиль захочет нанести удар по ядерным объектам Ирана, ему придется принимать решение самостоятельно, в лучшем случае — без поддержки международного сообщества, а в худшем — подвергаясь осуждению. Как уже не раз говорилось, для нас одинаково плохо и заключение ядерной сделки, и провал переговоров. Тем временем отношения с Вашингтоном медленно, но неуклонно портятся на фоне разногласий между нашими сторонами по иранскому вопросу.

Палестинская проблема по-прежнему мало волнует мировое сообщество, хотя Абу Мазен с определенным успехом пытается наладить диалог с новым правительством Израиля (например, встречается с Ганцем) и заручиться экономической помощью. Тем временем США заново открывают палестинские дипломатические представительства, ранее закрытые Трампом. Эти тенденции, впрочем, не должны никого обмануть: как мы знаем на опыте, мирные инициативы обычно заканчиваются всплеском насилия и очередной интифадой. Об этом говорит и эскалация на территориях, и постоянные ультиматумы ХАМАСа. Нетрудно предсказать, что в будущем году нас ждет по меньшей мере одно вооруженное противостояние с Газой по обычному сценарию: ракеты, ответные удары ВВС ЦАХАЛа, вмешательство Египта.

Нового здесь то, что ХАМАС все чаще реагирует на события, происходящие внутри Израиля. Интересно складывается судьба «Cоглашений Авраама». В свое время Нетаниягу доказывал, что дипломатические отношения с арабскими странами были налажены исключительно благодаря его связям и стараниям. Новому кабинету удается успешно поддерживать и расширять эти отношения (достаточно вспомнить открытие генерального консульства в Дубае, визит Ганца в Марокко, встреча Лапида с королем Бахрейна и т.п.), однако их вес и значение становятся все меньше. Сохраняя внешнее сотрудничество с Израилем, наши новые друзья ищут пути диалога с Ираном, то есть уходят от главной цели этого союза в том виде, в каком он был задуман Трампом, а именно — объединение против общего врага. Таким образом, Израилю все труднее рассчитывать даже на косвенную помощь арабских стран в своем противостоянии с Тегераном.

Тем более неожиданным кажется поворот во внешней политике Турции, которая вдруг взяла курс на сближение с Израилем под негласным лозунгом «забудем старые раздоры». Причиной столь резкого потепления, по-видимому, стал все тот же Иран, чьи интересы в Сирии все больше входят в противоречие с интересами Эрдогана. Особой гордостью премьера Беннета стало сохранение договоренностей с Россией о праве Израиля атаковать с воздуха позиции иранских и проиранских сил в Сирии. Теплый прием, оказанный Беннету Путиным, нанес еще один болезненный удар по самолюбию Нетаниягу, который объяснял взаимопонимание с Кремлем своими личными отношениями с президентом РФ. Однако и здесь на первом месте остаются интересы Москвы, которой не нужно чрезмерное усиление Ирана.
Эксперты высоко оценивают сближение Израиля с Индией в свете формирования антикитайского экономического блока во главе с США. Есть мнение, что участие в этом блоке позволит еврейскому государству выйти на новый уровень международного влияния.

В целом складывается довольно странная картина: мировая внешняя политика, в русле которой дрейфует и Израиль, движется в двух противоположных направлениях. С одной стороны, укрепляется экономическое, научное и культурное сотрудничество между разными странами, с другой — возрастает опасность локальных и глобальных войн, усиливается гонка вооружений и милитаристская риторика. Какая тенденция победит, сегодня сказать невозможно, но Израиль, безусловно, в будущем году испытает на себе их влияние, а возможно, окажется в эпицентре важнейших событий.

Ира КОГАН

MIGnews.com

19a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора