Змей Фараоныч

Обращаясь к еврейским рабам через своего посланника Моше, Б-г обещает вывести их из Египта. Но те не желают слушать пророка «из-за нетерпения и тяжкой работы».

Моше получает указание отправиться к фараону и потребовать, чтобы он отпустил евреев на три дня в пустыню для принесения жертв Б-гу. Придя во дворец фараона, Моше и Аарон демонстрируют уникальное знамение, подтверждающее их Б-жественную миссию: они превращают посох в змею, но придворные чародеи копируют «фокус», и египетский правитель не подчиняется требованию. Тогда Б-г приступает к казням. Первые две казни — повсеместное превращение воды в кровь и распространение жаб — чародеи повторяют, хотя и в меньших масштабах. Но после третьей казни — распространения вшей — они вынуждены признать, что «это перст Б-жий». От всех казней (в сегодняшнем разделе описаны семь из десяти) страдают только египтяне, но не евреи, живущие в провинции Гошен. После вшей следуют новые кары: нашествие диких зверей, падеж скота, кожные нарывы и град с огнем. Эти страшные бедствия расшатывают, губят египетскую империю, однако, несмотря на предупреждения Моше и его многократные предложения остановить череду казней в обмен на освобождение сынов Израиля, фараон продолжает упорствовать.

***

«Когда скажет вам фараон: Давайте доказательство в подтверждение о себе! — скажешь ты Аарону: Возьми свой посох и брось его перед фараоном — и посох станет змеем» (7:9). Так наставлял Б-г Моше и Аарона перед тем, как они пришли к египетскому правителю и потребовали освободить еврейских рабов.

Но почему посох должен был превратиться именно в змея? (Некоторые переводят слово «танин» как крокодил.) Всевышний избрал этот символ, сказано в одном из комментариев, потому что фараон хвастливо называл себя «Великим змеем». И вел он себя так же во время казней: извивался и выкручивался, как змея. То каялся в грехах в разгар очередной казни, обещая отпустить евреев, то заявлял, что ни за что их не отпустит и сей вопрос даже не стоит на повестке дня.

«Бааль а-Турим» (рабби Яаков бен-Ашер, 1269 — 1343 гг., Германия–Испания) предложил другое объяснение: превратив посох в живую змею, а потом снова в бездушный посох, Моше сообщил фараону, что он, «Великий змей», никакое не «божество», а временный жилец на земле, как любая тварь: из праха пришел и в прах вернется.

Как аукнется…

Десять египетских казней не были случайной чередой катастроф. Б-г специально выбрал их, чтобы покарать египтян за порабощение евреев и жестокое обращение с ними по классическому принципу «мера за меру».

Превращение воды в кровь. Египтяне запрещали еврейским женщинам ходить в микву после месячных. Они знали, что по еврейскому закону женщина, не очистившаяся от «кровей», запрещена своему мужу, и надеялись, что эта мера приведет к сокращению рождаемости у евреев.

Жабы. Это наказание было послано египтянам в отместку за то, что они заставляли евреев — просто так, для развлечения — собирать всяких ядовитых тварей.

Превращение земного праха во вшей. Египтяне поручали евреям самую грязную и унизительную работу, например, подметать пыльные улицы и рыночные площади.

Дикие звери. Еврейских рабов снаряжали в пустыню и в горы для ловли диких зверей. Такие экспедиции были опасны и часто кончались смертью охотников. Но египтянам нравилось издеваться над бесправными людьми.

Падеж скота. Эта казнь постигла египтян за то, что они отправляли евреев на дальние пастбища присматривать за скотом: овцами, коровами, лошадьми и верблюдами. Цель была проста: оторвать еврейских пастухов на многие месяцы от своих семей, лишить их возможности заводить детей.

Кожные воспаления и нарывы. Египтяне придумали оригинальное издевательство. Они заставляли евреев охлаждать своими телами горячую воду и разогревать холодную воду в общественных банях. За это Б-г покарал египтян кожными болезнями, лишив их возможности принимать водные процедуры.

Град. От этого стихийного бедствия пострадала, главным образом, растительность. Оно было послано египтянам в наказание за то, что они заставляли еврейских рабов сажать деревья, разводить сады, огороды и виноградники.

Саранча. Евреи сеяли для египетских хозяев пшеницу и ячмень. Но собрать зерно не удалось: все поела саранча.

Тьма. Эта казнь стоит особняком и, в отличие от первых восьми, затрагивает не только египтян, но и евреев. Б-г абсолютно справедлив и никому не делает поблажек. Далеко не все евреи страдали от рабства. Некоторые подружились с египтянами и охотно пользовались их услугами; иногда даже богатели, участвуя в эксплуатации своих соплеменников. Они вовсе не хотели покидать Египет, и Б-г решил исполнить их желание: умертвить и похоронить вместе с египтянами. Но тут возникла проблема. Египтяне сказали бы: «Смотрите, евреи тоже умирают. Значит, это вовсе не Б-г наказывает нас». Поэтому Всевышний послал им тьму, физически осязаемую, густую и обволакивающую, от которой египтяне гибли в страшных муках, не видя, что рядом с ними так же мучительно умирают многие евреи, отказавшиеся от Исхода — целых восемьдесят процентов еврейского населения!

Однако то же самое облако, которое принесло тьму в Египет, излучало, подобно рентгеновскому аппарату, свет для оставшихся двадцати процентов сынов Израиля, решивших уйти вместе с Моше на вечную свободу. Этот всепроникающий свет помог им отыскать спрятанные в тайниках ценности египтян, чтобы перед уходом в пустыню взять их с собой «в долг».

Казнь первенцев. Но за что Б-г покарал египтян последней, десятой казнью: умертвил их первенцев? Ответ мы находим в прошлом разделе «Шмот». Б-г велит Моше: «И скажешь ты фараону: «Так сказал Б-г: Израиль — Мой первенец! Говорю Я тебе: Отпусти сына Моего, дабы Мне он служил, но ты отказываешься его отпустить, и вот: Я убиваю твоего сына, твоего первенца» (4:22-23).

Из этих слов можно сделать два вывода. Во-первых, евреи зовутся «первенцем», потому что они первые из всех народов признали Б-га, благодаря чему Он стал Б-гом для всего человечества, подобно тому, как первый ребенок в семье превращает мужа и жену в родителей, переводит их в новый статус. И второй вывод: тот, кто мешает еврею служить Б-гу, как будто убивает его. Такова связь этой казни с принципом «мера за меру».

Впрочем, десятая казнь преследовала еще одну, самую главную цель. Именно она окончательно сломила волю фараона, вынудив его отпустить, наконец, евреев из рабовладельческой империи.

Граница на замке

«И отличу в тот день страну Гошен, в которой живет мой народ, и не будет там диких зверей…» (8:18). Почему именно во время четвертой казни, нашествия диких зверей, Б-г сообщил, что проведет разделительную черту между египтянами и евреями?

Ответ простой: животные перемещаются быстро, не различая границ. Они могли беспрепятственно войти в провинцию Гошен и напасть на евреев и их скот так же, как они вели себя в тех районах, где жили исключительно египтяне. Более того, именно Гошен, где было больше овец и коров, должен был привлечь хищников. Но этого не произошло. Всевышний превратил территорию, где жили евреи, в «запретную зону».

Любопытно, что Тора указывает на то же самое разделение и в описании следующей казни — падеже скота: «И различие сделает Б-г между скотом евреев и скотом египтян, и не умрет ни одно животное из скота сынов Израиля» (9:4).

По словам мудрецов Талмуда, когда ангел смерти начинает действовать, он не делает различия между хорошими и плохими людьми и их собственностью, а убивает всех, кто попадается ему на пути. Поэтому Тора сочла необходимым отметить, что в данном случае Б-г оградил сынов Израиля, защитил их стада и отары, и ангел смерти уничтожал только скот египтян.

16a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора