Царь Соломон Фото: avatars.mds.yandex.net
Однажды два брата поспорили, пытаясь разделить имущество умершего отца. Они договорились разделить все поровну, однако спор разгорелся, когда один из братьев вдруг взял книгу в руку и воскликнул: «Эта книга моя!» Когда два еврея спорят, то они, конечно, не решают свой спор с помощью силы, а идут к ребе и просят его рассудить по справедливости. Предстали братья перед ребе, и один из них сказал: «Это книга моя, откройте ее, и вы увидите мое имя. Я лишь дал ее отцу почитать». «Нет, эта книга не твоя!» — возражал ему брат. «Я уже понял из ваших слов, кому эта книга действительно принадлежит, а кто пытается ее себе присвоить», — воскликнул ребе. «Откуда же ты знаешь?» — удивились братья. Тогда ребе рассказал им библейскую историю о мудром царе Соломоне.
Две блудницы
Две блудницы жили в одном доме и родили сыновей. Одна из них случайно задушила своего сына во время сна (кстати, педиатры предупреждают молодых матерей об этой опасности) и, обнаружив это, тайком обменяла мертвого сына на живого ребенка своей подруги. Когда та проснулась, то обнаружила, что мертвый ребенок в ее постели — не ее сын. Между женщинами разгорелся спор, который никто не мог разрешить. Всем казалось, что невозможно определить, кто из них мать живого ребенка. Тогда женщины предстали перед судом мудрого царя Соломона. «И сказала одна: «…Я и эта женщина живем в одном доме, и родила я при ней в том доме. На третий день после того как я родила, родила и эта женщина… И умер сын этой женщины ночью, потому что она заспала его. И встала она среди ночи, и взяла сына моего от меня, когда раба твоя спала, и положила его у своей груди, а своего мертвого сына положила у моей груди. И встала я утром, чтобы покормить сына своего, и вот, он мертвый. А когда я присмотрелась к нему утром, то (увидела, что) это не мой сын, которого я родила. И сказала та, другая, женщина: нет, твой сын мертв, а мой сын живой!»… И сказал царь: «Подайте мне меч». И принесли царю меч. И сказал царь: «Рассеките живого младенца надвое и отдайте половину одной и половину другой». И сказала та женщина, которой (принадлежал) живой сын, царю, потому что наполнилась она жалостью к сыну своему: «Прошу, господин мой, отдайте ей этого живого ребенка и не умерщвляйте его». А другая сказала: «Пусть же ни мне, ни тебе не будет — рубите!» И отвечал царь: «Отдайте той живое дитя и не умерщвляйте его, она — мать его!» (Цари 3 гл.)
Ни себе, ни людям
На первый взгляд кажется: мудрость царя Соломона заключалась в том, что он понимал: настоящая мать скорее уступит сына, чем позволит рассечь его пополам. Однако в действительности его мудрость заключалась в его предвидении, что другая женщина скажет: «Пусть же ни мне, ни тебе не будет — рубите!» Понятно, что одна женщина совершила преступление, украв ребенка у своей подруги. Но на каком основании можно было предположить, что она также согласится рассечь его мечом? Ведь то, что человек совершил воровство, еще не означает, что он опустится до убийства. Как же царь Соломон сумел предвидеть, что женщина, укравшая ребенка, скажет «рубите»?
«Царь Соломон сразу же понял из их слов, кто из двух женщин настоящая мать, — объяснил ребе спорящим братьям. — Потому-то он и попросил принести меч, понимая, что одна из женщин согласится на смерть ребенка». «Когда одна мать рассказала, что ее сын жив, то другая тут же воскликнула: «Нет, твой сын мертв!» — продолжил ребе. — Этими словами она выдала истинные причины своего поступка. Она украла мальчика не из-за желания иметь своего ребенка, нет, она совершила преступление из зависти. Ее ребенок умер, и она не могла смириться с тем, что сын подруги жив! Она потеряла сына и хотела, чтобы и у подруги не было ребенка. Она выдала себя словами: «Пусть же ни мне, ни тебе не будет — рубите!»
«Так же и я понял, кто из вас настоящий хозяин книги, — заключил ребе. — В то время как один из вас сказал: «Эта книга моя!», другой ответил: «Нет, эта книга не твоя!» Главным для этого брата было не столько иметь эту книгу, сколько то, чтобы другой ее не имел. А сделал он это из зависти!»
“Наконец-то я понял русский менталитет, — признался мне один американский бизнесмен, который безуспешно пытался открыть какое-то дело в России. — Если в Америке кто-то надстроит еще этаж над своим домом, то его соседи сделают то же самое — соорудят надстройки к своим домам. Если же в России, к примеру, кто-то надстроит этаж, и его дом станет выше других на улице, то соседи от зависти этот дом просто сожгут!»
Если человек видит, что кто-то в чем-то преуспел, и, завидуя, хочет подняться до этого уровня, то это «белая зависть». Если только он не завидует чему-то плохому. Талмуд учит нас, что зависть мудрых умножает мудрость. Завидуйте мудрости, знаниям, добрым делам, даже богатству, если хотите обеспечить свою семью и делиться с нуждающимися. Но если вы завидуете другому человеку, который в чем-то превзошел вас, но не хотите предпринимать усилий, чтобы поднятья до его уровня, а выбираете легкий путь: унизить или уничтожить другого человека, то это — «черная зависть»…
Каждый человек обладает свободой выбора стать праведником или негодяем. Эйсав и Яаков обладали свободой выбора между добром и злом. Яаков выбрал путь добра, а Эйсав — зла. Однако и в Эйсаве был потенциал добра, который он всю свою жизнь пытался в себе подавить. Эйсав видел в своем праведном и благородном брате Яакове себя — того, кем он мог стать, но не стал! Это вызывало в нем зависть, а зависть приводила к ненависти. Ненавидя Яакова, Эйсав в действительности ненавидел себя, точнее, добро в себе самом. Эта ненависть к добру в себе и проецируется антисемитом на человека, в котором, как в зеркале, он видит то, с чем продолжает бороться в своей душе.
Это объяснение механизма антисемитизма вдохновляет нас надеждой на исправление человечества. Стоит антисемитам превратить свою черную зависть в белую, как их желание унизить евреев превратится в стремление достичь их уровня, возвысив себя. Не случайно русский философ Николай Бердяев так точно подметил: «В основе антисемитизма лежит бездарность… Есть только один способ борьбы против того, что евреи играют большую роль в науке и философии: делайте сами великие открытия, будьте великими учёными и философами» («Христианство и антисемитизм», 1938 г.).