Отмахнувшись от политического освобождения Израиля из-под ярма языческого царства, христианство выступило с идеей исключительно «духовного» избавления от первородного греха
Вера Авраама
В недельном чтении «Вайера» приводится беседа между Всевышним и Авраамом, в которой последний узнает о Божественном плане уничтожения Сдома и Аморы. Авраам стал возражать: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть есть пятьдесят праведников в этом городе? Неужели Ты погубишь, и не простишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Неблагопристойно Тебе («халила леха») делать подобное, чтобы погубить праведного с нечестивым и чтобы праведный был, как нечестивый; неблагопристойно Тебе это! Неужели Судья всей земли не учинит правосудия? И сказал Господь: если Я найду в Содоме пятьдесят праведников внутри города, то Я прощу всему месту ради них… И Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, когда окончил говорить с Авраамом» (18.17-33)
Итак, Авраам выразил уверенность в том, что небесный суд не приемлет принципа «коллективной ответственности». И это правило, как будто подтвердилось: город был уничтожен после того, как из него было удалено семейство Лота.
Между тем уже в самом Танахе мы находим свидетельства того, что Всевышний губит праведника вместе с нечестивым. Так в книге пророка Йехезкеля написано: «И скажешь земле Израиля: так сказал Господь: вот Я – против тебя, и извлеку меч Мой из ножен его, и истреблю у тебя праведного и нечестивого» (Йехезкель 21.7).
Более того, Устная Тора признает, что человек может страдать невинно, как сказано: «Есть смерть без греха и есть страдания без вины» (Шабат 55.а). А также много говорит о той общей ответственности, которую несут евреи. Так в трактате Сангедрин (27) сказано: «Все сыны Израиля ответственны друг за друга».
Что это значит? Как можно совместить представление о том, что Всевышний не губит праведного вместе с нечестивым с верой в то, что перед Божественным судом все евреи оказываются связаны вместе?
Смерть праведника
Гемара «Авода Зара» (4) объясняет слова «истреблю у тебя праведного и нечестивого» (Йехезкель 21.7) тем, что в данном случае имеются в виду не совершенные праведники, а праведники с какими-либо изъянами, которых в принципе можно подвергнуть наказанию. Поскольку же изъяны имеются у всех, то и бедствия могут обрушиваться на любого.
Так Моше был наказан за то, что извлек воду из скалы, ударив по ней посохом, а не обратившись к ней словами. Причем наказан он был именно со всем народом, общим для всех наказанием – смертью в пустыне.
Мирьям была поражена проказой за грех злословия на своего брата. Между тем и она считается великой праведницей, как сказано: «Сказал рабби Ами: почему рассказ о смерти Мирьям смежен с заповедями о красной телице? Как красная телица дана для искупления, так и смерть праведника искупает» (Моэд Катан 28.а).
Тут мы обнаруживаем еще одно объяснение допустимости коллективной ответственности: неся общее бремя наказания, отвечая за свои немногие грехи, праведник одновременно искупает многочисленные грехи других людей. Смерть праведника искупает.
Праведник, безропотно принимающий ниспосланные ему испытания и в пределе самою смерть, искупает грехи всего народа. Согласно вере Израиля, вполне благопристойно было бы Всевышнему погубить сдомского праведника, если бы таковой нашелся, и если бы таким способом Творец пожелал хоть как-то сгладить грехи его сограждан.
Смерть праведника искупает. Это положение иудаизма нельзя назвать глубоко разработанным и широко используемым. Предполагается, что искупление сказывается на предотвращении или смягчении ожидаемых бедствий. Так каббалист ХХVII века р. Шимшон из Острополера, которому открылось, что украинских евреев ждут жестокие погромы, пытался предотвратить их своей готовностью умереть.
Между тем этот достаточно периферический для иудаизма подход в христианстве преобразился в магистральный.
В понимании иудаизма Машиах – это политический лидер, утверждающий во всем мире процветание и справедливое правление. Правление это, разумеется, основывается на очищении человеческих душ, на «обрезании сердца», но государственное правление все же подразумевается.
Этой простой и ясной цели христианство предложило «хасидскую» альтернативу. Пренебрежительно отмахнувшись от политического освобождения Израиля из-под ярма языческого царства, христианство выступило с идеей исключительно «духовного» избавления от первородного греха, избавления, достигаемого ценою смерти Избавителя.
В подтверждение иудейской аутентичности такой идеи в Евангелиях приводится изречения пророков: «И воззрят на меня, которого пронзили, и будут рыдать о нем, как рыдают о единородном сыне …» (Захарии 12:10); «Он изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими, наказание за благополучие наше – на нем, и ранами его исцеляемся мы… Господь возложил на него грех всех нас». (Ишайя 53:4-6)
Иудаизм также относит эти слова к Машиаху. Так в трактате Сукка 52а приводятся слова Захарии: «И воззрят на меня, которого пронзили», которые трактуются рабби Досой как предназначенные Машиаху бен Йосефу: «Это потому, что Машиах бен Йосеф убит». В следующей брайте сказано: «Сказал Пресвятой Машиаху бен Давиду, который откроется вскоре, в наши дни: «Попроси у Меня что-нибудь, и Я дам тебе» (Теиллим 2:7). Так как видел (Машиах бен Давид), что Машиах бен Йосеф убит, то ответил: «Владыка мира! Я не прошу у Тебя ничего, кроме жизни». «Жизни? Еще прежде, чем ты произнес это, пророчествовал о тебе Давид, предок твой, как сказано: Просил у Тебя жизни – Ты дал ему» (Теиллим 20:5).
Итак, согласно Талмуду, Машиах бен Йосеф пострадает и, либо лишь покажется мертвым, либо действительно умрет, но будет воскрешен Машиахом бен Давидом.
Тем не менее, страдания Машиаха никто в иудаизме не связывает с искуплением грехов, тем более с искуплением первородного греха. Смерть бен Йосефа — это просто препона на пути политического избавления.
В свою очередь для христианства смерть Машиаха — это не временный внешний сбой, а цель всего предприятия: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф 16:21).
Но что здесь не так? С одной стороны вроде бы имеются пророчества, подтверждающие искупительный страдания Машиаха, а с другой – они с легкостью вписываются в общую канву хасидизма, в русле которого Иисус проповедовал.
Действительно, хасид суров к себе, но снисходителен к ближним, он не судится с обидчиками, он прощает врагов и пр.
Казалось, бы почему Машиаху, о котором сказано «ранами его исцеляемся мы… Господь возложил на него грех всех нас», не пойти этим путем, не пойти по нему до конца?
Претендент на Мессианский трон, несомненно, может оказаться в таком положении, может пострадать, однако с одной оговоркой. Смерть для того, кто претендует быть Машиахом, может быть только запасным вариантом, только планом «Б».
Машиах – политическое лицо и он не вправе отказываться от полномочий, возложенных на него Провидением. Неблагопристойно Помазаннику Божию полностью уклониться от политической борьбы, неблагопристойно ему не попытаться создать царство «от мира сего».
С другой стороны, важно понимать, что хасидизм касается сугубо частной жизни. Своим личным врагам хасид волен сколько ему угодно подставлять вторую щеку, но с врагами пришедшими убивать и грабить его народ, он воюет наравне со всеми, воюет без каких-либо хасидских поблажек.
Если Иисус, будучи праведным иудеем, действительно провозгласил себя Машиахом, то неблагопристойно ему было идти на смерть, не рассчитывая утвердить царство Божие в мире сем.
Но он как раз, по всей видимости, рассчитывал. Профессор Брэндон из Манчестерского университета более полувека назад писал: «Неоспоримым остаётся важный факт — смертный приговор был вынесен римским прокуратором и приведён в исполнение римскими чиновниками… Не подлежит сомнению, что движение, связанное с [Иисусом], имело, по меньшей мере, некоторое сходство с мятежом, чтобы римляне признали в нём возможного бунтовщика и казнили его по этому обвинению».
В мою книгу «День шестой» включена повесть «Назначенное время». В этой книге (в литературной форме) высказывается предположение, что, прознав о надвигающейся на Израиль катастрофе, Иисус вознамерился ускорить избавление и изгнать римлян. Имелся у него и запасной план, в котором находилось место жертвенной смерти. Однако как в основном, так и в запасном варианте не все у него пошло по плану.