Фото: jewishmariupol.com.ua
Б-г открылся Аврааму на третий день после обрезания, когда, несмотря на боль и зной, праотец ждал гостей у своего шатра. Увидев трех ангелов в обличье странников, он принял их с почетом и щедро угостил. Один из гостей сообщил ему, что через год его 90-летняя жена Сара родит сына.
Затем ангелы отправились уничтожить порочный город Сдом. Авраам просит Б-га пощадить город, если в нем найдутся хотя бы 50 праведников. Эта цифра была постепенно снижена, но даже десяти хороших людей там не оказалось, и приговор остался в силе. Прежде чем Б-г обрушил на Сдом и окрестности серный и огненный дождь, ангелы увели из города Лота, его жену и двух дочерей. Вопреки запрету жена Лота оглянулась во время бегства и превратилась в соляной столб.
Дочери Лота решили, что в результате катаклизма на всей земле совсем не осталось людей кроме них и их отца. Стремясь продлить род человеческий, они по очереди переспали с отцом, напоив его вином. В результате у них родились сыновья Моав и Амон, основатели двух народов.
Тем временем Авраам поселился в области Герар. Местный правитель Авимелех похитил Сару, но затем вернул ее по требованию Б-га. Вскоре, в точном соответствии с обещанием Творца, у Сары и Авраама родился сын Ицхак. Отец сделал ему обрезание на восьмой день, как велел Б-г, а в день отлучения Ицхака от материнской груди устроил большой пир. Сара потребовала изгнать из дома Агарь и ее сына Ишмаэля, поскольку она опасалась их пагубного влияния на Ицхака. После некоторых колебаний Авраам выполнил это требование. В пустыне Ишмаэль едва не умер от жажды, но был спасен ангелом и получил обещание, что от него произойдет великий народ.
Видя, что Авраам пользуется защитой Б-га, Авимелех заключил с ним союз. В ходе десятого по счету испытания Б-г велел Аврааму принести в жертву Ицхака на месте будущего Храма. Авраам был готов выполнить это указание, но в последний момент ангел остановил занесенный над Ицхаком нож. В награду за беззаветную преданность Всевышнему Авраам получил «великое благословение» для своих потомков. В конце раздела приведена родословная семьи Авраама до рождения Ривки, будущей жены Ицхака.
***
«И открылся Г-сподь ему (Аврааму) в дубраве Мамрэ» (18:1). РАШИ объясняет: Б-г открылся Аврааму именно в дубраве его друга Мамрэ, потому что именно он, Мамрэ, посоветовал Аврааму сделать обрезание, о котором говорилось в конце предыдущего раздела.
Но почему, спрашивает Виленский Гаон, Аврааму требовался совет Мамрэ на этот счет? Ведь он всегда неукоснительно и без всяких колебаний выполнял все указания Творца. В те древние времена, объясняет Гаон, языческие религии предъявляли чрезвычайно суровые требования к своим последователям, например, требование приносить в жертву собственных детей, включая их сожжение на костре во славу божества.
Именно на этом фоне Авраам стал проповедовать от Имени Б-га новую религию — религию добра и любви к ближнему. Он призывал своих сторонников верить, что Б-гу не нужны человеческие жертвоприношения, что Он требует от них лишь одного — быть милосердными и порядочными людьми, и для этого они должны следовать определенным правилам поведения, основанным на семи законах, которые Б-г передал Ноаху. Нельзя убивать и калечить, говорил Авраам, потому что Ему чужды и отвратительны подобные варварские ритуалы.
И вот теперь Авраам сам получает заповедь, требующую нанести увечье себе и своим детям. Но ведь это может нанести непоправимый ущерб его репутации. Люди, которых он приближал к Б-гу, обвинят его в лицемерии и перестанут верить ему. Все милосердные поступки, которые он совершил и намеревался совершить, будут мгновенно обесценены.
Эти тревожные размышления и сомнения побудили Авраама обратиться за советом к своим трем друзьям. Двое из них, Онер и Эшколь, рекомендовали воздержаться от выполнения заповеди «брит-мила». Они рассуждали так. На карту поставлен труд всей его жизни, который намного важнее одной-единственной мицвы.
Что и говорить, сей довод звучал убедительно. Возможно, именно поэтому Авраам откладывал свою «брит-милу», пока не получил прямое указание от Всевышнего, хотя до тех пор он живо и с рвением выполнял все другие заповеди даже еще до того как получал их.
Именно тогда подоспел совет его третьего друга — Мамрэ. Тот рассуждал просто и предельно убедительно. Если Б-г велит тебе сделать «брит-мила», выполни Его указание, не рассуждая, как ты поступил в эпизоде с жертвоприношением Ицхака. Потому что ни один смертный не имеет права ставить под сомнение указания Творца.
Авраам последовал этому совету. В конце предыдущего раздела «Лех леха» сказано: «В тот самый день обрезались Авраам и сын его Ишмаэль, и все его домочадцы…» (17:26-27). Затем, сразу после обрезания, уже в сегодняшнем разделе, мы читаем: «И открылся Г-сподь ему в дубраве Мамрэ». Его мудрый и праведный друг заслужил эту честь.
«Праведники» Сдома
Известное выражение «Содом и Гоморра» означает крайне порочное, развратное место. Библейский Сдом был порочен вдвойне. Рабби Иегуда говорит в талмудическом трактате «Санхедрин», что жители этого города «грешили телами (т. е. отличались разнузданной похотью) и деньгами (грабили пришельцев)». Визитной карточкой Сдома были тотальный произвол и жестокость, закрепленные в их извращенной системе «правосудия».
Когда Б-г решил уничтожить Сдом, Авраам попытался отговорить Его: «Может быть, есть пятьдесят праведников в этом городе? Неужели… не простишь этому краю ради пятидесяти праведников, находящихся здесь?… И сказал Г-сподь: «Если найду в Сдоме… пятьдесят праведников — прощу всему этому краю ради них. Тогда произнес Авраам: «А вдруг не достанет до пятидесяти праведников пяти — погубишь ли из-за этих пяти весь город?…» (18:24-28).
В слове «цадиким», праведники, которое употребляется четыре раза в приведенном отрывке, не хватает буквы «йуд». Это намек на четырех судей, упоминаемых в трактате «Санхедрин» (109б). Казалось бы, если уж искать хороших людей в злодейском обществе, то первыми кандидатами должны быть местные юристы. Кому как не им, дипломированным правозащитникам, следить за порядком и законностью.
Однако в Сдоме было все наоборот. Этих четырех судей звали «Шакрай, Шакрурай, Зайфай и Мацлей-дина»: Лжец, Отъявленный Лжец, Фальсификатор и Исказитель правосудия. Чего можно ждать от таких законников? В «Санхедрине» приводится ряд прецедентных решений, свидетельствующих об извращенной «мудрости» и «справедливости» сдомских судей. Например, если кто-то ударил беременную жену соседа, и у нее случился выкидыш, судьи говорили ее мужу: «Ты должен отдать свою жену виновному, и она будет жить с ним, пока снова не забеременеет. Тем самым он возместит тебе потерянного ребенка».
Однажды, продолжает Талмуд, в Сдом пришел слуга Авраама Элиэзер (тот самый, который сосватал Ривку Ицхаку). Один из местных жителей, взявший в долг деньги у Элиэзера и не желавший их отдавать, ударил его, нанеся серьезную рану. Элиэзер обратился в суд и потребовал денежной компенсации. Судья, не моргнув глазом, постановил: «Заплати ему сам, ведь он сделал тебе кровопускание. Такая медицинская процедура стоит денег».
Выслушав приговор, Элиэзер схватил палку и ударил судью. «Что ты делаешь?» — закричал судья, обливаясь кровью. Ответил Элиэзер: «Если вы, содомитяне, говорите, что плата причитается обвиненному в нападении, то пусть будет по-вашему. Я пустил тебе кровь, и ты должен заплатить за это. Отдай причитающиеся мне деньги тому, кто ударил меня, а мои деньги останутся при мне».
При таких судьях стоит ли удивляться, что молитва Авраама о милосердии к Сдому так и не была принята: в этом городе не нашлось даже десятки «ущербных» цадиков — без буквы «йуд», гематрия которой — тоже десять.