Благодаря тому, что священническая миссия поручена отдельному племени, все прочие племена призваны утверждаться каждое в своем даровании
Глава «Лех леха» открывается парадоксальным повелением-пророчеством: «И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением. И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные». (12:1-3)
Какая странный проект! Для того чтобы благословить «все племена земные», Всевышний выбирает Себе одно из них и над всеми другими возвеличивает! Зачем? Почему бы не благословить всех равномерно и прямолинейно? Разве не сказал пророк: «Не таковы ли и вы для Меня, сыны Израилевы, как сыны Куша (т.е. чернокожие)?» (Амос 9:7)
Что же значат все эти «благословлю тебя», и «возвеличу имя твое»? Что значит это фактическое удвоение «всего»: «У Господа Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней, но только отцов твоих благословил Господь, и избрал вас из всех народов» (Двар 10.14).
Как можно совместить принцип превосходства с принципом равенства? Разве это не типичный когнитивный диссонанс?
«Племена земные» именно таким образом Тору и восприняли, и, чтобы Бог не выглядел в их глазах недоумком, внесли в трактовку Его слов свои коррективы.
На протяжении веков «ветхозаветное» возвеличивание Израиля понималось церковью как временная мера. Только в этом случае избрание Израиля и его превосходство приобрело в глазах народов известную легитимацию и известную логику: Авраам и вышедший из него еврейский народ в древности просто не доросли еще до идеи равенства. В ту примитивную эпоху, видимо, просто нельзя было иначе. Сочетание универсального «благословения всех народов» с идеей собственной племенной исключительности — дань древнему патриархальному укладу, в который наряду с национальным эгоцентризмом входили также многоженство и рабство. Но всему свое время: когда-то гусеница должна превратиться в бабочку.
Почти два тысячелетия христианство неустанно третировало иудаизм за его верность союзу Авраама, однако, когда христианский мир дорос до чистой идеи «равенства», обнаружилась вся степень ограниченности этой идеи.
Право на неравенство
ХХ век доказал со всей определенностью, что идея равенства всех людей в своей крайней форме оборачивается диктатурой.
Николаю Бердяеву приписывается следующее высказывание: «Свобода есть право на неравенство. Равенство (если оно понимается шире, чем сугубо формально-юридическое равноправие) и свобода — вещи несовместимые. По природе своей люди не равны, достичь равенства можно лишь насилием, причём это всегда будет выравнивание «по нижнему уровню». Уравнять бедного с богатым можно, лишь отняв у богатого его богатство. Уравнять слабого с сильным можно, лишь отняв у сильного его силу. Уравнять глупого с умным можно, лишь превратив ум из достоинства в недостаток. Общество всеобщего равенства — это общество бедных, слабых и глупых, основанное на насилии».
В действительности это высказывание ни в каких сочинениях Бердяева не отыскивается, и его авторство не установлено. Но так же, как известное Адажио Альбинони не становится хуже от того, что его сочинил не Альбинони, а Джадзотто, так и приведенная мысль не становится менее верной от того, что мы не знаем, кто ее сформулировал.
Но и идея «неравенства», «превосходства» (если оно понимается как устранение сугубо формально-юридическое равноправия) представляет угрозу свободе, и даже большую, чем абсолютизм всеобщий уравниловки.
Диаметрально противоположная идее равенства расистская идея, идея подразделения «племен земли» на высшие и низшие — не менее страшное зло.
Теория полигенеза, возникшая еще в XVIII веке, в ХХ — с подачи Блаватской — завладела умами миллионов. В своем сочинении «Тайная доктрина» Блаватская провозгласила, что человечество произошло от семи «коренных рас». «Пятую коренную расу», вышедшую, по ее мнению, из Атлантиды, Блаватская назвала «арийской», что на санскрите значит «благородный». Эту расу она объявила «высшей» и часто противопоставляла ее расе «семитской», «выродившейся в духовном плане и усовершенствованной в материальном». С того дня, и даже по нынешней, многие мечтатели возводят свою генеалогию к этому легендарному корню.
Среди пионеров оказался Гвидо фон Лист (1948-1919), разработавший нацистскую идеологию. «Для воссоздания древнего знания, – пишет Николас Гудрик-Кларк в книге «Оккультные корни нацизма», — Лист использовал понятия современной теософии… Его заметки и ссылки постоянно указывают на «Тайную доктрину» Блаватской. Лист больше не употребляет привычное «немцы» и «народ», но пользуется словами «ариогерманцы» и «раса», как будто подчеркивая совпадение с пятой корневой расой в этнологической схеме Блаватской. Жрецы Вотана, вопрос о которых Лист впервые поднял в 1890-х годах, теперь превратились в просветленную гностическую элиту посвященных, что соответствовало иерофантам «Тайной доктрины». В «Таинствах ариогерманцев» (1908) основные элементы теософской космогонии в их предполагаемом отношении к арийской вере хлынули потоком».
«Проекты новой пангерманской империи были разработаны Листом подробно и недвусмысленно. Они предполагали безжалостное подчинение неарийцев арийским мастерам в жестко организованном иерархическом государстве. Определение кандидата на образование или должность в общественных службах, в профессиональной и коммерческой сферах опиралось исключительно на признак расовой чистоты. Героическая ариогерманская раса освобождалась от всякого наемного труда и прочих унизительных занятий для того, чтобы управлять в качестве просвещенной элиты рабскими кастами неарийских народов. Лист сформулировал систему политических принципов нового ордена: должны были строго соблюдаться расовые и брачные законы; культивировалось патриархальное общество; только мужчина, глава дома, обладал правами, и только ариогерманцы пользовались свободой и гражданством; каждая семья должна была иметь генеалогическую запись, подтверждающую ее расовую чистоту… Эти принципы, опубликованные еще в 1911 году, невероятно похожи на Нюрнбергские расовые законы 1930-х и нацистский образ будущего».
Итак, в ХХ веке избранный Богом народ оказался зажат в тисках двух крайностей, порожденных двумя общественно-политическими чудовищами – коммунизмом и нацизмом. Но одновременно призвание Израиля (проявившее себя в политическом сионизме) явилось единственным адекватным ответом на вопрос, каким образом этих крайностей можно избежать.
Избрание Израиля показывает, что человеческая свобода возможна только в условиях сочетании равенства и превосходства – превосходства в понимании исключительности (ведь быть исключительным, значит в чем-то превосходить остальных людей). Как и сказано в известной мишне: «Адам был создан единственным… ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: «Мой отец больше твоего» и чтобы выразить величие Пресвятого. Ибо человек чеканит много монет одним чеканом и все они похожи друг на друга. А Царь над царями царей отчеканил всех людей чеканом Первого Человека, но ни один из них не похож на другого. Поэтому каждый должен говорить: Ради меня создан мир» (Сангедрин.37а).
Согласно синайскому откровению, каждый человек одновременно и тождественен всем другим и радикально от них отличен, уникален. Равные в своем человеческом достоинстве люди ничуть не равны в своих проявлениях, в своей реализации, и избрание Израиля — краеугольный камень этой действительности. Еврейское превосходство, провозглашенное Создателем в первых строках «Лех леха», является основой и условием всеобщего превосходства – превосходства каждого в своем роде и в своем призвании. Соответственно, леваческая идея равенства – это идеал бездарей и бездельников.
В наше время, на нынешнем вираже мировой истории идея равенства вновь парализует волю и сознание человечества. В современных США людей увольняют с работы и всячески третируют за банальные наблюдения, связанные с различием характеров и способностей у разных наций. Еще более грандиозные успехи достигнуты в уравнивании полов — вплоть до полного их стирания.
Именно благодаря тому, что священническая миссия поручена отдельному племени, все прочие племена призваны утверждаться каждое в своем даровании, как и всякий отдельный человек – в своем. Однако, разумеется, в согласии с волей Всевышнего, отраженной в Его откровении.
«Всевышний выбирает Себе одно из них и над всеми другими возвеличивает! Зачем?» (Арье Барац)
Знаменитый религиозный философ Пинхас Лапид утверждает по этому поводу: «Die Erwählung Israels ist keineswegs Gabe – sondern eine Aufgabe; keineswegs ein Vertrag – sondern ein Auftrag Gottes; keine Würde sondern eine schwere Bürde» (Избрание Израиля отнюдь не подарок — это задача; ни в коем случае не договор — но поручение Всевышнего; не особое достоинство, а тяжкое бремя»). «Я сделаю тебя народом великим» — подразумевает распостранения Великой Идеи, ибо только благословенный и посвященный способен нести дальше среди народов Идею Создателя. «Поднять» вероятно подразумевает «подтянуть наверх» за собой, на новый уровень, других.